Неудачный брак

Кириллова Ирина
Валюха сидела у меня на кухне и рыдала горючими слезами.
 - Представляешь, Кать, он меня бросил! Он… Меня! С ребенком!
- Валь, ну ребенку-то уж 19 стукнуло. Да и разве ты сама не хотела с ним разойтись? Сколько лет ты грозилась бросить его и переживала, что он не переживет развода? Ну вот он сам тебе дал свободу. Чем ты недовольна-то? Квартиру хочет поделить?
- Нет, представляешь, он, видите ли, порядочный больно – все нам с Ксюхой оставил, а сам пошел по углам скитаться…
- Валюха, давай по порядку, а то я ничего не понимаю.
Тут в разговор вклинилась Валькина дочка Ксюша, которая все это время сидела в углу, глядя на мать удивленными глазами.
- Да уж, мам, ты объясни, че ты убиваешься-то так? Ты же сама говорила, что он ничтожество и что тебе с ним не повезло и что ты бы его бросила давно, если бы не квартира. Теть Кать, скажите ей…
- Замолчи, много ты понимаешь! – цыкнула Валюха и продолжила причитать.
Суть произошедших событий можно описать нескольким коротким фразам. Ее муж Саша явился домой трезвым (в кои-то веки), спокойно собрал небольшую сумку вещей и сказал, что больше не будет висеть обузой на ее, Валькиной, шее. Что на квартиру он совсем не претендует и что если надо, то готов даже помогать материально Ксюхе, пока та не встанет на ноги. Остальной Валюхин текст полностью состоял из причитаний по поводу возраста (43 уже все-таки), обвинений в адрес мужа и его воображаемой подруги, а так же слова зависти в мой адрес, потому что мне-де с мужем повезло, в отличие от нее.
Мы с ней вместе пару лет работали после окончания школы в Волгограде и вместе поехали поступать в Питер в институт. У Валюхи отец работал на хим.заводе  и сделал ей направление, то есть ей надо было хоть как-то сдать вступительные экзамены и ее бы взяли. Я же поехала поступать  сама по себе. Поселились мы в общаге и там сразу начали распределять однокурсников между собой. Принцип был простой – общажные парни нас совсем не интересовали, потому что мы хотели получить прописку. В те времена квартирный вопрос стоял так же остро, как и сейчас. Либо нужны были связи, чтобы получить квартиру, либо выйти замуж «за квартиру», либо деньги, чтобы построить кооператив. А чтобы устроится работать, нужна была прописка. Студентов из сильно обеспеченных семей у нас на курсе не было. Поэтому разрабатывали вариант с пропиской. Причем мы заботились не только о себе, но и обо всех жителях общаги. Мы отчаянно сватали наших мальчишек Питерским девочкам, а сами этих девочек близко не подпускали к Питерским мальчикам. Когда одна наша подружка, Юлька, увлеклась пареньком из Сызрани, мы хором ее отговаривали, потому что на наш взгляд это был бесперспективняк. Юлька нас отшила аргументом, что замуж она пойдет только за иностранца, а так, чтобы время провести, он мальчик приятный. В общем стервы мы были первостатейные.
Тогда же, на первом курсе Валюха и «застолбила» себе Саню. Саня был мальчиком интересным и загадочным. Он ошивался в рок-клубе, носил черное пальто на тельняшку и ни на кого из девочек не обращал внимания. Жил Саня в старом фонде в коммуналке вместе с родителями, и улучшения его жилищных условий ждать не приходилось. Однако Валюха решила, что это то что ей нужно. Она уже тогда была в полтора раза шире его. Ходила загорелая, румяная, с оранжевым маникюром. А Санин цвет лица редко выходил за рамки серо-голубой гаммы. Он довольно много времени проводил в общаге с друзьями, выпивал, учился, вел «благочестивые мужские разговоры».
