Не бойся делать добро

Натюз
   Мне давно хотелось  понять,  почему еврейский народ, находится в постоянной миграции, за что он подвержен так часто гонениям,  изгнанию, национальной  ненависти  и нетерпимости со стороны других народов. Но я твердо знаю, куда бы ни был изгнан еврейский народ, где бы ему ни пришлось жить, ему всегда приходится начинать  все с чистого листа, много работать, разжигать огонь веры в живого Бога и святости. Ведь само название народа: "евреи" или "йегуди" переводится с иврита, как "благодарный Всевышнему".

ПРЕДИСЛОВИЕ

   История жизни возлюбленного Богом народа с самого начала приведена на страницах самой читаемой в мире книги - Библии, от Авраама, единственного на земле человека, в то время верившего в единого живого Бога, и от которого произошел весь еврейский народ.  Над  формированием характера народа, его вероисповеданием,  заповедями и законами жизни на земле во все времена работал Сам Господь Бог через  избранных Им пророков и вождей народа.  Получив, обещанные Богом земли, народ со временем создал государство Израиль. Много было врагов, но по милости Божьей, когда народ взывал к Создателю, враги отступали. Когда жизнь налаживалась, росло благосостояние, богатство, люди забывали Бога, начинали делать злое  перед лицом Его, и тогда Бог наказывал, отдавая в руки врагов, которые господствовали над ними, превращая их в рабов. «Если обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое»1). Так и происходило, когда люди  вновь взывали к Богу, Господь выслушивал их с небес, прощал и избавлял их многократно. Так написано в Библии в кн. Неемии. Вновь  и вновь   государство Израиль  восстанавливалось. Евреи-патриоты обращались к Богу и возвращались на свою родину. Другие люди мигрировали,  расселяясь  по всему лицу земного шара, в надежде на лучшую жизнь.
   Интересно, что по данным переписи 2001 г. в мире приблизительно проживает от 12 до 14 млн. евреев. Кроме своего государства Израиль, евреи живут в  США, Франции, России,  Украине,  Великобритании, Аргентине, Канаде, Бразилии, ЮАР, Белоруси. Несколько десятков тысяч человек живут также в Венгрии, Бельгии, Италии, Нидерландах, Германии, Молдавии, Иране, Мексике, Австралии, Швейцарии, Румынии, Индии, Турции, Уругвае и Чили; а также и в других странах мира.
   В Украине еврейское население  в 2001 года насчитывало 103 591 человек (486,3 тыс. чел. в 1989 г.). За 12 лет периода распада СССР и создания независимой Украины эмигрировало больше 382 тыс. человек.
 
