19. Психологические проблемы компьютеризации

Владислав Логинов
             Количество публикаций посвященных проблемам взаимодействия человека и компьютера  постоянно растет. Однако большая их часть касается эргономических или физиологических аспектов такого взаимодействия. Факторы негативного воздействия компьютера на работающего за ним человека широко известны. Это электромагнитное излучение, большая нагрузка на зрительный анализатор, статическая поза, неудобное положение рук и т.д. Однако разработаны и опубликованы санитарно-гигиенические нормативы, регламентирующие временной режим работы за компьютером и правила его установки, что позволяет свести к минимуму неблагоприятное воздействие компьютера на здоровье того, кто за ним работает и в дальнейшем, не слишком беспокоиться об этом.
Гораздо хуже дело обстоит с исследованием влияния компьютерных занятий на психику, индивидуальные особенности личности и поведение человека. Публикаций на эту тему пока немного, к тому же, внимание исследователей зачастую концентрируется лишь на исследовании возможных негативных последствий таких занятий. Тем самым проблема неоправданно сужается, теряется возможность более объективного подхода к анализу и оценке различных аспектов и последствий взаимодействия человека и компьютера. Тем более что это негативное отношение охотно подхватывают, усиливают и внедряют в общественное сознание СМИ, играя на естественном страхе человека перед новым, вызванном вторжением в человеческую жизнь сложных технических средств. Таким образом, в обществе, а, значит, и у отдельных его представителей формируется необоснованный страх перед компьютером, и возникают различные, часто неоправданные опасения.
             Между тем ясно, что последствия взаимодействия с таким сложным, наделенным возможностью давать «очеловеченную» обратную связь объектом, каким является компьютер, весьма многогранны и не могут быть только негативными. Поэтому нам представляется весьма важным выяснить, как реально влияет длительное «общение» с компьютером на человека, как изменяются качества его личности и его поведение, выявить различные, как негативные, так и позитивные аспекты и последствия этого влияния.
             Всё вышесказанное обусловило постановку проблемы нашего исследования, которая заключается в реализации системного подхода (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов) к раскрытию общепсихологического смысла феномена использования информационных технологий АДС в  профессиональном обучении, исследованию его закономерностей. Принципы системного подхода стимулируют изучение включённости индивидуальных качеств и особенностей личности в функциональную структуру деятельности педагога во всей полноте ее измерений.
             При этом мы исходили из гипотезы, согласно которой особенности личности будущего педагога не только определяют качество и эффективность учебного процесса с использованием АДС, но и выявляются и видоизменяются, т.е. формируются под его влиянием.
Отсюда вытекает цель работы — определить и исследовать сочетание качеств личности обучаемого и технологии АДС, при которых этот процесс формирует позитивные личностные изменения и выработать рекомендации по предотвращению и/или компенсации негативных последствий длительного общения с компьютером. Достижение поставленной цели осуществляется путём решения ряда взаимосвязанных задач, представляющих самостоятельный интерес:
  - разработка комплекса методик для изучения психологических аспектов использования информационных технологий (АДС) в профессиональной подготовке педагогов и обоснование его эффективности;
  - изучение особенностей личности студентов педагогических специальностей, определяющих эффективность их деятельности в процессе длительного использования автоматизированных диалоговых систем в обучении и самообучении;
  - выявление условий и психологического механизма формирования негативных и позитивных изменений качеств личности обучаемых при широком использовании технологии АДС в учебном процессе;
  - разработка рекомендаций для практических психологов и педагогов по предотвращению негативных психологических последствий для обучаемых в технологии АДС.

                Продолжение следует.