Столовая

Анна Ль
             Анна Ль


                СТОЛОВАЯ
             2 место в конкурсе фентези «Наследники Толкиена XIV»

                I

       Когда я впервые переступала порог сего храма бога Общепита, скромно расположившегося в полуподвальном помещении пятиэтажного дома, надежда на трудоустройство уже покинула меня окончательно. Поскольку всё, что с упорством старой сводни, до сих пор пыталась мне всучить газета объявлений, никуда не годилось. И дело было вовсе не в зарплате,  в некоторых местах обещали очень даже прилично,  да я и не слишком  переборчива, но:
1) Ни за какие коврижки не соглашусь, ради работы, угождать начальнику;
2) Не пониманию, почему, если я устраиваюсь поваром, и получаю как повар, должна мыть посуду и туалет;
3) И самое главное:  у меня идиосинкразия на человеконенавистничество, которым разило в большинстве коллективов, в которые я пробовала вписаться.

      Вывеска над головой гордо гласила, что я вступаю в чертоги кафе «Незабудка» и скромная приписка сообщала, что это столовая № 5. 
      Встреча с обеденным залом сказала мне только одно –
 я  ОЧЕНЬ хочу здесь работать. Зал был небольшим, всего на десяток столиков, покрытых чистейшими скатертями в крупную бело-синюю клетку, и очень уютным. Пол напоминал майскую лужайку - настолько пушистым и сходным по цвету было ковровое покрытие. Стены, оклеенные обоями «под дуб» усиливали впечатление. В углу сверкал алмазными струйками небольшой фонтанчик. Да что там работать, я бы согласилась здесь и жить! Дальняя стена являла собой дальнюю родственницу стойки раздачи в советских столовых, но была полностью заплетена искусственной листвой. Свободными от зелени остались только невысокий арочный проход на кухню и небольшие окна, в которых, как экзотические плоды на больших блюдах, нежились румяные бока свежей выпечки. Кривая моего оптимизма резко пошла вниз: если здесь специализируются на ватрушках и кулебяках, то получить работу мне не светит, отношения с тестом у меня были не очень. 
      Окончательно расстроиться я не успела. За зелёной стеной послышалось движение, прилетела волна вкусных запахов и из арки выскочил взъерошенный мужичок лет пятидесяти пяти, оказавшийся заведующим сего благословенного заведения. Больше всего он напоминал мне ёжика-сосунка. Способствовали этому торчащие в разные стороны волосы серо-коричневого оттенка, и немного длинноватый для его лица острый нос, который, казалось, постоянно с любопытством принюхивается ко всему вокруг. Глубоко посаженые глаза светились весёлой лукавостью. А если учесть что роста в управляющем кулинарным царством было от силы метра полтора, то сходство с добродушным насекомоядным представителем семейства млекопитающих было просто поразительным.
      - Рад приветствовать; Анечка, если не ошибаюсь? – Мой ответ его, похоже, нисколько не интересовал. – Кимин, Кузьма Кузьмич. Как вам у нас, как первое впечатление?
- Замечательно! Я бы очень хотела здесь работать. – Ляпнула я и осеклась, что мой столь открытый оптимизм может не совпадать с мнением Кузьмы Кузьмича.
- Вот и славно, потому что нам бы тоже очень хотелось, чтобы вы у нас работали. Прошу, так сказать, в подвалы замка.
- Приведения будут? – Поддержала игру я, увлекаемая деятельным ёжиком на кухню.
- Обязательно, как же без них.
- Тогда я спокойна. О! – Проходя под аркой, я случайно дотронулась до одного из растений.
- Что такое?
- Ничего, просто я издалека приняла ваши зелёные насаждения за синтетику, у них такие блестящие листья. А оказалось они настоящие.
- Неужели. – Господин Кимин вроде бы и не знал, что у него там растёт. – Это хорошо. Значит, я точно не ошибся.

