Летний дождь

Владимир Лыгин
Летний дождь.

А я – люблю дождь! Не только и столько, что можно не поливать грядки в саду, а скорее это связано с воспоминаниями о деревенской жизни. Прежде всего дождь давал некоторую передышку  в работе, коей в деревне всегда много и разной. Можно было отвлечься от утомительной прополки и окучивания картофельных грядок, сменить занятие. Просто передохнуть, почитать, помечтать, послушать радио. Телевизоров в мое раннее детство почти не было, а вот по радио можно было найти много интересного.
Мой отец, по словам матери – коллекционировал радиоприемники. Наверное это сильно сказано, скорее он искал тот, что по душе. Говорят их было много и разных, но я застал, запомнил сначала красавчик красного цвета «Звезда», а затем огромный, мощный, всеволновый «Мир-154». Мы – ребятишки любили крутить его вечерами. Сначала потому, что там была лампа-глазок с шторкой точной настройки, в которую интересно было смотреть, а когда подросли – могли слушать практически любые станции мира. О  заграничных «голосах» я узнал рано и многие новости узнавал именно там.
  Вечерами мы с отцом слушали музыку и я узнал, что есть такие и очень популярны на Западе группы «Битлз», «Кровь, пот и слезы», певцы Сальваторе Адамо и Азнавур, а любимого мною и тогда, и сейчас Джо Дассена сами французы звали «мечтатель в джинсах».
 А потом мать купила мне маленький транзисторный приемник «Сокол-403» в кожаном футляре с длинным ремешком. Был он двухволновый, но хорошо ловил и наши, и вечерами, заграничные станции.

 А еще я любил грибы! Не только кушать, но и собирать!
После теплого дождя, на второй-третий день всегда бывают хорошие грибы!
 Лес вокруг нашего поселка был смешанный - сосна, береза. Первые грибы появлялись в конце июня. Это был масленок. Что это за гриб! Это самый вкусный, при жарении с картошкой гриб! Пусть ты весь перепачкаешься в масле с его шляпок, пока счистишь тонкую пленку, но будешь вознагражден вкуснейшим блюдом с замечательным, специфичным ароматом. Есть еще одно блюдо из маслят, но это для гурманов и ценителей. Масленок маринуют в банках, а осенью и зимой можно отведать деликатес, который я называю «Уральская устрица». Не всем нравится, но поняв, и приняв данное блюдо под стаканчик холодной, не ароматизированной  (что бы не перебить вкус) водки – можно получить незабываемое впечатление и удовольствие!
 Затем идут скучные - потому, что их много подберезовики. Тут уж надо смотреть. Обычно их ножки бывают чистыми, но в мякоти шляпок быстро появляются черные точки, которые затем превращаются в маленьких червячков и гриб уже испорчен. Подберезовик, как и красношапочный подосиновик чаще используют для жарки, реже (из-за проблем с червями) сушат.
 А вот к началу июля в сосновых лесах появляются грузди – по нашему солоденки. Откуда взялось это название не знаю, только солоденка и все! Это основной гриб на засолку. В хорошие годы эмалированные бачок и ведро стояли в чулане полные и еще на зиму мать мариновала в стеклянные банки. Есть одна особенность: солоденка никогда не растет одна. Если увидел один гриб, значит где то рядом еще один, а то и целая россыпь разных по размеру. Это основной гриб начала июля. В то же время растут рыжики, волнушки. Они почти такие же по вкусу и назначению, но только грузди - солоденки заготавливались в таких количествах и уступали, пожалуй, лишь опятам, но те появлялись гораздо позже и заслуживают отдельного описания.
 Конечно, росли в нашей местности и другие грибы. Растут и сейчас, но они не собираются, за некоторым исключением. Достаточное количество летних дождей давало возможность собирать и заготавливать много грибов, описанных мной – чистых, красивых, вкусных.

 И все-таки я люблю дождь!
Кажется вновь иду знакомым леском и палочкой шевелю серые - сухие сосновые иголки, под бугорками которых мои любимые солоденки. Капельки дождя скатываются с деревьев, закрывающих меня своми кронами от косматых, темных облаков – стучат по капюшону штормовки, а диктор Виктор Татарский, из приемника на груди, своим бархатным голосом все ведет и ведет меня по лесным тропинкам.


Дополнение о грибах солоденках: Солодохи - грибы подгруздки.(Толковый словарь живаго великорусскаго языка Владимiра Даля. Изданiе книгопродавца-типографа М.О. Вольфа. 1882.)