После первой сессии, когда все освоились в институте и количество вечеринок в общаге возросло, Валюха начала осуществлять свой план захвата. Она начала Саню кормить. Надо отдать ей должное – готовит Валюха превосходно! Борща лучше, чем у нее, я не ела нигде. Валюха умела печь пироги с любыми начинками. Она могла накрыть праздничный стол практически из ничего. Все это она делала щедро, большими порциями и кормила пол-общаги, чтобы незаметно угостить и Саню. Саня ел Валюхину еду и млел. Потихоньку она стала приглашать его в нашу комнату одного, без друзей. Потом начала вести с ним умные разговоры. Ну то есть разговоры вел Саня, а Валюха его слушала, не шевелясь и раскрыв от восхищения рот. То есть все правильно делала. На что Саня и купился. Со второго курса они стали жить вместе как пара. Меня отселили к Юльке и мы продолжили веселую холостую жизнь, в отличие от Валюхи. Та сразу стала вить гнездо и требовать от парня верности, внимания, помощи и… денег. Денег у него не было. Совсем. Мы с Юлькой предлагали ей оставить Саню в покое и продолжить развлекаться, но она «закусила удила» и решила во что бы то ни стало довести дело до свадьбы. Очень прописку хотела, а может просто в Саню влюбилась. Женить Саню оказалось делом не самым простым. Он все намеки пропускал мимо ушей, а на скандалы реагировал уходом из общаги домой. Тогда Валюхе пришлось пойти на крайние меры. Она решила шантажировать его своей беременностью. Тут Саня проявил себя достойно. Как только Валя заикнулась, что ее подташнивает по утрам,  Саня тут же заявил, что готов жениться. А пока они готовились к свадьбе, Валюха умудрилась залететь на самом деле.
Знакомство родителей с обеих сторон было, по рассказам молодых, довольно комичным. Валюхины были простыми, слегка беспардонными, шумными людьми, которые заботились о том, чтобы дочка хорошо питалась и вообще была обеспечена «как все люди». Санина мама (он рос без отца) была излишне романтичной и совершенно непрактичной женщиной, которая желала своему сыну возвышенной любви к утонченной девушке. И тех и других ждало полное разочарование. Валька даже поругалась с отцом, когда тот попытался ее отговорить выходить замуж за такого «задохлика». К тому же Валька была на три года старше Сани, что добавляло сомнений родителям с обеих сторон в возможности создания нормальной, правильной семьи. Однако известие о беременности невесты всех тут же объединило и обе семьи перешли к конструктивному сотрудничеству над проектом «молодая семья». Жить молодые должны в Питере, решили все, ведь ребятам надо доучиться. Потом Валькин папа звал к себе на завод, обещал золотые горы. Саня и Валюха пока спорить с ним не стали и обещали подумать, когда до дела дойдет.
После свадьбы Валюха переехала из общаги в коммуналку. Пока не появился ребенок, она откармливала свекровь и соседей по квартире, со всеми пыталась подружиться. Когда родилась Ксюха, ее как подменили. Всю свою любовь и заботу она направила на дочь, а остальных стала воспринимать как врагов и все время ото всех защищалась, хотя никто на нее не пытался нападать. Валюха рассказывала, что с ребенком тяжело, а Саня ей совсем не помогает. Маман (как она называла Санину маму) если пытается, то только все портит, поэтому ее «вообще к дитю подпускать нельзя – угробит еще». А я продолжала жить весело, заканчивала институт, гуляла с парнями. Она постоянно звала меня в гости, а когда я приходила – Валюха только и делала, что жаловалась на свою тяжелую жизнь, на непутевого Саню, который не может на кусок хлеба заработать, на безрукую маман, от которой помощи как от козла молока.
