Записки таксидьотки. Продолжение 2

Нора Нордик
На следующее утро поехала в Верону. Увидеть «Аиду» в Арена де Верона – как я могла упустить такую возможность! Прямо на вокзале меня  встретил эсперантист Паоло.
После ресторана с пиццей посмотрели местные красоты, живописные окрестности, старинные соборы. Бурливая белая река неслась, как сумасшедшая, под каменными мостами, из-за большого зеленого холма с явно древнеримского периода сооружением на самой верхушке…
Конечно, я постояла на балконе  Джульетты,  скульптура которой терпеливо сносила объятия туристов, толпящихся  во дворе.
К девяти вечера, оставив вещи в машине Паоло, я отправилась в оперу. Места для демоса бурлили разоцветьем - "ликует буйный Рим" да и только!В партер по красной дорожке проходила более респектабельная публика – вечерние платья, галстуки-бабочки, сверкающие украшения.

Удивительно, камни амфитеатра были совершенно теплые – нагрелись за день. Сидеть очень удобно. Кругом немецкая, итальянская, французская речь.
Как только стемнело и зазвучала музыка, всюду зажглись огоньки свечек – красиво необыкновенно, весь амфитеатр колышется и мерцает. В темной синеве неба большая круглая луна как раз над сценой. Потрясающие природные декорации с пышным сценическим обрамлением и костюмами – зрелище, достойное античного размаха!
Дождя, к счастью, не было, и после спектакля я пошла гулять по ночной Вероне для «закрепления» увиденного днем. Дом Джульетты, арки, внутренние дворы, остатки фресок и росписей эпохи Данте и Петрарки… И среди всей этой красоты полно ночующих бездомных на картонках.

Утром Паоло отвез меня к заправке рядом с направлением «Болонья». Но машину поймать не удалось. Сколько я ни стояла у въезда на автостраду, до которой пришлось прилично идти. Измотанная жарой и бессонной ночью, вернулась на вокзал и поехала вечером в Рим...
В Риме рядом с вокзалом нашла супермаркет, в кустах спрятала рюкзак. И пешком отправилась к центру. Вот он, вечный Рим! По дороге сняла обувь. Как-то естественне идти по римским мостовым именно босиком, ощущая теплоту булыжника...
Целый день ушел на виллу Боргезе. Огромное поместье теперь парк. Можно отлично выспаться  на скамейках, которых множество, или на травке, что многие посетители и делают. Постаралась осмотреть все, что только можно было: галереи с выставками, пруды с утками, фонтаны, аллеи парков с бюстами…

Потом, уже к вечеру, спросила тут же в парке у подвернувшегося римлянина, что еще есть посмотреть. Он отвез меня к площади Святого Петра. Не скажу, что это меня поразило. Колоннада - мощная, да, со множеством скульптур. Внутрь Ватикана я не попала, но и не хотелось – особенности убранства католических соборов мне уже знакомы. Тут же недалеко красивый Мост Ангелов, крепостное сооружение. В ночном освещении очень зрелищно.

Ночь провела на вокзале, так как поздновато позвонила людям, у которых могла переночевать. Местным полицейским на французском объяснила, что еду domani – завтра дальше. Познакомилась с Каро, ожидавшим после работы утреннего поезда. Так, болтая по-французски-итальянски-английски, провели ночь. Правда, Каро что-то говорил про гостиницу, номер на двоих, добавив, что ему, конечно, придется нелегко. Я не стала вдаваться в подробности, почему. Нелегко, так не надо. К утру Каро признался в симпатиях к русским.

Накупив фруктов в супермаркете, обменявшись с Каро любезным «добрый день, мадам, добрый день, месье», забрав рюкзак, осмотрела Колизей, Капитолийский холм, Паладинум. Да, это было когда-то роскошно. Воображение тщетно пыталось представить жизнь среди всех этих живописных развалин. Но развалины потрясающие. И опять – аркады, внутренние дворики с непременным водоемом, росписи на стенах, фонтанчики и каменные скамьи в нишах.На Паладинуме ведутся раскопки под навесом из целлофана. Все время, что я гуляла по руинам, рюкзак ждал меня у входа.
В Колизей я заходить не стала - очередь, как в Эрмитаж. Но он , действительно, колоссален!Как же воспринимали такое сооружение в те времена?