МЕСТЕЧКО ОБОДОВКА

    Местечко Ободовка Винницкой области, Тростянецкого района стоит на берегах реки Берладинки в месте её слияния с р. Бережанкой (бассейн Южного Буга). На правом берегу   Берладинки расположена Старая Ободовка, на левом — Новая. Ободовка стоит на перекрёстке дорог, ведущих на север, юг, запад и восток и связывающих бывшие еврейские местечки — Чечельник, Бершадь с железнодорожной станцией Крыжополь. Необыкновенно красивая природа, плодородные земли, много солнечных теплых дней создавали  такой же теплый климат между людьми, населявшими Ободовку, построенную еще в XVI веке. По историческим документам в тогдашней Ободовке насчитывалось 522 дома. Евреи жили в Ободовке, вероятно, с первой половины XVII в. Если здесь и существовала еврейская община, то  в 1648-1649 гг., скорее всего, она была полностью уничтожена во времена казацких войн. Имеются документальные свидетельства сборщиков налогов о количестве, проживавших здесь людей еврейской национальности в середине XVIII веке. В 1765 г. здесь бы¬ло 33 еврея, которые жили  в пяти домах; всего к общине было приписано 266 человек, включая жителей 28 ближайших сёл. Судя по тому, что данные переписи удостоверили два домовладельца и секретарь общины, в Ободовке не было своего раввина.  В 1790-х гг. рядом с местечком появились обширные крестьянские предместья Зажийне и Слобода Ободовская. Евреи селились компактно в центральных кварталах и составляли меньшинство жителей Ободовки.   
   28 июля 1941 г. в Ободовку вошла немецкая танковая часть, а в августе того же года было установлено румынское оккупационное управление. Еврейский квартал был превращён в гетто и обнесён колючей проволокой.
   В ноябре 1941 года в Ободовку прибыло около десяти тысяч депортированных из Румынии и Бессарабии евреев. Те из них, кто дал взятку румынским офицерам, поселились в домах местных евреев по 15 — 16 человек в комнате, остальных разместили в коровниках и свинарниках. Зимой 1941/42 г. Около 5 тысяч узников гетто умерло от эпидемии тифа, среди них и семья «бояновского» ребе. Вывозить тела умерших было некому, их погребли только в апреле 1942 г. Крестьяне из-за боязни эпидемии запрещали евреям пользоваться колодцами. Некоторые местные жители всё же помогали узникам гетто, оставляя у ограды вёдра с варёным картофелем. Жителей гетто принудительно использовали на строительных и сельскохозяйственных работах. Во время оккупации на сельскохозяйственной ферме в 3 км от Ободовки по дороге на сахароваренный завод было убито несколько тысяч депортированных евреев. Памятного знака на этом месте нет. Согласно заключению Комиссии по расследованию злодеяний нацистов на оккупированных территориях в Ободовке во время войны было уничтожено около одиннадцати тысяч евреев. В 1943 г. в районе Ободовки действовал партизанский отряд, в организации которого принял деятельное участие местный житель Меир Печерский.  Ободовка была освобождена 14 марта 1944 г 
Вот реквием, написанный писателем Ильей Эренбургом по убитым соплеменникам: « Что зной полуденный Эсфири, как горечь померанца, как мечту, мы сохранили и в холодном мире, где птицы застывают на лету, за то, что с нами говорит тревога, за то, что с нами водится луна, за то, что есть петлистая дорога и что слеза не в меру солона, что наших девушек отличен волос, не те глаза и выговор не тот, нас больше нет. Остался только холод. Трава кусается, и камень жжет» (1944г.) 
               
   На рубеже 1990-х гг. в Ободовке оставалось около 20 евреев, в конце 1990-х гг. – трое.  Представьте себе,  какое количество евреев бежало  из Ободовки в период с 1972 г в Израиль, США, Канаду, даже в Германию, когда были открыты ворота СССР для эмиграции.
 