Закончив институт, домой я не вернулась. Я устроилась работать (совсем не по специальности) – продавала матрешек туристам в гостинице. Тогда в середине 90-ых все активно что-то продавали. Других работ почти и не осталось. Я устроила туда же и Саню, чтобы как-то помочь подруге. Работать Сане было тяжело. Он совершенно не умел продавать, часто ссорился с нашим боссом, и каждый раз после получки напивался. Именно тогда Саня начал выпивать больше, чем стоило бы. И именно тогда и там я познакомилась со своим будущим мужем. Валька тогда меня отчаянно отговаривала от брака с моим Игорем. Говорила что он голодранец (как будто ее Саня был миллионером), что с ним поговорить не о чем (Игорь действительно молчун), и что родом он невесть откуда. Вот уж мы с ней как будто были столичными штучками! Все эти доводы на меня никак не действовали – я влюбилась и, кажется, взаимно. Тогда Валюха прибегла к убийственному аргументу: «Раз ему не нравятся нормальные женщины с большой грудью, а нравятся такие маслатые как ты, то значит он извращенец!». Этого я ей тогда простить не смогла и на некоторое время наша дружба с Валюхой расстроилась.
За то время, что мы не общались, Валюха успела расселить коммуналку, в которой они жили и она стала полноправной хозяйкой всей 4-х комнатной квартиры. А это же старый фонд – там потолки, метражи, окна! Все это Валька отремонтировала практически сама. Сама же она и деньги зарабатывала. Ее хватка и предпринимательская жилка помогли ей не просто выжить, но и крепко встать на ноги. Саня тем временем работал кем-то непонятным в какой-то умирающей типографии.
Все это я узнавала от своего мужа, который поддерживал отношения с Саней. Он же мне рассказывал про то, как Валюха запиливала Саню за «финансовую импотенцию». Иногда он до такой степени возмущался, что начинал наседать на меня: «Уйми ты свою подругу. Нельзя так над мужиком издеваться. Женщина должна вдохновлять мужчину, а не втаптывать его в грязь. Он же совсем сопьется!». Я соглашалась с ним, но общение с Валюхой не возобновляла.
Однажды муж решил все-таки устроить встречу старых друзей. Повод выдался прекрасный. В Питер должна была приехать наша общая подруга, которая давно живет в Америке. Игорь проявил чудеса организаторства, забронировал столик в ресторане, всех обзвонил, согласовал с каждым удобное время встречи и пригласил всех приходить со своими мужьями-женами. Саню он тоже пригласил и велел прийти с Валюхой. Мне он про них ничего не сказал. В назначенный день мы встретились в милом местечке и я увидела всю Валюхину семью – тощий, плохо-выбритый Саня, огромная, сверкающая брильянтами Валюха и ее копия немного меньшего размера – дочь Ксюха. Они выглядели настолько комично все вместе, что я невольно засмеялась, глядя на них. Валька решила, что это я так радуюсь, и кинулась мне на шею. Мы обнялись и расплакались, потому что, не смотря ни на что, были привязаны друг к другу.
С того дня Валюха стала частым гостем у нас дома. Энергия ее была бесконечна. Когда я после работы еле приплеталась домой, Валюха умудрялась заскочить домой – забрать Ксюнделя, купить какой-нибудь еды в магазине, притащить все это к нам, что-нибудь приготовить, нас же накормить, поведать о своих делах - проблемах и ускакать домой – кормить Саню. Каждый раз, когда они с Ксюнделем приезжали, Валька жаловалась на мужа и грозилась уйти от него. Каждый раз я спрашивала – чего же она тянет. Каждый раз она объясняла мне, что ей жаль разменивать квартиру, которую она считала своим детищем.  По выходным Валюха зазывала нас к себе и кормила на убой – борщом, мясом, пирогами, икрой. Поила водкой под картошечку и селедочку. Саня растекался в лужу после пары рюмок. А Валюхе и поллитра было нипочем. Она только наливалась кровью и в с удвоенной энергией принималась что-нибудь нарезать, подавать, мыть. Попутно пиная Саню. Ксюндель обычно присутствовала при этих посиделках и всегда поддакивала матери. Когда пьяненький Саня пытался по-отцовски приласкать ее, она отстранялась и грубо  фыркала: «батя, отстань, козел пьяный».  Нас с Игорем немного шокировало такое поведение Ксюхи и я иногда пыталась ее урезонить: «Ксюндель, нехорошо так со взрослыми разговаривать, тем более с родным отцом». Ксюха надувалась и уходила с кухни, бормоча себе под нос: «а как с ним еще разговаривать, если он ничтожество». Я пыталась говорить Валюхе, что она коверкает дочку, тиранит мужа, но Валюха даже не реагировала на мои слова. Она отмахивалась от меня, как от мухи и говорила: «нормально все, так ему и надо». Но при этом постоянно жаловалась, что он пьет.
