По книге Жана-Поля Сартра.
Предисловие
Возникнув из Бытия, Сознание определяет:
Бытие - это Что, стало быть, Я есть Ничто.
Основанием Ничто, которое ничего не знает
о своем происхождении, является Что =
Бытие-в-себе.
Ничто = Бытие-для-себя, Ничто делает для себя
понятным Что, то есть, определяет Бытие-в-себе.
И все понятное отправляется в раздел Знание.
Там понятное становится Бытием-в-себе.
Не загромождая, освобождая Ничто от Что.
Сознание существует как невыразимое Ничто, для себя.
Ничто обладает единственным свойством - выражаться.
Под угрозой стать Что, то есть быть
полностью выразимым, Ничто должно
непрерывно самовыражаться.
Быть выразимым, определимым, понятным до конца -
означает прекращение процесса осознания
и смерть самого Сознания:
"С тобой все ясно"!
В поиске своих истоков, в процессе самовыражения,
создания собственных значимых текстов -
Сознание, как будто бы, терпит неудачу за неудачей.
Как бы не так!
Именно тогда, когда мыслящий, созидающий
"ловит удачу", когда радуется, что ему
всё ясно и понятно, -
именно тогда, обессиленный,
он может прекратить и мыслить и созидать что-либо.
Что до меня,
то я совсем-совсем не тот,
кем я обыкновенно для себя являюсь,
Тот, Кто во мне сам-по-себе сейчас живет, -
иное существо, кому я удивляюсь.
Оно заброшено не случаем - ничем!
Оно присутствует и всё. Такое чудо.
Нигде Никто не спросит: кто? зачем?
Нет мест, времен ему: когда? откуда?
"Я мыслю" - вышло ни с того и ни с сего
простой основой моего существованья,
"Я мыслю" - удивительное существо,
оно Ничто: мой страх, тревога, упованье.
По мере прочтения книги "Бытие и Ничто"
(говорят, её прочли не более 10 человек)
-1-
Мое начало не есть такое,
каким является, и оно же
то самое, чем не является.
Я, бытия лишь едва касаясь,
бегу, чтоб не быть бытием застывшим;
преследую, чтобы не оторваться;
бегу, но я не беглец, я - бегство.
Мне бытием быть нельзя, иначе...
иначе кто бы узнал о мире?
Сам мир в себе пребывает всюду,
но сам он, все же, себя не видит.
-2-
Как раз мне вышло быть не от мира
моим Ничто, чтоб возможно было
вокруг себя бытия коснуться.
Чтоб рассказать обо всем Другому.
И вот тогда застывает бегство:
я для Другого то, чем являюсь,
моя свобода - моя основа,
навечно схваченное мгновение.
Ликует Вечность в моем мгновенье,
лечу как птица, дышу свободно!
И вдруг как выстрел в упор - глазами!
В мгновенье Вечность застыла камнем...
Глаза другого - глаза Медузы.
-3-
И поневоле я проезжаю,
святое! времени оставляя
застывшим в камне или картине, -
к другому Другому! Ему навстречу.
То, что я мыслю - о чем угодно,
о том же бегстве, - мною не станет.
Я - отношение к к этим мыслям,
Я - отношение и к Другому.
-4-
Чуть позади меня - то, что было;
чуть впереди - всё то, что будет,
и если Кто-то в глаза мне смотрит, -
он знает точно, чем я являюсь,
но это знание могу отвергнуть...
Другой для меня - его испытание,
я для-себя, а не для Другого;
он факт присутствия и не больше,
факт очевидный, всегда случайный...
Мое свободное одиночество!
случайно созданное другими,
и без Другого невыносимое!
-5-
И, если, все же , случится такое:
Другой свободно во мне увидит
то, что увидит,- сказать не сможет;
и, если я совершенно также
увижу в нем то, что увижу,
и не сумею сказать ни слова, -
тогда Вселенная вновь сожмется
и вновь - навечно, достигнув цели.
Мечтаю, вижу, свершится это:
войду свободно в судьбу Другого,
Другой свободно войдет навстречу...
Нет! со Вселенной всё будет в норме.
-6-
Его свобода - моя тревога,
его тревога - моя свобода.
Всё это вместе: любовь и дружба,
и дух свободы - несовместимы.
/Максим Максимыч, Ваш друг Печорин
ценил свободу превыше дружбы!
Дикая Бэла! и княжна Мери!