                II

      Не успели мы переступить порог, как навстречу выскочила круглолицая румяная женщина, сияя белизной халата и улыбкой.
- Здравствуйте, - она протянула мне пухленькую ладошку, - я тётя Маша, и все супы и котлеты здесь на моей совести. – Судя по шкварчанию и клубам пара за ближайшей, выходящей в длинный коридор дверью, именно ими она в данный момент и занималась. – Мы вас ждали. – Такой радостный приём хоть и был приятен, но несколько удивлял.
- Да, прям извелись все, ожидаючи. – Дальше по коридору возникло бледное лицо в обрамлении чёрных волос.
- А это наша Ирочка, - радостно сообщила никогда, похоже, неунывающая тётя Маша. И говорившей ничего не оставалось, кроме как материализоваться в коридоре полностью. Ею оказалась худенькая, угловатая девушка лет двадцати.
- Аня. – Я первая протянула руку.
- От радости аж скулы свело. – Буркнула девица, но руку пожала с чувством, так что неприятный осадок от её слов тут же исчез. Стало ясно – сарказм в её словах, не был направлен на меня лично, скорее это привычка и черта характера одновременно, критиковать всё подряд, даже если на самом деле она так не думает.
- Так, и что у нас здесь. – Третьей в коридор вышла статная женщина с пронзительным, словно рентген, взглядом больших серых глаз. Халату она предпочла брюки и куртку, голову украшал идеально накрахмаленный колпак.
- Это Лидия Николаевна, наш мучной бог. А это наша новенькая, Анечка. – Представил нас Кузьма Кузьмич. Повар мучного цеха осмотрела меня так пристально и оценивающе, что мне захотелось спрятаться за спину тёти Маши, Ирочки и заведующего вместе взятых.
- Как я и ожидала. – Вынесла, наконец, вердикт Лидия Николаевна. – Придётся учить, но толк, мне думается, будет.
- Вот и славно. – Главный ёжик облегчённо вздохнул. – Значит завтра, к восьми, прошу на работу. – Обратился он уже ко мне.
- А диплом, опыт работы, вас не интересует? – Я немного растерялась. Трудоустройство получилось слишком уж простым и быстрым.
- Только один вопрос, если позволите. Наверное, он даже покажется вам странным. Но всё же, скажите, что написано на вывеске при входе?
      Я замялась, потому что вдруг обнаружила, что совершенно не помню прочитанное десять минут назад названия кафе. Это было что-то цветочное, только что?  Мои будущие коллеги смотрели на меня, как ребёнок на дядю-фотографа, словно ждали, когда у меня изо рта вылетит птичка.
- Столовая №5. – Название я так и не вспомнила, но что-то же нужно было сказать.
      Четверо, ожидающие моего ответа, просияли так, словно им сообщили, что завтра у них в столовой будет обедать Дед Мороз, с традиционной раздачей подарков.

                III

      Я тишком выскользнула в заднюю дверь и, наконец-то, смогла перевести дух. Ну, и покурить заодно. Сегодня у студентов расположенного неподалёку института была стипендия и Ирочкины сентенции насчёт диких бабуинов, в которых превращаются голодные студенты, снабжённые деньгами, доносились даже сюда.
Но не успела я насладиться смертельной для лошадей отравой, как через неплотно закрытую дверь просочился Кузьма Кузьмич. Пришлось, как школьнице, прятать сигарету за спину.
- Анечка, вот вы где, а я вас искал. Да вы курите, курите. Пожалуй я даже составлю вам компанию, если угостите старика огоньком. Вы у нас уже месяца три работаете, не так ли. – Заведующий со смаком попыхивал трубкой в виде львиной головы.  – Ну, так вот, я хотел бы вам предложить несколько сменить профиль. Вы только не пугайтесь, но как вы смотрите на то, чтобы перейти в ночную смену? Лидия Николаевна уверена, что вы вполне справитесь.
      С ответом я медлила. Я не представляла, чего мне НЕ НУЖНО пугаться, что столовая работает в ночную смену тоже, и с чем мне предстоит справиться не имела ни малейшего представления. Но Лилия Николаевна во мне уверена, а это приятно. Она с первого дня взяла на себя обязанности моего наставника, и утаскивала к себе в цех при любой возможности. А при отсутствии таковой, вторгалась и во владения тёти Маши или Ирочки. И учила, учила, учила. Всему что знала. Всему, что я могла усвоить, а порой и тому, что не могла, не понимала, для чего нужно то, или другое действие. В таких случаях,  с её стороны звучала только одна фраза – просто  запомни. И самое интересное, что действительно, я запоминала. И доверяла.
- Итак, что же вы мне скажете? – Напомнил о своём присутствии Кузьма Кузьмич.
- Я не против.
- Вот и замечательно. Значит завтра, в 22-00. Лидия Николаевна вам всё объяснит.