Ситуация изменилась внезапно. Мой муж встретился с Саней за обедом в кафе и был приятно удивлен произошедшей в том переменой. По словам мужа, Саня был гладко выбрит, в белоснежной рубашке и в галстуке. Саня рассказал, что в их типографию вложил деньги какой-то бизнесмен. Бизнесмен планировал использовать ее для печати рекламной продукции. Для этого потребовалось переоборудование и вообще полная реструктуризация компании. Саня взахлеб рассказывал, что он непосредственно привлечен к созданию новой структуры, консультирует новое начальство по вопросам технологии полиграфии. Саня был настолько полон энтузиазма в отношении его новых обязанностей, что не сразу упомянул, что этот бизнесмен – женщина. Муж мой (обычно простоват в таких вопросах) не придал этому факту значения, а я сразу заподозрила, что перемены, произошедшие в Сане, обусловлены далеко не только новыми обязанностями. Очень скоро стало ясно, что Санин энтузиазм взаимен. Новую хозяйку типографии звали Елена. Именно так отрекомендовал ее нам Саня, когда мы встретились все вместе за обедом. Между ними еще ничего не было, но уже было очевидно,  что будет. Они общались исключительно уважительно и на Вы, но ТАК смотрели друг на друга! И ТАК нахваливали профессионализм друг друга, что я, как подруга Валюхи, заволновалась. Позже я позвонила Сане и спросила напрямик – что у него с этой Еленой? Саня испугался, но потом помолчал и честно ответил-  с ней я чувствую себя человеком. Через пару дней Саня пришел к нам домой, и мы сидели втроем на кухне часов до пяти утра и разговаривали. Вернее я только подкидывала вопросы, а Саня с мужем их обсуждали. Основной мой вопрос был – что же дальше и как же семья. Меня изумили те выводы, к которым пришли мужчины – они приняли решение, что Саня должен пойти и все честно рассказать Валюхе. Вот идиоты! Что рассказывать-то? У Сани с Еленой же еще ничего не началось! И не факт, что начнется. Может о том, что Валюха его задавила? Так об этом и раньше можно и нужно было говорить. Да и говорили мы все, только Валюха не слушала. Однако меня урезонили, объяснив, что самое главное в отношениях это честность и что настоящий мужчина должен обладать смелостью закончить одни отношения, прежде чем начинать другие. Я много раз слышала от Сани пафосные заявления о том, как должен вести себя «настоящий мужчина». Но когда он трезвел, он вел себя как обычный подкаблучник. Поэтому я не поверила, что Саня решится на такой отчаянный шаг. И тем более, не ожидала, что так скоро…

- Кать, ну скажи, кто там у него? – требовала Валюха.
- Валь, на сколько я знаю, он тебе не изменял. Пока, во всяком случае, – ответила я и подумала, что я ведь на самом деле не знаю этого точно. - Валь, достала ты его, похоже, окончательно. Запилила мужика.
- Кать, ну я же как лучше хотела, я же из кожи вон лезла, чтобы он человеком стал, придурок инфантильный.
Вот в этот момент я окончательно зауважала Саню. Валька конечно моя подруга, но стерва законченная. Саня и так долго ее терпел. А теперь все-таки решил восстать. И не против нее, а из пепла собственной жизни. И я желаю ему удачи!