любви желанней - разгульный парус!"/
"Я Вас люблю!" - торжество мгновенья;
"Навеки твой!" - отдыхает вечность;
"Люблю!" - нет слаще самоубийства;
"Она моя!" - и открыта пропасть.
Нет! - быть нельзя в несвоей свободе,
любить невозможно
в несвоем пространстве,
Бог знает, кто я в душе любимой?
Вернусь в себя и себя не узнаю.
-7-
Подстерегает другая опасность:
меня полюбят "превыше жизни",
я - Абсолют! или что-то вроде.
Какая глупость -
хотеть быть любимым!
Что как узнает? она внезапно,
что я - Ничто, а не всё на свете!
Нет! - слава Богу, она устанет
смотреть на мир моими глазами.
Мпе бытие, что "есть я просто",
живет спокойно в глазах любимой,
что "есть я просто" без рассуждений,
без всяких знаний она приемлет.
"Мы были созданы друг для друга" -
как это просто и человечно!
В просторе сердечного откровения
Ничто исчезает - мы существуем!
-8-
Очарование? - трансцендентно:
любимый любящим вне любовных
свиданий здесь и сейчас не станет.
"Какая прелесть!" - одно лишь скажет.
И случай втречи двух отчуждений,
двух бегств, томлений - один не может
зажечь желанный огонь небесный...
Мне остается воспоминанье.
-9-
Стоит на страже рассудок трезвый:
себя теряешь в сетях любимой;
непредсказуемо пробуждение
тревожно спящего её рассудка.
Уж эта клятва! "Ты мой единственный!"
Что с этим делать? - стыд постоянный
или же гордость того, кто любит.
Стать добровольно объектом страсти?
Присвоить тело, присвоив душу?
Присвоить душу, присвоив тело?
Отдать и тело, отдав и душу?
О, Боже правый, Единосущный!
освободи меня от рассудка
(избавь от чтения Жана-Поля Сартра)!
Любите свободно и будь, что будет!
-10-
- Любовь свободна ли от сознания?
- Любовь другое, она желание,
естественное мое желание.
- Мое желание осознается?
- Мое желание не заблуждается?
- Оно не более и не менее
всего на свете. В желанном теле
зерно сознания. В чем вся и прелесть!
Тот, кто желает, - не дальше тела,
когда оно есть не то же самое
и то же самое, чем не бывает:
поток желаний непостижимых.
-11-
Секс снизу вверх! бытием возвышен,
предел желаний и вне сознания...
мой взор ласкает и обнажает,
я воплощаюсь и воплощаю...
Так что? - желание плоть сознания
иль помутнения для воплощения
души любимой? Я воплощаюсь
из подсознания путем желания?
Все это, впрочем, не интересно.
-12-
Вопрос: причем здесь Ничто Сознания?
Не Бытие ли Сознание тащит
чрез воплощение для воплощения
души любимой - в средину мира?
Срединный мир есть проект конечный
осуществления всех желаний,
то, от чего как раз ускользает,
рискуя жизнью своей, Сознание.
Нам от любви никуда не деться!
Господь помог - изобрел желание,
внедрил в сознание непроизвольно:
Желай, люби, до потери Сознания!
Оно вернется в родное тело...
Детское отступление.
Ничто мне видится таким
красивым! и всегда другим.
Оно скользит как на коньках,
не остановится никак.
Смотрю: осталось позади
себя же, где-то впереди.
За ним во мне чудесный след,
к нему подходит слово Нет!
Есть в классе девочка одна,
как глянет на меня она!
Тот взор не встретится с моим,
он как Ничто неуловим!
-13-
Сознание - мистика, знание - сила!
Мы знаем точно: все наши действия
сопровождает ансамбль нейронный.
Бывает, действуем не по нотам...
Тогда взрывается композиция
и переписываются ноты,
и продолжаются репетиции,
у дирижера терпенье ангельское.
-14-
Что трансцендентно? - то, что свободно
за собственные проникает пределы,
себя теряя в застывшем прошлом...
"Что ищет парус?" - иную свободу.
Эдгар Аллан По.
Нет никого здесь. Одно молчание
и взор глубокий без воплощения;
в невидимости, вполне прозрачной,
и: "Больше Никогда!" - читается.
Не бойтесь молчания души и тела;
но если столкнетесь с безмолвием тени,
отчетливой, будто бы от человека,
тогда готовьтесь к исповеданию.
