Крутись, веретено

Зоя Кудрявцева
В годы давние обучила рукоделию богинь и деревенских дев праматерь наша Макошь. Богам и людям для одежды ткань нужна. Боги  носили  хитоны из тонкого льняного полотна, а люди - одежду из поскони (конопляного волокна). Лён тогда выращивался только для богов.В небесном  царстве при деле  прядильном были  сёстры-богини Доля и Недоля.

 С утра раннего до первой звезды пряли  вечные пряхи в небесной светёлке, а на земле девицы - в деревенской избе. Из льняной кудели тянули  пальцы тонкую нить, наматывали на  крутившееся веретено. Всё тяжелее  оно становилось, медленнее  вращалось.Далеки друг от друга небесная и земная твердь, а девицы- пряхи одну песню пели:

Ты крутись, веретено,
Не ленися, пряха
будет тонким полотно,
Жениху рубаха

Поют, тянут  девицы нить из кудели, в клубки сматывают. Плохая примета, когда у девицы земной нить рвётся – в этом году замуж не возьмут.

Совсем худо,  коли у  небесной  пряхи Доли  упадёт тяжелое веретено - прервётся внезапно чья-то земная жизнь. Так и случилось в годы давние. Начался в грозу пожар на хуторе. Кузнец Проня сынишку из горящего дома вынес, а сам обгорел. Травница Маня с молитвой  лечила,  поправлялся кузнец. Только людские судьбы на небесах решаются.

 У небесной пряхи Доли порвалась нить, закончилась земная жизнь кузнеца. Упало, покатилось веретено  по полу светёлки небесной. То-то в  радость коту Баюну такая игрушка, а нам – сказка новая! Играет, катает кот веретено лапой,  закатил его с неба на землю, в место, что звалось горами Репейскими .Потерялось веретено, так и годы прошли.

 Доля прядёт простым веретеном, да  нить не получается тонкой и ровной, как раньше. Огорчение  пряхе. Спрашивали богини о веретене  птиц небесных, но  они его не видели. Надо искать  на земле, да как  найти  веретено среди  болот и лесов?  Тут без собаки, или волшебства  не обойтись, а волшебники и колдуны тогда были только на земле.

Обратились сёстры к звёздам, попросили веретено на земле сыскать. Но не  мог Сириус, что пёсьей звездой звался,мелочами заниматься. Послал искать пропажу  молодого щенка,  у него ещё и клички не было, он  на земле не бывал, порядков земных не знал, пусть осваивается – в жизни пригодится! Завернули сёстры щенка в облако, оно низко спустилось, ветер завязку потянул -  свалился  щенок  на землю.

 Темно, сыро, страшно,  вокруг никого. Где-то далеко лаяла и выла собака, подняв морду,  жаловалась далёкой звезде на свою голодную жизнь. Теперь щенок знал, как  разговаривают по земному:  полаял  и завыл.  Близко проходил  подпасок Федотка,  пропавшую из стада козу кликал: «Бяш, бяш!»  А вышел на голос из камышей, как с неба свалился, худой мокрый щенок. Хвостишком машет, ластится к человеку.

- Откуда  ты,  щенок? - протянул руку, погладил: - Не бойся, я тебя не обижу!               
Заискрилась под рукой человека шерсть щенка, проступили на ней звёзды Млечного пути, мелкие искры пробежали по руке  пастушка, разлилось тепло по телу и голове, произошло чудо. Федотка услышал, как говорил щенок: - Я малая безымянная звёздочка из созвездия Пса. Должен отыскать на Земле веретено Вечной Пряхи!

Не знаю земных порядков. Без веретена не смогу вернуться в твердь небесную, а на земле страшно. Помоги мне.Перекрестился  парень: - Чудны, Создатель, дела твои, ежели говорящие собаки с неба спускаются.- Помогу, если смогу. Федотка я, а тебя назову «Найдён». Видать, оголодал ты, и я  голодный, но  нет у меня ничего, котомка пустая.
- А ты подумай, чего бы поел, да в котомке посмотри!

- Да нет там ничего! – вывернул котомку, выпал из нее большой кусок пирога с потрохами, только баре такие едят по дням праздничным, а нынче постный день. Разделил Федотка пирог со щенком, тот долго еду обнюхивал, съел с удовольствием. От сытости  обоих в сон потянуло. Дождь накрапывает,  за лесом гремит и мелькает. Это Илья-пророк по небу на телеге огненной едет, дождь везёт. Негде укрыться: ни деревца, ни кустика, только копна сена рядом, зарылись от грозы и дождя парнишка со щенком в сено.