                IV

      Моя наставница ждала меня у входа. Дверь оказалась не запертой. Мы вошли и я ахнула. Зал был раза в три больше прежнего. Столы остались, как и скатерти на них, только теперь их насчитывалось пара дюжин. Под ногами шелестела отнюдь не синтетическая, а самая что ни на есть настоящая трава,  кое где даже виднелись жёлтые капли одуванчиков, в воздухе витал земляничный аромат. «Дубовые» обои теперь были самыми настоящими, деревянными. Фонтанчик сменился небольшим каменным бассейном. Стенка из зелени исчезла. На её месте красовалась барная стойка красного дерева с мраморной столешницей, и несколькими, блестящими латунными боками, пивными краниками. А за ней, как от входа в пещеру, просматривалась вся кухня.
- Ты чего застыла? Пошли работать, дел много времени мало. Скоро клиенты придут, а у нас ещё как говориться конь не валялся.
- Это что вообще такое? – Говорить у меня получалось с трудом.
- Да не делай ты такие глаза. Образованная же девушка. Даже когда  «Мастер и Маргарита» переживала, такие не делала.
- Так то просто книга, а здесь же всё настоящее. – Я дотронулась кончиками пальцев до стойки, чтобы убедиться.
- А ты кенгуру живого когда-нибудь видела? Нет. А читала о нём? Да. А если увидишь? Ассоциируй!
      В этот момент внутри ближайшего духового шкафа что-то грохнуло, и ароматно пахнущий противень с пирогами сам собой вылез из горячего нутра. Лидия Николаевна потянула носом.
- Ум, медовые, фирменные. Спасибо тёте Маше, удружила. Давненько она их не пекла. Домовые будут в восторге. Не иначе как для твоей репутации старалась.
- Кто, простите, будет в восторге?
- Тебе что, Кузьма Кузьмич ничего не объяснил?
- Сказал, вы проконсультируете.
- Вот же…. – Последнее слово женщина произнесла про себя. По-видимому, оно было не очень приличным. – Хорошее мненьице сложилось, если ты бы стала прятаться за стойкой от первого попавшегося шишиги (1).