- 15-
Всё для меня! Я из жизни прошлой
оставлю в прошлом то, чем не буду
Никогда Больше! - оно утрачено.
То, чем я стану, - за гранью мира -
существованием на свободе
от настоящей моей свободы -
иное солнце, весна иная
и взор, волнующий новой прелестью,
и вновь - отрада и озарение,
едва касаясь тумана вечности.
-16-
Душа и тело. Проблема вечности.
Первоначальная очевидность
телесной немощи, бунта плоти
мое сознание возвращает
не для того, чтоб замкнуться
в прошлом...
Нет. Возвращение готовит выбор,
проект возможности на отдаление.
Бывает. Комплекс неполноценности
во мне - скандал непреодолимый,
и ничего уж тут я не поделаю.
Но состояние безучастности
быть не обязано окончательным.
И продолжение возможно следует.
Гете.
- Насколько ты проникнут пустотой?
- Дух пустоты легко владеет мной.
- Возможны ль сновиденья пустоты?
- Их в Жизни, До и После видишь ты.
Фалес.
Что есть Всё?
Сартр.
Всё есть Что.
Вместе они:
Что и Ничто.
Леонардо да Винчи.
Художник! Всё наблюдай!
Но сам будь не замечен никем.
Будь для Всего Ничто.
Как только о тебе скажут:
"Вот он!" -
Всё прекрасное померкнет.
Твердым станешь как камень.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих.
Точка отсчета - чистое Бытие.
Чистая мысль. Абстракция голая
(не путать с женщиной тоже голой!).
Не обусловленная ничем.
Без определений.
Чистое Бытие вне ощущений.
Некому Его созерцать и нечего!
Это и есть Начало Всего.
Мысленное Бытие.
Чисто абстрактное как принцип.
Бытие в сговоре с Ничто.
Они диалектически
(есть такое ругательное слово!)
противоположны.
Трудно поверить в Это тем,
Кто не привык мыслить мысль
совершенно абстрактную,
чистую от каких-либо
чувственных примесей.
Так ребенок играет словами.
Далее. Чтобы продолжить
эту абстрактную пару
в мысленном же развитии,
пусть Бытие переходит в Ничто,
пусть это Ничто в Бытие переходит.
Вот она! Первая конкретная мысль
(для того и нужна абстракция,
чтобы конкретное появилось!),
имя этой мысли "Становление".
Становление отрицает чистое Бытие,
утверждая Бытие наличное.
Так из единства Бытия и Ничто
мыслится становление и
мыслится наличное Бытие всех вещей.
Начало же - от Мысли чистой,
тождественной чистому Бытию.
Всё! Забудем единство абстрактное
Бытия и Ничто в стихии отвлеченного
Мышления и доприродного Бытия.
Спасибо Гегель! и досвидания!
Не было ни у кого ничего умнее!
Сартр же в наследство получил
"Бытие и Ничто".
-17-
Мир отражается в нас? Неправда!
Является мир нам подобием точным
того, какие мы есть от века.
Себя мы видим во Всём, как в зеркале.
Таков наш выбор себя в мире этом.
Свобода выбора у-Ничто-жает
проекты наши - как стать другим,
чем сегодня. И вот мы в прошлом...
-18-
Готфрид Вильгельм Лейбниц
мыслил логически происходящее.
Была возможность у Адама,
берущего яблоко, отказаться
и к Черту выбросить плод запретный.
Так что же, не было бы и человечества?
Все дело в том, продолжал философ, что
у Господа Бога миров, таких как наш,
предостаточно, чтобы Адам, подходящий
для случая, ГДЕ-НИБУДЬ тем яблоком
насладился в осуществление
Божественной Логики -
не здесь, так ТАМ - непременно.
Вот в этом-то ГДЕ-НИБУДЬ
мы бы тогда оказались.
Жан-Поль-Сартр не верил
в предустановления неумолимой логики.
Происходящее с нами всегда
предшествует сущности.
Адам свободно ел яблоко с древа
(дала ему Ева),
не ведая о логических предпосылках.
Предустановлений - сколько угодно
придумают умные люди.
Вполне спонтанно и по привычке,
сообразуясь с обстановкой,
припоминая о чем-то давнем,
не отдавая себе отчета,
как будто движет мной тайный замысел, -
скольжу свободно, изобретая,
и выбирая, что приглянулось.
(Продолжение следует)