Памяти заветный уголок. О Наталии Дуровой

Александр Валентинович Павлов
      Однажды на "Книжкиных именинах" в Колонном зале Дома союзов бегущий вниз по лестнице худой, длинный Сергей Михалков едва не столкнулся с чинно поднимавшейся навстречу писательницей Верой Морозовой.
     - Новость слышала? - вместо приветствия выпалил усатый классик. - Наташе Дуровой в театре гиена откусила полпальца. Наташу на "Скорой" к Склифосовскому, а там дураки-санитары в истории болезни записали: "гигиена укусила". Вот умора!..
     Рассказывая историю с гиеной, Наталия Юрьевна прочла сочувствие в глазах гостьи - американской школьницы Саманты Смит.
     - Это было давно, - успокаивающе улыбнулась девочке дрессировщица, - а когда давно, то уже не больно. Звери вообще редко обижают своих друзей. Надо понимать животное. Чтобы понимать, надо любить...

     Мы родом из прочитанных в детстве книжек. Мой юннатский кружок Николаевского зоопарка, а затем взрослая работа с животными в Николаеве и Свердловске, печатные публикации о "братьях наших меньших", юношеская повесть "Слоны и любовь" - да ведь это через годы отозвавшиеся впечатления от покоривших душу светлых, сострадательных, умных книг великих ведателей, заступников вездесущей жизни на Земле: Гржимека и Даррелла, Образцова и Чаплиной, Воскресенской и Баруздина, Пескова и Аргуновой, Рябинина и Дуровой...
     Время неумолимо. Однако в истории, памяти сердца останутся отнюдь не склоки наследников, шумный делёж бриллиантов, антиквариата, икон, московской и парижской недвижимости...
     Великая актриса-дрессировщица из плеяды "железных женщин" навсегда ушедшей эпохи, с неизменной дымящейся "беломориной"...
     Мне посчастливилось застать некоторых из них. Смею заверить, таких людей сейчас уже просто не делают...
     - Наташенька, - с нежностью приветствовала телефонную собеседницу тяжелобольная Зоя Ивановна Воскресенская, - Саша восторженно говорит мне о твоём сегодняшнем празднике: ты была такая красивая на сцене, в серебряном платье... Поздравляю с днём рождения, а Саша тебе сам сейчас всё скажет - передаю ему трубку...
     - Саша, спасибо, - слышу знакомый приветливый, очень усталый голос Наталии Юрьевны. - Ну почему вы не зашли ко мне после спектакля?..
     Дурова умела дружить. Впрочем, столь же самозабвенно воевала с негодяями, живодёрами всех рангов и мастей. Бойцовских качеств ей было не занимать: ещё в девять лет из рук самого маршала Жукова получила гвардейский значок - награду за цирковые выступления во фронтовых бригадах.
     Её поддержка дорогого стоила. В начале мутных и смутных девяностых в Екатеринбурге дрессировщик Миша Тушаков буквально на пустом месте, с горсткой таких же сумасшедших бессребреников-природолюбов пытался создать - ни больше ни меньше - второй в мире театр зверей. Я тогда получил письмо, в котором замечательная актриса, писательница, директор и главный режиссёр Уголка дедушки Дурова напутствовала продолжателей дела её жизни:

     "Дорогой Александр Валентинович!
     Спасибо Вам за память и добрые пожелания к 8 Марта, за тёплые слова обо мне и нашем театре.
     Благодарю Вас также и за вырезку из екатеринбургской "Вечёрки" под названием "Последователи Театра зверей Дуровой". Радостно узнавать, что появляются у нас такие славные "товарищества", энтузиасты и защитники всего живого. Дай Бог им сил, настойчивости и терпения в их нелёгком деле.
     У нашего театра тоже есть немалые трудности и с кормами для животных, и с помещениями, и с артистами-дрессировщиками. В общем, хлопот хватает. И мне, конечно, понятно, как трудно приходится сейчас вашему новому театру.
     Александр Валентинович, мне так же, как и Вам, безумно жалко Зою Ивановну Воскресенскую. Это большая потеря для всех нас. Пусть земля ей будет пухом, а мы сохраним её светлый образ в наших сердцах.
     Эпизод с моим дедом, о котором рассказали Вам в Николаеве, действительно один из многих эпизодов, которые случались с ним во время его гастролей. И мне он известен. Но то, что в Николаеве помнят моего деда и с любовью собирают факты из его жизни, мне - его внучке - особенно приятно и дорого. (Во время дореволюционных гастролей в Николаеве В. Л. Дурова на одном из представлений дрессированная обезьянка, выстрелив из бутафорского пистолета, обожгла артисту глаз. Несмотря на это, Владимир Леонидович мужественно продолжил выступление. - А. П.)
     Конечно, мне тоже хотелось бы познакомиться с Екатеринбургским театром зверей и его актёрами. И я надеюсь, что наше обоюдное желание встретиться когда-нибудь сбудется.
     Поклон Стрельниковым от Вас и всех николаевских друзей передаю. Они также шлют всем сердечные приветы с пожеланием всех благ в жизни. (Семён и Елена Стрельниковы - заслуженные артисты Российской Федерации, дрессировщики Театра зверей имени В. Л. Дурова. В номере Стрельниковых принимала участие тигрица Юлька, родившаяся в Николаевском зоопарке. - А. П.)
     Желаю Вам всего самого хорошего и доброго, а главное - здоровья. Будет здоровье - будет жизнь, работа, радости...
     Ваша Наталия ДУРОВА".

     И вот пронзительно-печальная церемония прощания с легендарной дрессировщицей 29 ноября 2007 года в зрительном зале её Уголка, театра на Божедомке - улице Дурова.
     И аплодисменты, провожающие народную артистку Советского Союза в последний путь.
     И монастырское отпевание...
     И ружейный салют, торжественный марш печатающей шаг роты кремлёвских курсантов на Новодевичьем...
     "Когда-нибудь наша планета станет такой тесной, что зверям придётся покинуть леса, - без тени сомнения утверждала Наталия Юрьевна. - Люди вынуждены будут жить в мире с медведями и тиграми. Другого выхода не будет - только мир. Но тут всё зависит от людей".
     "Зависит от людей" - главный завет на все времена.
     Память - добрая и вечная.