                V

      - Заведение наше существует уже давно. – Лидия Николаевна резала крупными кусками репу. Поручив моим заботам баранину с клёцками. – С появлением больших городов и многоэтажных домов множество тех, кого люди называют нечистью, остались не у дел. Домовые, лешие, кикиморы остались не только без крыши над головой, но и без куска хлеба. Вот для них мы и работаем. – Я чуть не выронила миску с тестом.
- Скажите, я вас сейчас правильно услышала? Вы сказали, что мы собираемся кормить кикимор и домовых?
- Не понимаю твоего удивления. Ты же веришь, что они существуют. Так почему же не могут зайти к нам подзакусить?
- Откуда вы взяли, что я в них верю?
- Ты права, я неверно высказалась, не веришь – знаешь. Подсознательно. Это у тебя в крови.
- А при чём здесь моя кровь?
- Да при том! – Наставница даже отпустила нож и обернулась ко мне. Впрочем, на процессе это никак не отразилось. Корнеплоды всё так же скользили по доске, самостоятельно подставляя бока под продолжающий их кромсать небольшими дольками нож. – Неужели ты могла подумать, что в подобное заведение кто попало может запросто придти с улицы и его тут же возьмут. Тебе устроили тщательнейшую проверку, прежде чем определили, что ты действительно МОЖЕШЬ у нас работать. Голос крови просыпается не всегда.
- А поконкретнее нельзя? – Дуэт из доски и ножа за спиной у Лидии Николаевны уже давно расправился с репой и дюжиной морковок. Теперь по доске ползло полотенце и мне было очень интересно посмотреть остановиться нож, или нет.
- Можно. Хоть это возможно тебя и заденет. Но ты уверена, что твоя, скажем, пра-пра-прабабушка родила ребёнка именно от твоего же пра-пра-прадедушки? А скажем не от лешего, волокиты (2) или ещё десятка существ, могущих принимать вид человека, а то и законного мужа? – Я не сдержалась и захихикала, полотенце быстро и аккуратно превращалось в ленточки. – И ничего смешного я тут не вижу.
- Я не об этом, я о полотенце, хотя его уже не спасти. А про то, что вы сказали, думаю, что вполне может быть. Значит, по-вашему, я как бы и не человек?
- Не говори глупостей. – Женщина принялась в ряд раскладывать на столе полоски ткани. – Но часть, крохотная капелька передавшейся тебе по наследству крови, позволяет тебе на равных общаться с теми, кого для остальных не существует.
- Надеюсь, это вы сейчас не о галлюцинациях? Звучит похоже.
- А это, - моя наставница протянула руку. Нитки бывшего полотенца зашевелились, потянулись друг к другу и через секунду соединились в единый кусок ткани, будто и не расставались под неумолимым лезвием. – Тоже похоже на галлюцинацию?
- Думаю, больше на магию.
- На то, что люди обычно считают магией. – Поправила меня Лидия Николаевна. – А для других, такое же естественное действо, как для человека причёсывание волос. И для тебя воздействие на вещи или живых существ, естественно, тоже возможно. Нужно только этому научиться.
 