Осмотрела знаменитые фонтаны Рима. Особенно хорош Детреви - нагромождение массивного мрамора среди сильных и естественных потоков воды. Вокруг на скамьях вдоль полукруга в виде амфитеатра трудно найти место – столько людей! Рядом удивительная церковь: огромный единственный купол с отверстием посередине, через который и попадает свет. И этот свет настолько ярок, настолько точно сфокусирован, что внутри совершенно светло. Впервые увидела такое!
Под вечер – опять на виллу Боргезе. Заказала хороший кусок мяса в ресторане, подремала на скамейке – и в путь. В местном метро я уже   ориентировалась: линии А, В, пересадки указаны над дверьми, и название станции мелькает несколько раз – не проедешь. Ну, теперь в Неаполь!

Приехала уже ночью. Сразу с вокзала позвонила Сальваторе, чей телефон в числе прочих был записан на банкетном меню. Его дочь Франческа изучает французский, поэтому легко обо всем договорились. Забрали меня и отвезли домой, где ожидали хозяйка, ужин, душ. На стол вместо семечек поставлена была глубокая тарелка со сваренными в солёной воде моллюсками. Так и пощелкали за разговорами...
Утром поехала в город, к морю.
Водитель одной из машин долго ехал за мной по набережной и что-то говорил. Наконец, я спросила, что ему надо.
- Могу показать город.

Джованни поводил меня по порту, провез по городу. И опять эта манера – держать за руку (что-то мне об этом говорил тот римлянин, не берут ли меня водители за руку; я сказала «нет», подразумевая русских и немцев, - вот что он имел в виду...) Нет, мне это не нравится, резко заявила я Джованни. Договорились, что я выйду в центре, где театр Сан  Карло, а Джованни aspeta – подождет. Нагулявшись, я не нашла машину. Отлично, спокойно вернусь домой...
На следующий день – Помпеи. Брат Франчески Донато проводил меня до автобуса, и дальше я поехала одна.
 
Все-таки сколько хороших людей! Рассказали, где и когда выйти, какой путь. Несколько остановок поезда – и я в Помпеях. «Последний день Помпеи» - картина, сопровождавшая все мое детство, и теперь волнует воображение! С французской парой ищу то, что мне нужно. Собственно, туда идут многие. Отдаю рюкзак, беру билет... Моя мечта сейчас сбудется.
 
Иду, чуть дыша. Склепы на окраине, потом начинаются улицы – via - с проемами дверей и окон в стенах бывших домов. Все те же дворики, вход украшен мозаичными изображениями собак. А вот и они сами, живьем, совсем как те, древние. Лежат себе в малом театре, в тени. Смотрю на них с трепетом – точно такие, древние, черные и огромные!
Здесь было все продумано. Высокие тротуары защищали от грязи и повозок, а чтобы перейти на другую сторону, лежат огромные камни, обычно три, как пешеходная дорожка, – колеса повозки свободно проезжали между ними. Вот лавочка, где торговали маслом, вывески, - реклама, наверное. Вот кто-то процарапал на стене бой гладиаторов – помпейский любитель граффити. Все это так непостижимо далеко  и в то же время понятно и близко. Кажется, совсем недавно здесь была жизнь: красота построек, комфорт, стремление насладиться всем, что дает жизнь, чувствуется повсюду.

Огромная вилла Мистери с чудесными фресками. Обилие комнаток и переходов. Стараюсь представить, как жили здесь изо дня в день... А вилла шалунишек-братишек Веттиев, конечно же, закрыта на реставрацию. Еще бы, там фрески эротического содержания…
Возвращаюсь к закрытию. Кажется, исходила весь город. Хорошо, что есть все те же фонтанчики с водой! Да, целый город со всем, что должно быть в любом городе, - порт, стадион, театры, форум...
Опустошенная, бреду в поисках моря. Я обязательно проведу ночь рядом с Везувием, я к нему ехала... Дорога очень долгая, с рюкзаком. Уже темно, носятся мотоциклы, сигналят машины. Сумасшедший и веселый город рядом с Помпеями – Аннунциата, а по-нашему Благовещенск. Море бурное, купаться не хочется. А Везувий – вот он, рядом. Весь в облаках. Смотрю на него, сидя на берегу. Потом урывками сплю.