Мне в моём метро никогда не тесно...

Томас Памиес
С признательностью к московскому метро.

Я как-то ехал в Метро и обратил внимание на надпись на дверях. Неожиданно пришло в голову, что её можно прочесть по другому. Ну а потом воображение дорисовало остальное.

ШУТОЧНАЯ ПРИТЧА

В июне 1931 года первый секретарь Московского комитета ВКП(б) Л. М. Каганович продвигает на партийном пленуме решение срочно строить метро. В ноябре 1931 года в горкоме представлен проект линий московского метрополитена. Утверждена первая очередь строительства: от Сокольников до будущего места строительства Дворца Советов (храм Христа Спасителя) и от Смоленской площади до библиотеки им. Ленина

4 февраля 1935 года по построенной трассе прошёл первый тестовый поезд. Однако мало кому известно, что эти испытания проводились с присутствием слонов в вагонах метро.

А ДЕЛО БЫЛО ТАК.
В конце1934 г. в Москве гастролировал цирк из Индии. Особым успехом у детворы пользовались дрессированные карликовые слоники Ламка и Акмал. Они трубили песни Дунаевского из недавно вышедшего на экраны  кинофильма “Веселые ребята”, играли мячами, рисовали смешные картинки с серпом и молотом, бегали по бровке сцены, ходили на передних лапах...

В один прекрасный день, цирк навестила высокопоставленная делегация руководства страны. Начальство пришло с семьями. Возглавлял делегацию член Политбюро ВКП(б), нарком путей сообщений и главный ответственный за строительство Московского метрополитена Л.М.Каганович. Кто-то ему доложил, чтобы, наверное угодить, что клички слоникам даны в честь него: “Ламка”, дескать, от Лазаря Моисеевича Кагановича, а Акмал - тоже самое, только, читая наоборот.  Это очень развеселило нечасто улыбающегося грозного руководителя, и он потом вспомнил об этих милых пакидермах.

К этому времени строительство метрополитена подходило к концу. Предстояли испытания вагонов подвижных составов, которые  необходимо было провести с завышенной весовой перегрузкой. Инженеры никак не могли остановиться на надежных способах подобных тестов в новых для них условиях, да еще в динамике.  И на одном из совещаний на высшем уровне Лазарь Моисеевич предложил :

А что если попробовать  слоников из цирка индусов?

В зале, где проходило совещание, повисла гробовая тишина. Технические эксперты, ошарашенные совершенно непонятным вариантом, словно проглотили язык. Другие ответственные за проведение работ, тоже были не в силах сформулировать что-то путное. Да и кто осмелится возразить такому высокому начальнику.

Сказано - сделано.  В те годы не шутили и “рекомендации” на этом уровне выполнялись беспрекословно. Ведущие специалисты - метростроевцы связались с дрессировщиком - индусом, который перепуганный визитом служб НКВД в гостиницу, в обязанности которых вменялось отслеживание контактов с иностранцами, был согласен на что угодно. Потомственному индусу Махатме Мотилаловичу ничего не оставалось, как гарантировать спокойное поведение своих питомцев во время испытаний вагонов метро, хотя он понятия не имел, как они себя поведут в этих условиях.

Сначала 2-х вагонный состав шел на небольшой скорости от Сокольников до Комсомольской, слоники вели себя спокойно, помахивая хоботами. Далее скорость стала возрастать. Возбужденные усиленной качкой  вагонов, слоны, в такт  шатаний, начали проявлять активность и пустились в пляс. Грузные тела бились о стенки и двери вагонов, но состав продожал идти под кадриль Ламки и Акмала, которые, подняв хоботы, мажорно исполняли попурри из популярных тогда “Лейся , лейся песня на просторе”, “Спортивный марш” из кинофильма “Вратарь”, песенку о “веселом ветре” из кинофильма “Дети капитана Гранта”, “Тачанку”, пионерскую песню “Эх, хорошо”...

Дрессировщик - он же дирижёр - Махатма контролировал ситуацию, блестяще маневрируя этим танцевально-песенным ансамблем в условиях, никогда ему не встречающихся. Он даже не расслышал оповещения динамиков о том, что состав прибыл в пункт назначения:  станцию “Охотный ряд”. Двери вагонов были сильно помяты, их даже заклинило, и чтобы избежать подобного в будущем, в соответствующий ГОСТ была введена оригинальная поправочка в форме надписи на стеклах - НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ.

Но, главное, что состав сумел пройти весь маршрут. Многие из присутствующих на этих испытаниях были благодарны индусу и его слоникам. Неудача грозила бы большими неприятностями. Ламка и Акмал  были в восторге, получив повышенную порцию лакомств из рук дрессировщика-дирижера, награду за достойное выполнение возложенной на них задачи . Махатма Мотилалович Неру был представлен к высокой государственной награде. 

Любознательный читатель, как,  например, мой тёзка Фома Неверующий, не преминёт спросить :

А где же мемориальная доска,  свидетельствующая о слонах?

Так это же байка, шепотом ответит автор и тут же пожалеет, что она не стала былью. Надпись на дверях вагонов прочитанная как "не приСЛОНяться" натолкнула и вдохновила.
В первой редакции (спасибо, Алла Марченко) эта надпись гласила:"Слоны слонять по вагону запрещено". Потом укоротили.  

Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года.Общей протяжённостью 11,2 км Регулярное движение осуществлялось четырёхвагонными поездами от ст."Сокольники" до "Парк культуры".
       
/////////

В КАЧЕСТВЕ ПОСЛЕСЛОВИЯ.
Через 12 лет после этого события Индия обрела независимость и Махатма Неру смог вернуться на родину вместе со слониками Ламкой и Акмалом, которым тогда исполнилось по 30 лет. В Дели Махатма встретился с многочисленной семьёй , в том числе и с младшим братом Джавахарлалом, недавно избранным премьер-министром новой Индии голосованием на всеобщих выборах  страны.

В июне 1955 года  глава Правительства Индии Джавахарлал Неру  посетил Москву, возглавляя многочисленную делегацию. Его приезд совпал с празднованиями 20-летия столичного метро. Премьер-министр Индии с особым удовлетворением принял приглашение гостеприимных хозяев отметить это событие проездом по красной ветке от Сокольников до станции“Охотный ряд”(*), вместе с сопровождающей его делегацией. Таким образом, он, заодно, сумел отдать дань индийским первопроходцам московского метрополитена, о чём с таким энтузиазмом рассказывал ему его старший брат, входящий теперь в официальную делегацию Индии. Этому пожилому респектабельному господину с повлажневшими глазами и орденом Красной Звезды на курте, по взаимному согласованию сторон, было предоставлено особое разрешение возложить букет цветов к стене станции “Охотный ряд” с запиской гласящей: ”Московскому метро от благодарных Махатмы, Ламки и Акмала в день его первого 20-летия”.
///////
    (*) Дата открытия станции: 15.05.1935;Проектное название: Охотнорядская;Прежние названия: Охотный ряд (до 25.11.1955), Имени Л.М.Кагановича (до осени 1957), Охотный ряд (до 30.11.1961), Проспект Маркса (до 05.11.1990) и с 06.11.1990 г. - опять  Охотный ряд .
Почему-то имена всегда присваивали осенью. Наверное, когда цыплят считают.   
///////