Ислам в духовной культуре...

Саид-Хамзат Нунуев
 Ислам в духовной культуре чеченцев.

Ислам проник практически во все сферы духовной, нравственной, культурной жизни чеченцев. Он менял свою роль и специфику в зависимости от общественно-политического строя и господствующей имперской идеологии, но никогда не переставал быть основой мировоззрения и нравственного состояния для подавляющего большинства населения.
Принятие ислама явилось «качественным скачком в духовном развитии вайнахов», ислам стал «ядром их культуры».

Как отмечал А.В.Журавский «Ислам не только дал Европе новые знания, он существенно повлиял на характер развития культурных процессов, во многом способствовал формированию европейского самосознания».

Благодаря исламу чеченцы приобщились к богатейшей культуре всего мусульманского мира. Ислам оказал громадное влияние на развитие письменности, на повышение уровня образованности всего чеченского народа. Образованные, ученые люди в Чечне были почитаемы до фанатизма. Их, «дешна нах» (ученые люди) – почти обожествляли.

Тяга к знаниям была высокой. Все мусульманские школы (хьуьжира – чеч.) были заполнены до отказа. В них обучали не только Корану, но и давали основы светских знаний по математике, географии, астрономии, медицине, философии и т.д. По свидетельству Тагира Юсупхаджиева мест в школах не хватало. Тяга к образованию у людей в начале XX века была огромной.
Религиозными мотивами насквозь пропитано устное творчество, фольклор чеченцев ингушей: стержнем для создания народных легенд часто были сюжеты из Корана, хадисы о пророке. (И.А. Дахкильгов. Мифы и легенды вайнахов. г. Грозный, «Книга», 1991, стр.73).
Одним из самых распространенных видов народного творчества является назм – «религиозные гимны», самый эффективный социально-психологический инструмент в поддержании и укреплении религиозного сознания верующих.

В назмах в высокой художественной, поэтической, музыкальной форме рассказываются священные истории о пророках, о эвлия и шейхах, их подвигах, совершаемых во имя народа. Назмы носят в себе высочайший нравственный, духовный, патриотический заряд, в котором заключена воспитательная функция.

Есть назмы, возникшие в периоды тяжких испытаний, которые пришлось пережить чеченскому народу. Они играли не только эстетическую, нравственную, но и психотерапевтическую роль и оказывали весьма значительную духовную поддержку страдающим.

Художественное творчество и религия в самосознании и духовном развитии чеченцев связаны самыми прочными узами, и эта связь представляла собой чудесный симбиоз. Творчество освящалось святостью религии, а религия становилась художественным творчеством. Этот
процесс не только оздоровлял духовную жизнь отдельных народов, но и сближал народы на почве монотеизма. Народы и люди лучше понимали друг друга, вместе уходили из эпохи языческого варварства. К сожалению, тема положительной роли ислама на развитие духовной культуры кавказских народов недостаточно изучена.

Исламская культура в духовной жизни чеченцев – это не только устное народное творчество на религиозные мотивы, но и «великолепные храмы, в том числе и мечети, другие культовые сооружения в архитектуре; и обильная религиозная литература различных жанров от Библии, Корана до нравоучительных детских сочинений; и богатейшая духовная музыка; и разнообразнейшее изобразительное искусство от фресок и икон до классических полотен на богословские темы; а в наше время – даже на религиозное и светское искусство, каждое их которых до сих пор имеет огромную сферу распространения» .
   
Через ислам чеченцы приобщались к мировой культуре. Развивалась письменность с использованием арабской графики, создавались произведения по богословию, философии, истории, географии. Почти в каждом населенном пункте грамотные богословы вели тептары  (летописи). Почти все они были утеряны и уничтожены в годы большевицско-чекистского насилия.Любые письмена сделанные арабской вязью рассматривались как антисоветская пропаганда.

Высока культурно-просветительская миссия ислама. О глубине его влияния на культуру чеченцев говорят арабизмы, сохранившиеся в его языке. До 1925 года в Чечне издавались газеты, журналы, книги на чеченском и арабском языках. Только в литографиях Дагестана были опубликованы 115 книг на чеченском языке.

«В основном эта была переведенная арабская, персидская религиозная литература, а также суфийская, поэтическая, историческая, учебная, медицинская и другая литература. Были созданы ряд трудов местных авторов – Абдурахима из Ауха, Имрана Сухайба из Шали, Кунта-Хаджи из Илсхан-Юрта» .
 
До большевицкого разгрома в Чечне насчитывалось 1675 мечетей, 60000 мюридов, 38 шейхов, 850 мулл, 140 духовных школ. 
«Вайнахская цивилизация», развивавшаяся на ценностях суфийского ислама, до Кавказской войны середины XX века была весьма самобытной и духовно богатой. Как отмечает этнолог Ян Чеснов,  «К эпохе Кавказ¬ской войны Чечня представляла, по существу, прекрасную ухожен¬ную страну. Там были заповедные рощи, где была запрещена охота на зверей. Сады и поля орошались сложной ирригацией.