                VI
 
      Лидия Николаевна задерживалась. Впрочем, теперь я обращалась к ней просто Лида и на ты, она сама на этом настаивала. О обществе, к которому мы обе теперь принадлежали, отчества и выканье были не в ходу. Моими успехами в учёбе она была вполне удовлетворена и всё чаще оставляла меня на хозяйстве одну. Сегодня был как раз такой случай, у неё приболела внучка и она сообщила что придёт на работу попозже. К счастью ночь обещала быть спокойной, посетителей было немного.
      За дальним столиком сидел берендей (3), и уплетал блины с мёдом. У бассейна двое водяных заказали жареный молодой камыш, спаржу в сметане и настойку из клюквы и пяти трав, как они заверяли, исключительно для пищеварения. А то, что в ней пятьдесят пять градусов, то им это не интересно. «Не интересно» у них шла уже третья бутылка. Три молоденькие лесавки (4) хихикали за кружками с абрикосовой шипучкой и обсуждали достоинства и недостатки расположившейся за двумя сдвинутыми столами компанией из пяти троллей.
    Тролли прибыли откуда-то с севера с партией оленины и другой дичи. Что они там не поделили со своими гномами, с которыми до сих пор вполне взаимовыгодно сотрудничали, я не знала. Но результат наблюдать могла. Часть трольего товара под завязку забил нашу кладовую, другую часть Кузьма Кузьмич всеми правдами и неправдами пристраивал по ресторанам, а тролли уже третий день праздновали сделку.
      Предпочитали они это делать исключительно с помощью пива, но вели себя вполне прилично. Единственная проблема была в том, что они опорожняли кружки быстрее, чем я их наполняла. А самое главное, что мне приходилось это делать самой. Заговорить краны на розлив было делом плёвым, но видимо до того как оказаться в нашей Столовой, они побывали в руках у жуликоватого бармена, и привычка осталась. Сколько я не убеждала их наливать полную кружку, у них всегда выходил недолив. А отправить такое троллю было худшим оскорблением, какое можно придумать.
- Доброй ночи. – У стойки материализовался баган (5). – Борщ пожалуйста. Не солить, не перчить и не варить.
- Одну минуту. Присаживайтесь, сейчас будет. – Для приготовления нового заказа почти наполненную кружку пришлось отставить. Но не успела я отвернуться, как оная самопроизвольно заскользила в дальний конец стойки и даже попыталась слеветировать куда-то вниз.
- А ну стоять, Зорька! – Мой крик заставил замереть весь зал, лесавки даже пригнулись. Едва оторвавшаяся от твёрдой поверхности кружка описала дугу и обиженно брякнулась на место.  Из-под края скатерти ближайшего столика растекалась лужа. – Мокруха (6)! А ну вылазь, пока я сама тебя не вытащила. – Один из представителей домашней нечисти, стыдливо потупясь, задом наперёд выбрался из-под стола. – Ты что же это, друг ситный, в злыдни (7) решил переквалифицироваться? А может сразу в укруты (8), а?
- Что ты, что ты матушка, - домовёнок испуганно взмахнул ручками, - на такое непотребство мы нипочём не сподобимся.
- Ну воровать же сподобился. - Я долила почти украденную кружку и отправила троллям, хоть они меня и не торопили, с интересом наблюдая, чем закончится инцидент. Как и все остальные посетители.
- Оголодал шибко. А работы для меня нонче нетути. Ты уж не серчай. Не повториться боле.
- Работы, говоришь, нету? – Я задумалась. В принципе, преврати я сейчас мокруху в полено и сдай стражам-бескудам (9), как вора, никто бы и слова не сказал, воровать у своих проступок очень серьёзный. Но поступать так не хотелось. Я накрошила овощи в тарелку, залила родниковой водой, добавила сметану и зелень, и отправила «сырой» борщ к заказчику.
- Ты вот что, за свою провину останешься сегодня здесь и поможешь с уборкой. И если хорошо себя окажешь, возьму тебя в помощники, если хочешь конечно. – Мокруха в ответ только взмахивал руками, на этот раз радостно. – А пока, на вот, поешь. – Я поставила перед ним на стойку кружку горячего сбитня и пирог с луком и яйцами. Для оголодавшего домушника это был настоящий пир. Остальные посетители, пряча одобрительные улыбки, тоже вернулись к своим тарелкам. Тролий возглас, вырвавшийся сразу из пяти глоток «Хозяйка, ещё пива!», прозвучал завершающим аккордом.
- Анечка, дорогая, - как в кухне появилась Лидия я даже не заметила, - ты даже не представляешь, НАСКОЛЬКО правильное решение сейчас приняла.
 
                VII

      Что Лида имела ввиду, стало понятно уже в следующую ночь. Зал просто трещал по швам, пришлось даже увеличивать и само помещение и количество столиков, чтобы вместить всех желающих. Тишина всех предыдущих моих рабочих ночей теперь объяснилась. Мне просто не доверяли. Все кого принято называть нечистью всегда очень недоверчиво относились к людям, слишком уж хорошо они их знали. Я же была человеком, который (ни много ни мало) пытался прописаться в их мире.
      То, как я отнеслась к мокрухе поставило мне «зачёт», и в ближайшие дни мне, похоже, предстояло перезнакомиться со всеми  представителями мифического братства, обитающего у нас над головой.
      Пятиэтажка, в полуподвале которой мы работали, оказалась ничем иным, как общежитием и гостиницей для всех существ, нуждающихся в крыше над головой.
      Теперь в Столовой клиентов всегда было много. И очень разных. Прижившийся у нас лепрекон всё время пытался заглянуть мне под юбку, приходилось держать ухо востро.
  Лихо одноглазое было клиентом постоянным и вполне платежеспособным, но чересчур уж нудным и придирчивым. При первой нашей встрече оно долго расспрашивало, точно ли я подала ему салат из лебеды, или может я перепутала и это крапива. И оно не успокоилось пока я выдала полный словесный портрет обоих растений вплоть до химического состава. ( Лида, заставила меня выучить несколько справочников лекарственных растений и фармакогнозию (10). Когда в другой раз лихо придралось к котлетам, требуя доказательств, что кабан, из которого они приготовлены ничем не болел я вежливо (нечисть очень обидчива, а зачастую и мстительна) попросила поинтересоваться этим у троллей, которые нам его доставили. Но когда  оно начало допытываться, уверенна ли я, что в гречневой каше нет мучных червей, я не выдержала. И настойчиво попросила, что если оно их там обнаружит, чтоб непременно сообщило мне. Чтобы я смогла внести в счёт не «кашу», а «кашу с мясом», что, разумеется, дороже. С этого момента лихо в нашем заведении ни к чему не придиралось, реально могло выйти себе дороже.

