Советская Армия-20 Письма

Александр Алексеевич Кочевник
Дрова, дровами, но самый главный источник тепла для солдата – это письма! Когда он получает письмо из дома, то забывает обо всех неприятностях и дискомфорте. Не важно для него, какая погода. Дождь ли, мороз ли кругом. Даже придурки, с которыми только что выяснял отношения, не раздражают. Получено письмо, и они сразу начинают выглядеть симпатичными людьми.
Когда солдат читает письмо, его в армии нет! Он весь на гражданке. Поэтому, чем больше он получил писем, тем меньше реальный срок службы. Особенно в первые месяцы письма ощутимо скрашивают жизнь и дают энергию. Поэтому весточки из дома прочитываются, что называется «от корки, до корки!» Причем многократно!
Поначалу вместе с родными пишут и друзья, и сотрудники, и ученики. Потом поток писем ослабевает. Постепенно перестают писать друзья, потом ученики, затем и остальные родственники, остаются только самые близкие и верные адресаты – жена и мама.
О чем письма? Обо всём, и ни о чём!
Так Александр написал своему шурину, который призывался на срочную службу месяцем раньше о красоте Закарпатья. О мозглой погоде. О том, что погода в основном тёплая +10, но бывает иногда холодно, до –10 и деревья украшаются красивым инеем.
В ответном письме Юрий писал, что у них тоже в основном тепло –30, но бывает и холодно, до –50! И постоянно ночное небо иногда украшается сполохами северного сияния.
Друзья делились сплетнями новгородской жизни и впечатлениями об общих знакомых.
Ученики хвастались достижениями на работе. Спрашивали совета, когда что-то не ладилось. И с гордостью сообщали о свадьбах и рождении детей.
Семнадцатилетний брат написал о страстном желании поступить в высшее военно-морское училище и связать свою жизнь с флотом. В ответном письме, мудрый уже гвардеец, зная характер брата, посоветовал внимательнее присмотреться к порядкам в казарме, когда поедет на экзамены.
До экзаменов не дошло. Двух дней казарменной жизни хватило для профориентации. Брат забрал документы и вернулся в Боровичи готовиться к срочной службе, потому что в следующий поток абитуриентов не попадал по возрасту. Военкомат в майский призыв настойчиво предлагал ему на два года другие планы.
Самые дорогие письма, конечно были от родных. Сквозь строки букв возникали милые глаза жены, добрая улыбка мамы, строгий взгляд отца. А старательные зигзагообразные каракули рисовали в воображении восторженное, с высунутым от усердия языком, лицо сына…
Приходило умиротворение и понимание, что армейские будни это только временное состояние. Впереди грезилась счастливая жизнь на гражданке, когда почти всё будет зависеть как будто от тебя самого!