Исторический очерк Казанка

Юрий Пастухов
       
(Отрывок из книги «Казанка». Издательский дом "Бия" г.Бийск 2009г)

     Казанка – один из старейших районов города Бийска Алтайского края. Она (по документам) образована в1870году. Тогда это была юга – западная окраина города Бийска Томской губернии. Этот район назван  в честь Казанской иконы Божьей Матери, написанной здесь же, в Миссионерском центре (ныне бывший военный городок).
     Художник, монах, вообще вёл себя подвижнически, а тут перед тем, как приняться за работу, три месяца постился. Работа шла трудно – копия чудотворной иконы была готова лишь в 1880году.
    Вообще изображение Божьей Матери, Богородицы, очень популярно на Руси даже сейчас,  а уж несколько сот лет назад тем более. Известны главные иконы: Владимирская, Тихвинская, Иверская и вот Казанская, которая по преданию, чудесно явилась некоей девочке из русского населения Казани.
      Когда ополчение Минина и Пожарского в 1612году двинулось на Москву – освобождать столицу от польско- литовских захватчиков, икона была с ними как символ независимости Руси, святости борьбы народа с оккупантами. Её ценили, ей молились перед битвой, а потому впоследствии  «Казанская» стала ещё и исторической реликвией.
     «Божья Матерь Русь стережёт», - говорили в народе, имея в виду, что четыре упомянутые иконы охраняют страну с четырёх сторон света. Причём, Казанская – с наиболее опасной для Руси, азиатской стороны.
      Ещё немного отвлекусь от темы. «Коммунист№2» И.В. Сталин в тяжёлые дни осени 1941года, когда фашисты подходили к столице на 27 километров приказал поместить историческую икону, заступницу народную на самолёт и трижды облететь Москву! Положено же идти пешком, крестным ходом, да где столько времени  и народа тогда было где взять? Плюс недруги бы осмеяли революционера Сталина за «поповские привычки», связали бы с тем, что он из недоучившихся священников.
     С тех пор перед каждой решающей битвой Великой Отечественной войны («десять Сталинских ударов»!) перед войсками проносили Казанскую икону Божьей Матери. Публично говорить об этом Вождь всех народов запретил…
      Да, вот она какая – Казанская икона Божьей Матери, Заступницы, Девы непорочной. Удивительно ли, что знаменитый лик стремились писать художники всей Руси великой, а среди них – скромный мастер – богомаз из заштатного сибирского городка. Однако не таким уж и заштатным был наш город в 19 веке, являясь центром Бийского горного округа (половина нынешнего Алтайского края плюс Республика Алтай в придачу) плюс центром миссионерства, а иначе – распространения православного христианства среди «инородцев».
    Вообще – то Миссионерский центр страны был тогда в Казани, и у него с Бийском существовала теснейшая связь. Один из известнейших миссионеров 19 века, архимандрит Макарий прибыл в Бийск 29 августа 1830 года – «для проповедования православия среди калмыцкого народа (алтайцев). Работы, заслуги этого просветителя известны. Летом 1844 года Макарий покидает Бийск.
    То, что нам сейчас известно под названием бывшего 1-го военного городка, - бывшее архиерейское подворье. Здесь был построен храм Казанской иконы Божьей Матери, а также катехизаторское училище, готовившее учителей для миссионерских школ. В 1886 году оно сгорело, после чего купцы Соколов и Морозов пожертвовали деньги на новое – уже кирпичное здание. Этот архитектурный памятник 19 века цел, переживает реконструкцию.
     Казанский храм носит сейчас имя святого Дмитрия Ростовского, видного церковного деятеля своего времени, работавшего со старообрядцами, как сказали бы сейчас. А старообрядцев, бежавших от преследования официальной церкви, было тогда в наших краях более 30 тысяч человек. «Раскольники, староверы, кержаки…» - называли их в народе. Совестливые, трудолюбивые люди, отличавшиеся от остальных верующих лишь незначительными особенностями (двуперстие, например).
      Старообрядцы, казаки, солдаты, а более всего – отбывшие срок каторжане населяли наши места. Но после отмены крепостного права поток переселенцев из Европейской России увеличивается главным образом за счёт крестьян, едущие на «свободные земли». Бийск крепнет купечеством, являясь форпостом торговли с Монголией и Китаем.
      Переселенцы задерживаются и в городе. Казанка, как тогдашняя окраина растёт и ширится. Здесь появляются новые улицы: Сибирская, Иркутская, Ростовская (в честь Дмитрия Ростовского). Архивные данные говорят:
Жили на этих улицах и купцы, хотя и мало ( их место – старый центр), но больше  - мещане то есть, горожане: «Место» - город, казаки, вновь прибывшие переселенцы. Кто  беднее, теснились к горе: кумандинцы, казахи, беглые каторжники, и вообще лица без документов.
    Переселенцы пользовались заметными льготами, например, им выделялось по 10 десятин земли на «Душу»      
(члена семьи мужского пола). Так вот и жили «казанцы» «с земли», являясь полу крестьянами – полу горожанами.
    Положение новосёлов определялось количеством денег, привезённых с собой, наличием рабочих рук (сколько мужчин в семье), прилежанием,  умением трудиться, склонностью к предпринимательству.
   Да, в погоне за «золотыми горами», в сказочную страну беловодья в Сибирь стекалась беднота, однако было немало людей, кто нуждался лишь только в земле. Из «России» (так здесь до сих пор говорят о землях к Западу от Урала) переселенцы нередко везли плуги (на Алтае, укоренных жителей преобладала соха), другие передовые сельхозорудия. Поэтому хозяйства новосёлов нередко были богаче, продуктивнее, нежели у старожилов. Но «голытьба» и на новых, привольных землях оставалась «голытьбой».
  В 1864 году году томский губернатор г.Лерхе специальным приказом разрешил широкую торговлю с Монголией. Этим был положен бурный рост рядов купечества в городе Бийске. Многие предприимчивые мещане (горожане), крестьяне занялись торговлей, добились успехов и впоследствии перешли в ряды купечества.
      Например, Тимофей Иванович Кузьмин, живший на ул. Иркутской, из мещан. Родился он в 1865 году, купцом стал в 26 лет, купцом второй гильдии – в 1890 году. После себя оставил двух дочерей (некому продолжить «дело»).
       Больших успехов добился и младший брат Кузьмина, Григорий, также купец второй гильдии. С 1885 года Григорий Иванович торговал с Монголией, имел факторию в городе Кобдо. Казалось бы, страстью к торговле, предпринимательству Кузьмин-младший должен был «заразиться от старшего брата, тем не менее «в люди» его вывели купцы Гилёвы, у которых молодой человек начинал с приказчиков ( по-нынешнему – продавцов). Постигнув в ходе работы азы и секреты торгового дела, Григорий Иванович в 1890 году, вместе с младшим братом Даниилом
(родился в 1875 году) открыл самостоятельное дело. В 1905 году оборот его «фирмы» достиг уже 70 тысяч рублей. Такие доходы позволяли иметь двухэтажный кирпичный дом на ул. Ростовской, амбар, надворные постройки – вся городская недвижимость его оценивалась в 2,5 тыс. рублей. Широко был известен также «казанский»  купец Емельянов и другие.
      Подчеркнём: речь идёт о бизнесменов «казанки», достойных представителях бийского купечества, поднявшегося на «монгольских дрожжах». Торговля с южным соседом носила в основном меновой характер.
    Из Монголии традиционно гнали скот, везли шерсть, кожу, пушнину. Обратно – мануфактуру, скобяные изделия, орудия труда, оружие, украшения из камней и металла. Причём, первоначально везли на вьюках, поскольку более-менее приемлемой дороги не существовало, только вьючная тропа. Именно нужды бийско-монгольской торговли вызвали к жизни Чуйский тракт, о чём надо говорить отдельно.
        На территории бывшего военного городка был пустырь, используемый  под  знаменитую Екатерининскую ярмарку.
Она проходила, начиная с 1856 года, регулярно – весной, осенью и зимой  в течении 1-2 недель. Кроме местных купцов, товары на торжище выставляли китайские, монгольские, из соседних губерний и городов…  И все получали удовлетворение от своих интересов, прежде всего экономических.
     Чем торговали? Всем, что имело спрос в смежных регионах: от сала, кож, мёда, воска и овощей до чая, табака, изделий местной промышленности.
    Горожане, и особенно «казанцы», располагавшие наделами земли, выращивали, например, махорку. На ул. Иркутской располагались мастерские: по выделки кож, домовой резьбы по дереву (здесь же изготавливали иконостасы для церкви в мастерской Архипа Борзенкова).
   В 1907 году большой пожар уничтожил в Казанке более 130 домов. Но нет худа без добра, говорят в народе: решением городской думы была построена пожарная каланча. Ещё одна достопримечательность Казанки – тюремный замок, построенный на средства купчихи Морозовой.
    И последнее. Историка - экономическая справка, основанная на архивных документах.
    Заработная плата учителя -10 рублей в месяц. Подённая плата в посевную: рабочему – 50 копеек, работнице – 40 копеек. Проезд по городу на извозчике – до 45 копеек в час. Стоимость: лошади  - до 30 рублей, коровы – до 20, свиньи- до 5, овцы – до 3…
Вот такая она была раньше, наша Казанка, нынешний севера – западный микрорайон города Бийска.

   2004г.