                Рассказывает Адель Звержановская.
   Мой дедушка Парфентий Березовский и моя бабушка Ксения Березовская до революции были обеспеченной, зажиточной семьей. Они были дальними родственниками известного на Украине графа Потоцкого и прибыли в Ободовку всей семьей из Польши по приглашению семьи Сабанских, основателей Ободовки. Дворец графа Сабанского  сохранился до настоящего времени. В Польше дедушка имел свой бизнес и даже держал свой банк. Их большой дом, построенный князем Сабанским специально для семьи Парфентия,  стоял на пригорке, откуда было видно все местечко.  А внизу лежала проселочная дорога, связывающая Ободовку с другими городами и селами Украины. Семья Березовских в Ободовке занималась земледелием и торговлей.  В те времена у дедушки было два компаньона еврея - Хаим и Изя, помогавшие ему в реализации сельскохозяйственной  продукции. Семьи Хаима и Изи жили  в Ободовке и дружили с семьей Парфентия и Ксении. Они были не только компаньонами, но и  большими друзьями. Дедушка любил и уважал их за честность, трудолюбие и самоотверженность.  Все семейные праздники отмечали всегда вместе в доме моего дедушки, они были, как одна большая и дружная семья. Бабушка была прекрасным кондитером, лучше ее паски на праздник в Ободовке никто не умел печь. Надо сказать, что бабушка и дедушка были очень добрыми людьми, настоящими христианами, честность, гостеприимство, забота о нуждающихся – были очевидны для всех нас, детей и внуков. По вечерам они собирали всю семью за столом  и вслух читали Библию. Я думаю , что слова пророка Исаии 58:7,10:11: «раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся... И отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают». Я запомнила эти слова, потому, что мои бабушка и дедушка всегда так поступали.   
  В октябре 1905 г. был издан Манифест Царя,  провозгласивший свободу слова, собраний и союзов, неприкосновенность личности, и содержащий обещание созвать Государственную Думу с законодательными правами, был с ликованием встречен революционными и демократическими кругами населения. Многие называли его «первой русской конституцией».  Но царь  Николай II и его правительство не собирались выполнять данных народу обещаний. Уже в день опубликования Манифеста 17 октября 1905 г. во многих городах были разогнаны полицией и расстреляны войсками мирные митинги и демонстрации. Начались черносотенные погромы. Это было страшное время. «Убийства, грабежи, поджоги, насилия, надругательства сопровождали эти погромы. Убивали детей, беспомощных стариков, женщин, выкалывали глаза, вспарывали животы и набивали их пухом из перин, разбивали черепа, стреляли в рот, избивали дубинами, сжигали заживо ...».  Всего важнее, для грабителей было отнять у евреев золото. Ведь в те времена все свои доходы евреи меняли на  золото, понимая, что этот металл никогда не теряет своей ценности. Все  октябрьские погромы были вызваны общими политическими причинами и организованы для подавления революционного движения царским правительством. Они были направлены против евреев и интеллигенции, как наиболее активных участников революционного движения. Царское правительство поставило еврейский народ на грань физического и духовного вымирания. Ни одна нация и народность Российской империи не подвергалась таким  безнаказанным погромам и ограничениям, как еврейская. На самом деле для царского правления  и русского народа со стороны евреев не было никакой угрозы. Украинские евреи всегда желали мира, а не войны.
Именно тогда черносотенцы подняли головы, и занялись грабежами еврейских домов, убивая всех евреев, живших в этих домах. Мой дедушка, тогда еще совсем молодой человек,  приютил у себя на чердаке семь еврейских семей, включая семьи Изи и Хаима. На чердаке они прятались днем, а вечером и ночью спускались вниз  в дом.  Дедушка их кормил и прятал от беды. К счастью, погромы 1905 г. длились недолго, с 18-25 октября 1905 г.  Число погромщиков было не так уж много. Как правило, в каждом городе их набиралось от 100 до 200 человек, гораздо больше было сочувствующих, но безучастных зрителей погромов.
   Почему же большинство населения проявляло полное равнодушие, когда на их глазах  убивали соседей-евреев? Видя покровительственное отношение властей к погромщикам, большинство населения уже тогда понимало, что погромы происходят по указу сверху, и боялось вмешиваться. Защищать евреев во время погромов было очень опасно. Озверевшие громилы часто убивали и христиан, которые пытались остановить погромщиков или прятали евреев у себя. Так, во время погрома в Киеве черносотенцы вырезали одно  христианское семейство, которое спрятало у себя старушку-еврейку. Но всегда находились люди, кто, рискуя собственной жизнью, пытался не допустить или прекратить погромы.
Перед самой революцией 1917 г. друзья  Изя и Хаим собрали свои  пожитки и решили эмигрировать в Канаду. Все люди ищут то  место, где им было бы безопасно жить. Они очень просили моего дедушку Парфентия с семьей ухать вместе с ними. Там, в Канаде можно было бы спокойно жить и продолжать делать свое дело, оставаясь компаньонами. Но дедушка отказался   бе¬жать  в другую страну, о чем потом очень жалел.
