Патриотическая тема

Фёдор Киприянович Чернов
               
 Семён Иванович Резонов закончил урок и направился в учительскую. Занятия свои он провёл, оставалось дождаться окончания шестого урока и посетить педсовет. Тема сегодняшнего педсовета  - патриотическое воспитание. В учительской женщины обсуждали достоинства расставленной на широких, составленных вместе  столах парфюмерной продукции. Поодаль, на маленьком  диванчике под пальмой, растущей в кадке, сидел молодой учитель английского языка Липанов Игорь Рафаэльевич и с большим интересом созерцал что-то на экране ноутбука. Глаза его горели, синий галстук сбился набок. Резонов приблизился к нему, взглянул: на экране были видны три обнажённые фигуры -  одна женщина ублажала сразу двух юнцов.
- Э-э-э, что он смотрит! Жениться тебе надо, Игорь Рафаэльевич! – засмеялся Семён Иванович.
- Погожу ещё! – отмахнулся тот.
 В это время отворилась дверь и вошёл Альберт Степанович Иноземцев, преподаватель истории. Ему недавно исполнилось 45 лет. Модная причёска, полный достоинства взгляд. Приятное  впечатление от его лица иногда могла чуть испортить только слегка выдвинутая вперёд нижняя губа. Безукоризненно выбритый, в элегантном светлом костюме,  он благоухал ароматом дорогих духов. Семён Иванович улыбнулся ему (отчего его продолговатое лицо стало округлым) приблизился, перекинулся несколькими фразами. Прозвенел звонок. Обожательницы парфюмерной продукции не спеша отправились на урок. Остались трое мужчин, учительница русского языка и литературы Муза Прокофьевна Грустинова в аккуратном тёмном костюмчике и преподавательница географии Людмила Сидоровна, на которой приятно смотрелась розовая пушистая кофточка. Женщины и учитель истории должны были читать сегодня доклады. Альберт Степанович спросил:
- Игорь, ты диск принёс?
- Принёс! – довольно улыбаясь тонкими губами, ответил тот и открыл свою сумку. Иноземцев с посветлевшим лицом взял поданный ему диск и вставил в свой ноутбук. Резонов с любопытством стал смотреть, что же так заинтересовало преподавателя истории.
- Вот это да! – начал восторгаться тот, - ух ты!!!
 На экране шёл показ родео. Лихие ковбои ловко кидали лассо, заскакивали на бычков, всеми силами стараясь удержаться на шустрых животных, которые высоко прыгали, вскидывали задними ногами, возмущённые человеческой наглостью.
 Обратившись к «англичанину», Иноземцев высказался со страстью:
 - Ну умеют же люди в других странах зрелища устраивать! Какая классная народная традиция у американцев! Не то, что у нас: ничего хорошего не придумали…
 - У нас тоже есть свои интересные праздники, соревнования, игры, - вступил в разговор Семён Иванович. – Вот я в летнем школьном лагере работал, так учил детей русским народным играм, вообще играм нашего детства.
- Городкам, что ли? – фыркнул презрительно Иноземцев.
 - Не только, - ответил Резонов. - Они узнали такие игры, как лапта, свайка, чижик, двенадцать палочек, мяч – своему  и многие другие. А то бейсбол им известен, а про лапту ничего не знали. Лаптой все повально увлеклись, даже в футбол меньше играли.
- Да ну-у, нашёл о чём говорить.., - протянул Альберт Степанович, издал при этом что-то похожее на «пшш…» и вновь погрузился в созерцание ристалищ американских пастухов.
 Взявшись за ворот своего бордового свитера, уязвлённый Семён Иванович громко произнёс:
- Странные эти американцы, - во всех странах на конях скачут, а в США – на быках!
 Иноземцев недовольно взглянул на него и, пожав плечами, отвернулся. Игорь неопределённо улыбнулся и вновь обратился к фильму. Наступило молчание, нарушаемое только шелестом страниц, перелистываемых Музой Прокофьевной Грустиновой. Немного погодя Резонов обратился к ней:
- Муза Прокофьевна, а в какие игры дети в Латвии играют?
 Не получив вразумительного ответа, он задумчиво сказал:
- Каково там русским сейчас живётся?
