Образы

Владимир Лыгин
Образы.

Когда мы были маленькими и, конечно, шалили, бабушка подводила нас к углу, где на специальной треугольной подставке, почти под потолком, стояли иконы и говорила: - вот будете баловаться – Боженька вас накажет! Она не кричала на нас, не ругалась и не наказывала шлепком или ремнем. Просто подводила к Красному углу. Там стояли дощечки и картонки с изображениями людей. Они были в красивых одеждах. Некоторые смотрели сурово и как нам казалось с осуждением, другие со смирением, а некоторые, особенно женщины – ласково и ободряюще. Мы на какое-то время затихали, пристыженные строгими взглядами, затем убегали в другую комнату или во двор, занимались своими детскими делами и вскоре забывали про все и про всех.
Позднее, тем или иным образом я возвращался к теме религии, интересовался ее историей и в частности иконописи, узнал много интересного для себя.
В русском христианском календаре много имен святых. Их судьбы – крупицы долгой истории христианства, заложившего фундамент российской культуры. Они как звезды на небе. И все готовы осветить праведный путь любой человеческой душе, мятущейся среди грехов и соблазнов. Разные светила в этом звездном скоплении. Есть в нем и «неживые» звезды. Они только отражение «живых», их образы. Это иконы.
Иконы стали входить в духовную жизнь христиан с появлением новой религии и ее сподвижников. Воплощение живого человека в образ для поклонения и почитания во времена «деяний» первых апостолов еще не практиковалось. Воспроизведя лик Марии, матери Иисуса Христа, на доске от стола, за которым она и ее сын когда-то трапезничали, апостол Лука не мыслил, что «творил» икону. И в своем сочинении «Деяния апостолов» об этом не обмолвился ни словом. В предании о нем сказано, что Лука оставил несколько икон, написанных с лика Божьей Матери. Некоторые дошли до нас, много веков неся с собой славу чудотворных: Владимирская, Казанская….
Все они творения большого искусства, иконописание является истинным подвижничеством, но иконописцев почти нет в святцах. Лишь недавно, в 1988 году их короткий список пополнил известный всему миру Андрей Рублев.
В каждом доме держали не одну, а две, три иконы: Христос Спаситель, Богородица, Николай Угодник были непременными жителями каждой христианской семьи. Они стояли в одном углу, на общем киоте, перед одной лампадой. По изготовлению были разные: живописные, цветные, чеканные, подстаринные, красные (нарядные), подризные и подфолежные – с окладом из посеребряной или позолоченной фольги.
 Икона являлась живой святыней в каждом доме, поручительницей душевного и нравственного покоя. Ею освящался любой труд, потому что считалось «Из одного дерева икона и лопата», и поэтому равно их значение в жизни человека.
 Не было более истовой и убедительной клятвы, как клятвы иконой. Под ними рождались и умирали.
Дедушка моей матери служил звонарем при Белорецкой церкви, жили они по соседству. Не потому ли, что с детства слыша красивые и мелодичные перезвоны так здорово пела она, выводя любой мотив?
Не часто, но бывая в разных городах и странах стараюсь я посетить храмы. Разные. Не забавы и фотографии ради, а с целью узнать для себя что-то новое, прикоснуться к истории цивилизации, культуры. Успокоиться, подумать о жизни, о себе, в том числе и о том, что думают обо мне другие.


   На фото: икона Владимирской Божьей Матери. По преданию это именно та икона, написанная Лукой, позднее привезенная на Русь. Сейчас хранится в Третьяковской галерее.