А хлеба она производила столько, что кормила соседний Дагестан и экспортировала его даже в Иран. Чеченские старики еще в их молодости, идя в лес, окультуривали там плодовые деревья. Пастух не гнал бегом стадо баранов, чтобы они слишком не вонзали копытца в тонкую почву горного пастбища. Все это черты высокой экологически развитой цивилизации...
Еще во времена молодости нынешних стариков постыдным считалось взять с улицы камень для своих надобностей. Нельзя было новый забор сделать шире старого, только уже.

Закон гостеприимства был важнейшим из законов горской демократии. Эти общества обеспечивали беспре¬пятственный проход торговцев по всему Северному Кавказу. Сове¬ты страны (мехккхелы) уже сотни лет назад мирно регулировали у вайнахов отношения собственности, семейный быт, даже ссоры супругов, возникшие на основе ревности. Строго ограничивалось право вынимать кинжал, и, даже если вынул и пустил его в ход, во многих ситуациях можно было только резать, но не колоть, то есть не наносить смертельных ран. Нарушители подвергались строгим наказаниям».

Гармония души и природы, регламентируемая и сохраняемая суфийским исламом, была разрушена грубым вмешательством политиков. Война, насилие, жестокость вносили свои коррективы в мировоззрение горцев.

Оценивая роль ислама, исламской интеллигенции в духовной жизни чечено-ингушского народа, народный писатель Чечено-Ингушетии Абузар Айдамиров отмечает: «Духовенство представляло собой не только просвещенную часть народа, Нои являлось эталоном благородства, доброты и высокой нравственности, у которого слово не расходилось с делом.

Свидетельство тому тот факт, что в долголетней национально-освободительной борьбе, беспрерывных войнах со времени шейха Мансура (1785г) кончая крестьянским восстанием во главе с Алибеком Алдамовым (1877 г) ни войны, ни тем более руководители ни разу не допустили жестокости, надругательства над пленным противником, не переносили свой гнев и ненависть к царскому правительству и генералам, которые сжигали их села и истребляли население, на мирных жителей русских поселений и казачьих станиц.

Жестокость, глумление, надругательство, пьянство, насилование женщин, которые были обычным явлением и нормой морали в повстанческих отрядах в цивилизованных европейских странах, были глубоко чужды чеченцам и их вождям».

Духовенство в своей основе было борцом против безнравственности, против насилия и несправедливости. Другое дело – как это ему удавалось в разные периоды в различных исторических условиях. По этому поводу А.Айдамиров отмечает: «Когда правители и правительства, военные развязывали и вели войны, а многие деятели науки и культуры из-за псевдопатриотических чувств или в корыстных целях поддерживали захватнические войны, религия осуждала их, во многих случаях духовенство выступало против войн. Во все времена, во всяком случае до XX века, духовенство имело большой авторитет и доверие в народе, чем политические, государственные и военные деятели, поскольку на последних народ смотрел как на виновников всех бед, машину насилия и угнетения».

Исламская идеология сплачивала и укрепляла раздробленное тейповое общество чеченцев и являлось прогрессивным явлением в их жизни. Она не вступала в жесткие противоречия с бытовавшими раннее нормами адата, а гибко изменяла их, порой сама уступала в определенных обрядах и традициях, не имеющих принципиального для ислама значения.
В целом ислам бесспорно обогатил духовную жизнь чеченцев, изменил и расширил миовосприятие и мировоззрение народа.

Особую ценность ислам представлял и представляет как носитель нравственной культуры народа, оказывающий непосредственное влияние на обычаи, традиции, этикет, эстетику. Среди них такие общеизвестные явления, как гостеприимство, уважение к старшим, взаимопомощь, гуманизм, внимание и особый почет родителям, женщинам, помощь нуждающимся и т.д.

Ислам, шариат помогал вайнахам в решении спорных вопросов между отдельными гражданами и между целыми тейпами. Нередко это спасало от кровопролитных войн. Шариат предполагает компромиссы.

Социальная справедливость, заложенная в основах шариата, позволяла вайнахскому обществу следовать своим традициям относительно равенства. В истории Чечни известны факты военного и материального усиления отдельных тейпов и их попыток возвыситься над всеми остальными, что порождало внутриэтнические конфликты. Как правило, против «феодальных» амбиций влиятельного тейпа и его притязаний на властное доминирование единым фронтом выступали остальные тейпы».

Ислам безусловно сыграл выдающуюся стабилизирующую роль внутри вайнахского общества чего не скажешь о случаях соприкосновения этого общества с внешним миром, исповедующим иные цивилизационные ценности, переживающим иной этап и уровень социально-экономического и политического развития.