Правда и ложь о Григории Ефимовиче Распутине

Олег Жиганков
Подобно большинству россиян я с детства усвоил, что "Гришка" Распутин - безусловное зло. Подобная мысль внушалась мне с экранов телевизоров, мусолилась в "исторических" романах, напевалась на популярную музыку и даже проповедовалась с христианских кафедр. Этой пропаганде я свято верил, и о Распутине особо не задумывался, пока, лет шесть назад, не наткнулся на статью, где упоминалось что Григорий Распутин был, пожалуй, одиноким голосом против вступления России в Первую мировую войну. И это в то время, когда Церковь, аристократия, правительство, промышленники и ведомые ими широкие народные массы в один голос ратовали за войну, якобы сулящую стране дальнейшее процветание. Зная, что именно на крыльях войны в Россию пришла революция я задумался.

С обновлённым интересом к личности Григория Распутина я принялся собирать и исследовать имеющиеся материалы о его жизни и судьбе. То, что я обнаружил, долгое время не могло уложиться у меня в уме. Я увидел, что практически все старые источники про Распутина были написаны "под заказ" определенных кругов. К примеру, профессиональный революционер Максим Горький убедил иеромонаха Илиодора (С. Труфанова) написать апофеоз вранья про Распутина, который и был напечатан на деньги партии под названием "Святой черт". Так готовился путь к революции. Интересно, что накануне революции в Синод пришло письмо, подписанное рукою и кровью Илиодора (Труфанова), в котором он отрекался от Бога и говорил, что Бога нет. Мог ли я верить такому "источнику", этому нечистоплотному фельетону, написанному вором, вероотступником и убийцей?

Я обратился к другим материалам - но и они были написаны убийцами Распутина, пытавшимися защитить себя от суда общественности, представить себя героями. К тому же, в этих "источников" показания противоречили друг другу и содержали очевидное вранье.

Зато меня поразили воспоминания о Распутине, записанные его знакомыми, современниками, знавшими его хорошо - Анной Выробовой, князем Жеваховым, самой императорской семьей, придворными докторами, многими духовными и светскими деятелями. Образ "монстра", созданный убийцами, мгновенно улетучивался и на ему смену приходил образ смиренного проповедника Слова Божия, наделенного безграничной любовью к людям и простой, но необыкновенной духовной мудростью.

Я с удивлением обнаружил, что написано немало книг, в которых восстанавливается доброе имя Григория Ефимовича. В работах О. Платонова, А. Боханова, С. Фомина, И. Евсина, Ф. Козырева, Т. Мироновой, Н. Козлова и других авторов Григорий Ефимович Распутин получил уже свою «реабилитацию».

И все же эти труды мало известны. Зато до сих пор популяризируется нелепая картина из "Святого черта". К примеру, Радзинский, в руках которого недавно оказались бесценные источники о Распутине, делает все возможное, чтобы сохранить "традиционный" образ Распутина. С публикацией источников автор почему-то не спешит. Зато, убедившись, что все открывшиеся материалы отрицают развратное поведение Распутина, Радзинский делает неожиданный вывод - Распутин, якобы, не развратничал затем, чтобы накапливать в себе энергию, которой он целил людей. А потому Распутин - еще хуже развратника, и должен оставаться в категории злодеев, к которой был давно причислен. Распутин, который на самом деле не ел мяса и не пил алкоголя (лишь в последние месяцы жизни, после ранения он пил красное вино) должен подаваться непременно "с душком" и с водкой!

Публичный пересмотр взгляда на Распутина в ближайшее время представляется маловероятным - он потребовал бы коренного пересмотра событий 1916-17 и последовавшей бойни, потребовал бы более серьезного и критического анализа духовного состояния Церкви и общества накануне революции. Гораздо проще "списать" всю пролитую кровь и все разверзшееся насилие на некие непонятные экономические причины, "тиранию" Романовых или "чародейства" Распутина.

Но стоит ли ждать публичного пересмотра? Что бы ни говорили критики, искренние или покупные, история Григория Ефимовича Распутина-Нового — это настоящий клад для тех, кто ищет правды. Ф. Козырев задаётся справедливым вопросом: «Перед миллионами русских верующих во всей своей неприкрытой остроте встал вопрос о том, как совместить в сознании образ вечно пьяного и похабного мужика с остатками пищи в бороде и Царственных мучеников, Государя, Царицу, прекрасных и чистых Царственных дочерей... Кто был слеп — они, непорочные, мужественные, прекрасные, или мы... Вот центральный пункт всех споров о Распутине».