12. Информационный стресс ч1

Владислав Логинов
             Комплексная автоматизация работы систем управления, широкое применение вычислительной техники, использование информационных моделей индивидуального и коллективного пользования, интенсификация труда коренным образом меняют его характер: упрощаются жестко алгоритмизированные функции специалиста, но возрастает количество возможных проблемных ситуаций и повышается темп работы, при этом возрастает роль профессиональной и личностной значимости и ответственности за результаты, а также за последствия деятельности.
             Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов у оператора, является психологический стресс. Исследования проблемы психологического стресса в значительной степени основываются на положениях когнитивной теории, согласно которой когнитивные процессы обусловливают качество и интенсивность эмоциональных реакций за счет включения механизмов оценки значимости реального и антиципирующего взаимодействия человека со средой, а также личностной обусловленности этой оценки. В работах по данному направлению остаются еще вопросы о характере когнитивного отражения стрессогенных ситуаций разной сложности и содержания, а также об особенностях личностной детерминации процесса развития стресса различной, в том числе информационной (операторской) природы.
             В отечественной и зарубежной литературе получили довольно широкое освещение вопросы влияния информационных факторов на деятельность человека и его состояние - это работы В.А. Бодрова, В.Ф. Венды, А.И. Галактионова, Н.Д. Заваловой, Г.М. Зараковского, В.П. Зинченко, В.В. Лапы, Б.Ф. Ломова, В.А. Пономаренко, R. Hockey, E. Hub-bard, D. Salvendy, С. Wickens и др. Однако, исследованию роли этих факторов в развитии психологического стресса, механизмов регуляции данного психического состояния, а также обоснованию моделей его изучения, оценки и прогнозированию стрессоустойчивости к воздействию экстремальных значений информационных факторов в деятельности оператора уделялось недостаточное внимание.
              Необходимость таких исследований обусловливается и тем обстоятельством, что анализ данных литературы об особенностях воздействия на человека информационных факторов операторской деятельности позволяет выделить из категории психологического стресса его особый вид - информационный стресс оператора. Психологические исследования деятельности человека в системах управления техникой дают основание рассматривать явления информационного стресса как весьма специфическую форму психологического стресса с точки зрения особенностей детерминации его развития, уровней регуляции, динамики данного состояния и его влияния на активность оператора и результаты труда.
              Любая разновидность психологического стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т.п.) является в своей основе информационной. Источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем (реальном) и предполагаемом, вероятном воздействии неблагоприятных событий, их угрозе, или "внутренняя" информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о "травмирующих" психику событиях, ситуациях и их последствиях. Эти реакции, как правило, связаны с продуцированном негативных эмоций, развитием чувства тревоги на всем протяжении существования конфликтной ситуации (реальной или воображаемой) - вплоть до ее разрешения или субъективного преодоления этого состояния. В этих видах психологического стресса информация о неблагоприятном, опасном событии является пусковым моментом, определяющим угрозу его возникновения и формирующим чувство тревоги, психическую напряженность на основе актуализации психического образа ситуации профессиональной деятельности.
              В системах управления информационные процессы являются основным содержанием профессиональной деятельности, а возникающие в ходе решения трудовых задач проблемные ситуации, отказы техники, критические режимы, ошибочные действия и другие нарушения, влекущие за собой неблагоприятные последствия вплоть до аварий и катастроф, развиваются на фоне воздействия объективно и субъективно чрезвычайно значимой сигнальной информации или искажения, нарушения информационного обеспечения процесса управления.
              В этих условиях информация является не только источником сведений об угрожающем, сложном, опасном событии, но и средством регуляции процесса парирования нарушений, выхода из критической ситуации и тем самым преодоления чувства тревоги за неблагоприятный ее исход.

                Продолжение следует.