- Да нормально живётся! – взмахнув длинными ресницами, Грустинова подняла на него выразительные карие глаза. – Я летом туда ездила к дяде. Никакого давления нет… Даже в статусе неграждан  там можно хорошо жить. Я жалею, что в своё время оттуда с родителями уехала.
 - Да уж, статус негражданина  - до такого только в Прибалтике додумались, - усмехнулся Семён Иванович, поправляя маленькой расчёской свой рыжий чуб.
 - Но ведь латышей мало, когда-то понаехали туда жители России, других республик СССР, вот они и стараются защитить свою нацию, - возразила ему коллега,– я родилась там, школу и университет закончила, там моя родина. Вообще у нас в Латвии всегда было хорошо. Страна небольшая, зато культурная.
 Тут встряла Людмила Сидоровна:
 - Ой, я тоже бы в какую-нибудь небольшую европейскую страну переехала, если бы могла! «Маленькая страна-а…» - затянула она потихоньку с мечтательным выражением во взоре песенку, бывшую когда-то шлягером.
 Резонов, отметив про себя выражение Грустиновой «у нас», с деланным сочувствием произнёс:
  - Да, конечно… Национальность небольшая, культурная. Такой ма-а-ленький народ, испытавший восторг, что попал под крылышко западных держав. Такая ма-а-ленькая обывательская страна.
 Выражение глаз Музы Прокофьевны стало оторопело-недоумённым, затем – строгим. Она молча углубилась в изучение своего доклада.
  После окончания занятий педагоги отправились в кабинет физики, где удобно было проводить  всякие совещания. Мужчины, как обычно, сели за последние столы. Директриса - жизнерадостная полноватая блондинка, похожая на купчиху с картины Кустодиева, открыла заседание педсовета. Назвав тему заседания, она попросила первой выйти учительницу русского языка и литературы.
 Муза Прокофьевна  произнесла своим красивым голосом: -Поэт Владимир Фирсов возглашал:   - Что грозы железная мелодия: Радость Или горькая нужда?! Всё проходит. Остаётся Родина. То,что не изменит никогда               
 После таких проникновенных строк она стала читать доклад о воспитании патриотизма у школьников на уроках литературы.  Речь шла о произведениях  известных авторов, писавших о Великой Отечественной войне. Семён Иванович с любопытством слушал свою недавнюю оппонентку, изредка удивлённо покачивая головой. Чуть отвлёкся лишь на зевок Игоря Рафаэльевича, сидевшего  за соседним столом. «Англичанин» прервал сладкое позёвывание и наклонился, спрятав голову за спиной впереди сидящей женщины.   
 Второй выступила учительница географии. Быстро рассказав о том, как прививает  любовь ученикам к самой большой стране мира, она села, очень довольная собой.               
 Затем вышел с сообщением Иноземцев. Важно окинув взглядом сидящих, он прочёл начало стихотворения К.Симонова «Родина»:
 Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда.               
 Альберт Степанович в своём докладе сообщал о том, как умело ведётся им патриотическое воспитание на уроках истории, и как много таких возможностей таит в себе эта замечательная наука. Директор кивала головой, временами что-то записывая. Находящиеся впереди педагоги прилежно смотрели на историка. Другие за их спинами проверяли тетради учеников, кое-кто заполнял журналы. Две сидящие перед Резоновым учительницы с увлечением играли в «морской бой». Игорь Рафаэльевич с мечтательным выражением глаз смотрел куда-то поверх головы выступающего.            
 Когда преподаватель истории закончил речь, Резонов задал ему вопрос:
  - Альберт Степанович, так Вы считаете, что на Ваших уроках у школьников вырабатывается гордость за то, что они живут в России?
  - Ну я уже сказал, что у них воспитываются патриотизм, любовь к Родине, гордость её достижениями, - с лёгкой досадой ответил Иноземцев. Когда он отправился к своему месту, директор поблагодарила всех докладчиков и произнесла:
 - Ну, и теперь самое главное: результаты учёбы за четверть!
 К трибуне подскочила маленькая и чёрненькая, как грачонок, завуч и затараторила:
 - В пятом классе общая успеваемость – сто процентов, качественная – пятьдесят, …в шестом - …, в девятом – качественная успеваемость – тридцать процентов…
 Резонов глубоко вздохнул и стал смотреть в окно. За окном кружились хлопья снега. Начиналась метель.