Боялся Федотка грозы, знал с детства, что в тучах огненный змей живёт, он хутор сжёг, сгубил  отца. Больше десяти лет с той поры минуло, в огненного змея парнишка уже не верил, а грозы боялся, хорошо, что Найдён рядом. Гладит  его парень, рассказывает:
 - Ты с небес, а я из погорелого хутора, у тётки живу, скот пасу за харчи и плату малую. Нынче коза старосты пропала, вот и ищу. Плохо в бедности  жить на белом свете.  Был бы у меня хоть какой домишко, зажили бы мы с тобой, Найдён, в тепле и сытости, козочку и огородик завели. Гроза близится! Страшно!

- Грозы не будет, спи, Федотка! Что во сне сегодня увидишь, то скоро и сбудется.
И верно: гроза стороной прошла, за лесом погромыхивает. Снится – вспоминается Федотке: спит он на лавке под дерюжкой в родной избе сгоревшего хутора, слышит, как чиркун под печкой напевает, да веретено жужжит, это матушка прядёт. Хоть и малым был, а лицо матери помнил. Только не матушка пряла в их избе, а простоволосая девица в посконном сарафане, волосы светлые по плечам рассыпались, солнышко из окошка на неё светит. Словно, в золоте девушка.

  И что за девица в их избе прядёт, узнать бы! Хотел личико пряхи разглядеть, да солнышко слепит, потому и проснулся. Утро раннее, нет никакой избы и девицы, на  сене они со щенком, в торбе - краюха тёплого хлеба, яйца варёные, бутылка молока парного.  Коза нашлась, цветы ромашки обкусывает. Хорошо – то как, у него даже собака теперь есть, не простая собака – говорящая, только никто не поверит, да он и не скажет.

Позавтракали, поклонился, поблагодарил Федотка незнаемого благодетеля, позвал Найдёна  стадо пасти. Тот отказался: - Паси, а мне надо  веретено искать.
-Только далеко не убегай,  заблудишься в лесу.
- Не заблужусь, я дорогу по звёздам найду!
  На том и расстались.

 Как прогонял Федотка вечером стадо по деревне, остановился у дома старосты, в окошко солнышко светит. Прядёт у оконца  Параня,  падчерица  старосты.  В простом посконном сарафане девица, белые волосы по плечам рассыпались. Узнал: её  во сне видел. Вроде, красоты в ней  нет, а легла думой парню на сердце. Часто с той поры на оконце поглядывал. Да ему ли, голи бездомной, о девицах думать?
 
 А где же Найдён? Уж темнеет, а его нет, хоть и  звёздный щенок, да молодой и глупый, надо искать! Походил по лугу и  болотинке, звал: «Найдён, Найдён» – тявкнул щенок где-то у реки, из тумана слышалось: «Здесь он».   Шли дни, а щенок не находился.
 
Наступила неделя купальная, погнали пастухи стадо к реке, услышал Федотка: скулил щенок близко, но не видно его, а камыш шепчет «ищи, ищи». Крупная рыбина хвостом плеснула,  разошлись круги по воде, звёзды в них рассыпались, как тогда по шерсти щенка. Никогда не видел Федотка  днем  звёзд на воде. Не Найден ли знак  из воды подаёт, помощи, просит?

 Худо, если к русалкам  попал. Как выручить, надо спросить Аука. Дедушка  в лесу  может обернуться зайкой и филином. Не он ли на сосне сидит, глазами рыжими вращает? Поклонился:- Помоги, дедушка, щенок мой потерялся, как в воду канул.
   - В воде и ищи!-  раздалось сверху.

Обязательно поищет щенка, только при деле он, к стаду надо. Был у пастухов шалашик от дождя  и зноя укрыться, вздремнуть с устатку. Вроде, и не спал, да увидал: на мелководье девица стоит, волосы длинные над водой расчесывает, вода с них ручьём течёт, как расчесала, нырнула. Хвост у неё  вместо ног, хлопнула им, словно щука, перекрестился подпасок от страсти такой, приснится же!

Вышел из шалашика: на воде, где девица нырнула, круги широкие расходятся. Понял: "Русалка это. Много этим летом  со мной всякого непонятного случилось. Надо на исповедь в церковь сходить». Про говорящего щенка никому не сказал – не поверят, засмеют. Знал подпасок, что с наступлением праздника Купалы всякие чудеса случаются, вот и Найден к нему приблудился неспроста.

