Ковчег

Сергей Рубцов
   Смысл и цель человека - осознать, пронести через всю жизнь "образ и подобие", данные ему свыше. Мы же стремимся "обставить" себя удобствами - дом, техника, красивые вещи и предметы. Поэтому красота и смысл, которые должны были бы прежде всего заключены в нас самих, переходят в вещи и предметы. Это одна из форм рабства.

                * * *
   
   Что для меня русская речь? Мамка с теплой, мягкой и сладкой титькой.

                * * *               
   
   Стремиться к неизбежному бессмысленно. Осознавая неизбежность смерти (смерть, как конец) человек неизбежно приходит к мысли о бессмертии. Смерть и бессмертие диалектически связаны и друг без друга не познаваемы. Бессмертие также неизбежно как и смерть, поэтому стремление к бессмертию также бессмысленно, как и к смерти. Стремление к абсолютной свободе это попытка уйти от необходимости и неизбежности жизни, смерти и бессмертия к абсолютному небытию, зеркальным отражением которого является абсолютное бытие. Их гармоническое равновесие называется Вечностью.

                * * *

   Небытие стремится к бытию и бытие стремится к небытию. Таким образом совершается бесконечное движение и превращение одного в другое (жизнь). Религии говорят о том, что эта цепь превращений "окончится" и начнется другая бесконечность.
   Смысл жизни заключен в самой жизни, а цель жизни - в смерти. Одно заключено в другом и имманентно друг другу. Рай, нирвана это такое состояние, когда бытие и небытие, сливаясь, находятся в трансцендентном, гармоническом единстве. Существование материального мира доказывает, что существует и нематериальный мир, антимир и антиматерия. Также как стабильность атомов определена разнозаряженными частицами. Нашей видимой вселенной должна соответствовать вселенная невидимая. Человек видит себя в этом мире и не видит, что есть его зеркальное отражение в другом мире, без которого здешняя его жизнь была бы невозможна.

                * * *   

 Если в жизни есть многое, от чего необходимо отказаться, значит смысл в ней все-таки есть.

                * * * 

   По ходячим выражениям ("крылатым фразам") можно определить культурные приоритеты нашего народа. Раньше говорили: "А платить (детей кормить) кто будет - Пушкин?" А теперь: "Крыши от снега можно не чистить, инопланетяне очистят". Налицо движение от русской классики к космическому футуризму. Что свидетельствует о явном прогрессе и расширении мысленного горизонта  и сознания российской публики.

                * * *   

   К вопросу о моем социальном положении. Родители мои были рабочие. Перечислю профессии, которыми пришлось заниматься в жизни: грузчик, художник-оформитель, поэт, живописец, график, матрос, штукатур-маляр, мелкий торговец, крестьянин, мастер отделочник, писатель. К какой социальной группе меня можно отнести?

                * * *

   Как-то странно получается у нас в России, что смена общественных формаций связана с искусством кройки и шитья. У Чернышевского в "Что делать?" в сне Веры Павловны социализм начинается с создания кооперативных швейных мастерских. Развал СССР знаменуется сначала созданием подпольных швейных мастерских, а потом и легальных кооперативов. Социализм и капитализм, таким образом, могут быть начаты одинаково.

                * * *   

Не знаю почему, но меня тянуло и вытягивало на окраины города, в глухие дворы, задворки, заросшие покрытыми пылью лопухами, со старыми, пожившими, обшарпанными, жухлыми стенами, кустами бузины, сирени и жасмина и во что-то еще или уже неуловимое, заунывное, и тоскливое, щемящее. Вернее, знаю, потому что я - раненный городом зверь.

                * * *
 
  Простите, друзья, пытаюсь иногда достучаться, если  не  до души ближнего, то хотя бы до его сознания. Но, увы... Каждый слышит только себя. Каждый хочет, чтобы любили только его, ведь  он неповторим, он - личность. Он центр этой вселенной. В чем проблема? Проблема в том, что проблемы и вселенная его - это проблемы и вселенная насекомого. Извините, но достало.

                Главный энтомолог, профессор  А.М. Жук    Подпись
               
                * * *

   
   Что я могу сказать? Любите и жалейте друг друга. Человеку, кроме этого, больше нечего делать на этой земле.

                * * *
   
   Словами нельзя играть. Ими можно только болеть и лечиться. Вот сказал и подумал, что словами можно играть, но потом будешь ими болеть и ими же лечиться.

                (из заметок софиста)
               
                * * *

   Люди, в своем большинстве, боятся смерти и гонят от себя мысли о ней. Но это означает, что они не думают и о жизни, и стало быть, ничего в ней не понимают. Смерть это зеркало, в котором отражается прошедшая и будущая жизнь человека.


                * * *

   Вчера я воскресил Лазаря, но люди, видевшие это, вместо того, чтобы обрадоваться - ужаснулись. Они жаждут чуда и страшатся его. У них очень мало веры.
Они скорее предпочтут колдунов и шарлатанов, будут платить им деньги, чтобы убедиться, что никаких чудес не существует и жить дальше спокойно.
               
                Иисус Христос

 

                * * *

  Никто не знает, как и где умер древнекитайский философ Лао-дзы. Последними, кто его видел были пограничные стражники у Великой стены, которым он оставил свое учение, написав его на глиняных табличках. А потом..., он заснул в одном из помещений, где обычно спали стражники и ему приснился сон, что он легкая прекрасная бабочка летающая по весеннему цветущему лугу. В это же время, во дворце императора спал Конфуций, которому приснилось, что он воробей летающий по весеннему цветущему лугу. Плохо, особенно для Лао-дзы, что луг во сне у обоих оказался одним и тем же. А дальше, как в песне поется: "бабочка крылышками - бяк-бяк, а за ней воробышек "... вот именно...Чего же вы все спрашиваете: "Куда девался Лао-зцы?"

                * * *

    Жили в реке два крокодила . Один был философ и романтик. Все лежал на берегу на солнышке и рассуждал о смысле жизни, о смерти и бессмертии. До того дошло, что потерял он все навыки охоты и умер от голода. