14. Эффективность деятельности человека в АДС

Владислав Логинов
               

         Факторы, негативно влияющие на эффективность работы студентов-операторов автоматизированных диалоговых систем (АДС), исследовал в своей работе В.А.Логинов. Как основной показатель эффективности деятельности оператора АДС им была выбрана надежность кратковременной памяти (КП), которая понимается автором как комплексная характеристика безошибочности и своевременности мнемических действий. Системность этой характеристики не только «внутренняя», зависящая от сложности структуры самого мнемического процесса, но и «внешняя», определяемая включенностью КП во все процессы: сенсорные, интеллектуальные, моторно-речевые и другие, связанные с деятельностью субъекта.
       Главная причина неэффективности работы оператора за экраном монитора компьютера при обработке больших массивов зрительной информации – разнообразные проявления конфликта между его психологическими возможностями и требованиями решаемой задачи.
              Изменение степени психологического утомления, уровня реактивной тревожности и пропускной способности КП оценивалось замером этих характеристик до начала сеанса с ЭВМ, через один час работы и после ее окончания: уровень реактивной тревожности  Rтр – осросником Д.Спилберга-Ю.Ханина, психологического утомления – адаптированным автором опросником СШУ (как отношение суммарной оценки по фактором «самочувствие» и «мотивация» до начала сеанса к сумме оценок по этим факторам в контрольных точках Uпс, динамику пропускной способности КП – методикой определения «критического времени» предъявления и тестовой информации Ткрит, с последующим парным корреляционным анализом.
Как и предполагалось, по данным наблюдения и анкетирования испытуемых в процессе длительного (2 часа) и интенсивного диалога с ЭВМ уровень реактивной тревожности и психологического утомления у испытуемых с низкими результатами деятельности возрастает R=+0.713, (р 0.01), а пропускная способность КП снижается.
             Афоризм «на ошибках мы учимся» имеет количественное подтверждение. Как это не парадоксально, в начальном периоде обучения, количество допущенных ошибок в единицу времени, может служить показателем обучаемости. Но при этом необходимо выполнение важного условия: ошибки должны быть разными, то есть коэффициент повторяемости однотипных ошибок должен стремиться к нулю. Важно не бояться совершать ошибки.
             При работе в диалоге с ЭВМ, чем сильнее студенты-операторы АДС старались избегать ошибок, тем чаще они их допускали. Это порождало напряженность и влекло за собой увеличение уровня реактивной тревожности, возрастание психологического утомления, а в результате уменьшение пропускной способности КП. Иногда стресс полностью перекрывал канал обмена информацией между кратковременной и долговременной памятью. Студенту-оператору начинало казаться, что он «все забыл».
             И в менее напряженных ситуациях повышенная личная тревожность оператора влекла за собой увеличение уровня реактивной тревожности, что снижало уверенность в правильности процесса переработки  информации в КП, увеличивало латентное время принятия решения. А при сохраняющейся скорости поступления информации на дисплей, это повышало напряженность деятельности и снижало надежность КП, за счет увеличения количества допускаемых ошибок.
            При неблагоприятном сочетании у оператора малой пропускной способности КП и высокой личностной тревожности, а, значит, и высокого  уровня реактивной тревожности, осложнение ситуации приводило к импульсивной, а через некоторое время к генерализованной форме напряженности и срыву деятельности. Этот процесс сопровождался гаммой отрицательных эмоций и в итоге приводил к резкому повышению психологического утомления и  уровню его субъективной оценки.
    Полученные экспериментальные данные показывают, что изучение и учет системы объективных и субъективных факторов, обусловливающих скорость и безошибочность приема информации и ее надежной переработки в КП, являются необходимым условием для практической разработки программы обучения и проектирования деятельности студентов-операторов диалоговых систем.
            Проверка на критическое время переработки информации Т крит, выяснение уровня личностной и реактивной тревожности ( Атр, Rтр  ), получение данных о динамике изменения субъективной  оценки психологического утомления Uпс , дает необходимую информацию для выделения операторов, плохо переносящих перцептивную нагрузку и информационную перегрузку, плохо мотивированных, плохо видящих без компенсации, плохо переносящих статическую рабочую позу за дисплеем ЭВМ.

                Продолжение следует.