10. Феномен компьютерной тревожности ч2

Владислав Логинов
            Зарубежные исследования компьютерной тревожности показали ее связь с общей и другими видами тревожности — тестовой, математической, технотревожностью, с низким компьютерным опытом (инновационная тревожность), что соответствует предположению об актуализации предыдущего опыта тревожности, а, также, с переживанием информационного стресса. Тот факт, что низкий технико-математический интерес связан с высокой компьютерной тревожностью, говорит о субъективном выделении технических элементов ситуации в результате опосредствования процесса взаимодействия ложными представлениями, как о компьютерной технологии, так и о собственных способностях к математике и технике. Компьютерная тревожность негативно значимо коррелирует с доверием и симпатией к технике, с практическим опытом. Обширная библиография по компьютерной тревожности и психологическим аспектам   использования   компьютеров (Glass, Knight, Baggett) показывает, что почти 70 % сообщавших о том, что они испытывают компьютерную тревожность, не были практиками.
             Многочисленные исследования роли половых различий в возникновении компьютерной тревожности обусловлены предположением о том, что овладение компьютерной грамотностью может стать «критическим фильтром» для женщин, которые вследствие этого не будут иметь доступа ко многим родам деятельности. Мифы и стереотипы о сугубо мужской компьютерной культуре способствуют возникновению данной проблемы.  Результаты исследований половых различий в возникновении компьютерной тревоги, однако, носят противоречивый характер. Значимыми оказались лишь следующие различия: женщины оказались более заинтересованными в «излечении» от компьютерной боязни и более охотно сообщают, что боятся компьютеров, нервничают, беспокоятся при взаимодействии с ними. Женщины также чаще, чем мужчины, отмечали наличие компьютерной тревожности, когда представляли себя сидящими за ЭВМ и в ситуации возникновения возможных затруднений в работе.
             Компьютерная боязнь имеет индивидуальные особенности, связанные с характером человека, образованием, некоторыми предрассудками. Их качественный анализ показал, что субъективно различаются следующие виды компьютерной тревожности: боязнь испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь техники, математики; боязнь за свое здоровье; боязнь нового, незнакомого; ощущение угрозы интеллектуальной самооценке, проявляющееся в недоверии или сверхдоверии к ЭВМ; ощущение дефицита времени.
              Возникновение проблем при освоении компьютера во многом связано с тем способом, каким человек познакомился с компьютером и получил начальную информацию о вычислительной технике и информатике. Большую роль играют житейские понятия и предрассудки, которые могут выступать в качестве своеобразного барьера для восприятия и усвоения новых знаний в области информатики. Сложившаяся система передачи и получения информации в области вычислительной техники способствует формированию особого вида понятий и представлений, ориентированных на технико-математическую сторону компьютеризации.
             Эти понятия житейского типа формируются на основе неточной информации, обрывочных знаний и характеризуются неадекватностью и не системностью. В результате возникновения подобного барьера, новые знания о компьютере, информатике, часто даваемые в форме констатации или сухого информирования (как это нередко бывает на вводных занятиях по информатике и вычислительной технике), неосознанно отвергаются как ложные, противоречащие сложившейся системе взглядов. Усугубляется это тем, что часто обучение информатике происходит в виде «программирования физики или математики», а если человек раньше не любил физику и математику, данные предметы ему не давались, то он начинает избегать и ЭВМ.
             Еще одной причиной возникновения компьютерной тревожности является неправильный подбор учебного содержания. Те опрашиваемые, которые начали знакомство с ЭВМ с теории, с изучения языков программирования, с терминологии, при непосредственной работе с компьютером испытывали сильный эмоциональный дискомфорт, страх, тревогу. Эти явления наблюдались в менее выраженном виде, если субъект не ощущал личной потребности в изучении информатики и овладении компьютером, а необходимость взаимодействия с машиной диктовалась лишь требованиями учебного процесса, мотивировалась потребностью в положительной оценке при обучении или переподготовке по специальности, прямо не связанной с информатикой.      Наиболее сильная компьютерная тревожность отмечалась среди лиц, которые в силу внешних обстоятельств были заинтересованы в действительном освоении материала, но не имели предварительных контактов с техникой и ЭВМ.

                Продолжение следует.