 Близился праздник Аграфены - лютые коренья, созрели цветы и травы к празднику, уж началась купальницкая неделя, с хороводами, всеобщим купанием голышом. Нынче всем праздник, открыл Купала ворота, нечисть тоже повеселиться любила, людей дурачила. Зорче смотрите, девки и  парни, с кем в воде обнимаетесь. Как бы потом плакать не пришлось.
 
 Накупался Федотка, нарядился. Тётка к празднику одарила праздничной рубахой, теперь не стыдно  на люди показаться, в хороводе с девками поиграть. Мечтал Параню встретить. Рассказал  сон пастуху:- Разгадай, дедушка Влас.
- Отчего не разгадать? Было по молодости и со мной такое, тоже в канун Купалы.

Вздремнул в шалашике, а стадо разбрелось. Облака низко спустились, погромыхивает, туман реку окутал, ничего не видно.  Заиграл я на рожке, коров собираю,  а из реки выходят девицы, все в белом. На головках венки из одолень-травы, в кружок встали, хоровод водят, а я играю – остановиться не могу,  боюсь, что под воду заманят,  но обошлось.

Поводили  хоровод, в горелки поиграли, под воду ушли,  нашёл я в шалашике рупь золотой. Думаю, они за игру уплатили. Большие деньги,  на домик и корову хватило.
Интересно дедушка рассказывает, вспоминает разные случаи из жизни, что были  в канун Купалы. В  эти дни чудеса по земле ходят. Девицы женихов привораживают, русалки из воды выходят, хороводы водят, вместе с деревенскими  купаются. В этот день  разрешено, нет греха.

- А сон твой просто разгадать. Коли  девки   стали являться – жениться надо. Вон, Параня  в фартуке праздничном, корову до околицы провожает, чем  сирота  не невеста? И моя Аграфена провожала корову, пока не женился на ней.
- Дедушка, а бывало такое, что собак и скотину речные девы под воду забирали?

- Про собак не знаю. Скот, случалось, пропадал, но после  Купалы находился. Бывалые люди сказывали, что выходил скот, когда девицы ворота открывали, покидали царство речное. Поиграй в рожок за плакучей берёзой над речкой, русалки  там хороводы водят, на берёзовых ветках качаются. Прибежит щенок, если он у русалок.

Дождался Федотка, когда звёзды первые высыпали на небо, лёгкий туман закурился над речкой. Пора! Встал в кустики за берёзой, заиграл в рожок, словно стадо собирал. Выплывали из омута, выходили  на берег девы речные. Собирали цветы луговые, венки плели. Хороводы водили, стали в прятки играть, как девицы деревенские, тут и позвал  Федотка: - Найдён, Найдён! Ко мне, собачка!

Выскочил щенок из воды, в зубах у него веретено, положил к ногам Федотки, так надёжнее.
- Поймать щенка и парня! – приказала княгиня царства подводного. Бросились русалки ловить подпаска и щенка, но они были уже далеко, на угоре, где молодёжь костёр жгла, хороводы водила. Еле отдышались с испуга.

Обрадовалась Параня, увидев парня, за руку  взяла, в хоровод  привела. Что дальше будет, знал звёздный щенок. Принёс из шалашика  суму пастушью, оказались в ней два веретена. Одно нарядное, цветами расписано. Такие женихи своим невестам дарили. Другое, простенькое, веретено вечной пряхи. Не могло такое веретено понравиться девице. Рад Федотка, подарил Паране веретено расписное, она сама его выбрала, так появилась у пастушка невеста.

Всё сделал Найдён на земле: нашёл веретено, отблагодарил друга за спасение. Пора  на небо  с дорогой находкой возвращаться, только одно дело на земле осталось, надо грозы ждать. И гроза пришла, расстелился ночью по болотинке туман. Не наделала гроза бед, только Найдён пропал, и чудо случилось: стоит хутор, словно никогда пожара не было.

Дом кузнеца Прони новенький, стёкла в оконцах  блестят. Всё  теперь путём у пастуха Федота, тепло в доме,  щами и хлебом свежим   пахнет. Cпит он, как в детстве, на лавке под дерюжкой в родной избе, слышит, как чиркун под печкой напевает, да веретено жужжит, это Параня прядёт, посконный  сарафан на ней цветами красными расшит,  волосы светлые по плечам рассыпались, солнышко из окошка на неё светит.  Хорошо, когда в доме живёт сказка!