                VIII

     - Отправь на десятый столик гороховое пюре со шкварками и пшеничную кашу с молоком и мёдом, там амбарник с дворовым что-то празднуют. Пожалуй, добавь ещё от нас пяток варёных яиц. – Сегодня был последний день, точнее ночь, когда Лида работала вместе со мной. Опекать меня и дальше, как она сказала, не было необходимости, и собственные шишки – лучшие учителя. А мне было грустно.
- Доброй ночи хозяйкам. – К стойке подошёл бескуд.
- И тебе доброй ночи, охранитель. Что желаешь? Есть замечательная кровянка. – Лида продемонстрировала представителю правопорядка деревянное блюдо с аппетитно поджаренными колбасными кольцами.
- К сожалению, я здесь по делу. – Стражник красноречиво сглотнул слюну, хлопнул в ладоши и развёл руки в сторону. Между его ладонями заклубилось серое облачко в котором почти сразу проступило изображение. – Видели её?
- Бадзюля (11)? Нет, к счастью у нас она не появлялась. А что, что-то серьёзное?
- Да, неприятный случай. У человека, которого она свела на этот раз, в доме обитала целая семья домовых. Если срочно не отыщем её, и не вернём хозяина домой, в вашем общежитии прибавиться постояльцев.
- По-моему, вы не там ищите офицер. – Подала голос я. – Коронным номером у бадзюли, насколько я знаю, является приучение клиента к алкоголю.
- Совершенно верно, молодая хозяйка. – Кивнул бескуд.
- В таком случае вам первым делом необходимо проверить все, ближайшие к его дому забегаловки, где продают спиртное на розлив. Человека, у которого жила целая семья домовых споить окончательно не так-то просто, и бадзюля ещё не завладела им полностью.
- Благодарю за совет. Мы им воспользуемся.
      Через несколько дней мы всем коллективом лакомились крупной спелой земляникой (в декабре!), присланной благодарными домовыми.

      Это были первые, но далеко не последние, мои рабочие будни. (Хотя, с такой специализацией, они больше походили на интересные праздники.) И уволиться из нашей Столовой я не согласилась бы ни за что на свете. Да, пожалуй, даже согласись я, всё равно ничего не получиться, это у меня в крови!

ГЛОССАРИЙ:
1) Шишига – маленькое горбатое существо, затягивающие зазевавшихся прохожих в воду.
2) Волокита – дух, змей посещающий женщин превратившись в красивого парня, отсутствующего мужа.
3) Берендей – человек-оборотень, превращающийся в бурого медведя.
4) Лесавки – мелкие лесные духи, дети лешего и кикиморы.
5) Баган – бог домашнего скота в виде человека с бараньей головой.
6) Мокруха – домашний дух, оставляющий на полу мокрые следы.
7) Злыдни – мелкие пакостные создания.
8) Укрут – существо, ворующее непослушных детей.
9) Бескуд – разновидность вампира. В данном тексте исполняют роль, сходную с человеческой милицией, только честно.
10) Фармакогнозия – наука, занимающаяся всесторонним изучением лекарственного сырья растительного, реже животного происхождения.
11) Бадзюля – дух (чаще всего женский), заставляющий людей бродяжничать и для этого спаивающий их.