Всем служившим на кораблях с именем «129», всем не равнодушным к Военно-Морскому Флоту и его традициям посвящается.
№ 1. «К-129»
Дизель-электрическая подводная лодка с тремя баллистическими ракетами. Год вступления в строй - 1959. ПЛ входила в состав Тихоокеанского флота. Место базирования – Петропавловск-Камчатский. 1968 год, лодка вернулась с похода, её смена (другая лодка) не смогла выйти в море и К-129 как лучшая и наиболее подготовленная в своём соединении вернулась на позицию пуска ракет. ПЛ погибла со всем экипажем, находясь на боевом патрулировании в восточной части Тихого океана. Версия гибели лодки расходится в своих предположениях от - технической неисправности - до столкновения с неустановленным объектом.
№ 2. «ПМ-129»
Плавучая судоремонтная мастерская. Построена в Польше на Щецинской судоверфи. Год вступления в строй – 1973. Включена в состав Камчатской военной флотилии. Основное место службы - Красное море, архипелаг Дахлак, Эфиопия, в составе 933 Пункта материально-технического обеспечения ВМФ СССР. В 1991 году в боевых условиях ПМ–129 выполнила эвакуацию 933 ПМТО. Выведена из состава ВМФ в 2010 году и затоплена в восточной части Тихого океана как мишень при проведении крупномасштабных учений с фактическим применением оружия.
№ 3. «К-129»
Атомный подводный крейсер стратегического назначения (16 баллистических ракет). В 1981 году вошёл в состав Северного флота. Первый в своём классе выполнил последовательную стрельбу двумя баллистическими ракетами из полыньи в приполюсном районе Северного ледовитого океана. В 1994 году корабль переведён в подкласс атомных подводных лодок специального назначения, переименован в «КС-129».
№ 4. «КС-129»
Атомная подводная лодка специального назначения - носитель сверхмалых подводных лодок. Вступила в строй в 2002 году в новом качестве после переоборудования «К-129» в 1996-2002 г.г. Унаследовала наименование «Оренбург» от другой АПЛ специального назначения. «КС-129» «Оренбург».
№ 5. «СРТ-129»
Средний рыболовный траулер. Построен в 1950 году на верфи Ростока (Восточная Германия). Серийное строительство СРТ позволило СССР начать лов рыбы в юго-восточной части Балтийского моря, организовать сельдяные экспедиции в Атлантику. После постройки СРТ был переоборудован в судно размагничивания и включён в состав Дважды Краснознамённого Балтийского Флота с именем «СР-13». В 1996 году судно было сдано Калининградскому Рыбному порту, где и получило наименование ранее существовавшего «СРТ-129». С 2007 года «СРТ-129» включён в состав судов Музея Мирового океана г.Калининград. Единственное музейное рыболовное судно в России.
Пять одинаковых имён, пять судеб кораблей, все достойны уважения и памяти.
И при этом - имя «129» будет жить вечно!