    30 января 1930 года с постановления ВКПБ - началось массовое раскулачивание крестьян. Власть решила отнять земли у богатых и раздать всем беднякам. К сожалению, часто страдали и малоимущие и середняки. Позже начали образовываться колхозы, земли объединяли в коллективные хозяйства, коллективную собственность. Тех, кто не желал идти в колхозы, отправляли в Сибирь в ссылку, отбирали дома и разрушали семьи. Это называлось раскулачиванием . Но, Слава Богу, семья и дом Парфентия Березовского  были сохранены. Имущество, земля, сбережения, запасы  были отняты. Отбиралось все, что  было приобретено долгим  трудом. Все, что можно было увезти на лошадях или просто унести, было отнято. Это был настоящий, открытый грабеж. Только в Украине - частных сельско-хозяйственников стало меньше на 350 тысяч. Почти миллион, так называемых кулаков - репрессировали.  Они стали жертвами политических репрессий.
    Шли годы, уже выросли собственные дети, появились внуки. Мой папа, заслуженный рабочий, имевший ордена и медали, почетные грамоты за трудовые заслуги, в 1938 г. был расстрелян по доносу, якобы за связь с заграницей с родственниками из Польши. Ведь мой отец был поляком. Мама, чтобы сохранить жизнь со своей сестрой уехали в Крым, где их и застала война. Нас четверо внуков оставили на попечении бабушки и дедушки, которым к началу войны было больше семидесяти лет.
    Наступил страшный для всех 1941 год. Местечко Ободовка была захвачена и оккупирована сначала немцами, румынами, а затем австрийцами.  Мы, дети, жили вместе с бабушкой и дедушкой в одном доме. В моей памяти сохранился такой эпизод, случай, запомнившийся мне на всю жизнь.
   Помню, как евреев перегоняли, как скот, по трассе, проходившей под нашим домом, стоящим на пригорке, Но вот немцы объявили привал. Все должны были сесть прямо на дороге  на землю, а так как этот участок дороги было очень узким, то людям разрешили сесть на пригорке, прямо недалеко от ворот  нашего дома. По-видимому, бабушке и деду кто-то сообщил об этом перегоне. И они рано утром встали и начали варить картошку и яйца в большом количестве, собрали корзины с яблоками и все бутылки, которые были в доме, заполнили водой.
   И вот, когда евреи расположились у ворот дома на привал, дедушка с бабушкой  начали выкатывать им  из-под ворот картошку, яйца, воду, хлеб и яблоки. Евреи, не оборачиваясь, подбирали докатившиеся продукты и передавали их другим, чтобы каждому что-то досталось из еды. 
  Сейчас я вспоминаю об этом событии, ужасаясь и одновременно восхищаясь моими бабушкой и дедушкой. Они рисковали не только своей жизнью, но и нами детьми. Я все это собственными глазами видела, т.к. мы с моими братиками и сестричками сидели в это время в беседке, расположенной недалеко от нашего дома тоже на пригорке. Не знаю, почему,  но я запомнила также одну женщину еврейку, которая находилась возле ворот  нашего дома. Она, подбирала  и передавала продукты по цепочке другим людям, сидящим на пригорке и на дороге. На ней был очень красивый вязанный квадратами  белый платок. Каждый квадрат – белая роза. Не знаю, почему, но я вижу ее в этом платке так, как будто это происходило вчера.
Мне неизвестна судьба этих людей, скорее всего их перегоняли из нашего местечка в другое место для расстрела, а может и на станцию для отправки в Германию, я не знаю. Но мне так хотелось бы верить, что кто-то из них остался живым. Моего дедушку Парфентия убили в 1943 году немцы, стоявшие в Ободовке,  когда он вступился за свою родную сестру  в ее доме. Как и во всех хороших домах на оккупированной территории жили немцы, выгнав хозяев домов в сараи и летние кухни.
  Мы, внуки, а нас было четверо, остались с одной бабушкой, и она, несмотря на свои преклонные годы, сохранила наши жизни в очень трудное время...

Послесловие
   Слава Богу, что спустя 70 лет в государстве Израиль, вновь возрожденном в 1947 г. не забывают людей, которые из благородных побуждений и с риском для собственной жизни спасали евреев в годы Второй мировой войны. По давней еврейской традиции таких людей называют «хасидей ум¬мот ха-олам», что буквально означает «праведники среди народов мира».
   Одним из самых запоминающихся мест мемориального памятника «Катастрофы Холокоста и Героизма», который создали на горе памяти в Иерусалиме  Яд-Вашем  является Сад Праведников - несколько тысяч вечнозеленых деревьев, каждое из которых посажено в честь человека, помогшего хотя бы одному еврею пережить Холокост. Табличка у дерева сообщает его имя.
   Для каждого человека любой национальности нет более важных заповедей: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».(Лук., 10,27)

Использованная литература
1.Библия, кн.Неемия1,9, кн. Исаии 58
2.Феликс Кандель « Очерки времен и событий из истории российских евреев»
3.Элиэзер Штейнман (1892–1970) «О погромах на Украине»
4.Еврейское наследие. Сайт http://jukraine.org/vinnickaya-oblast/obodovka/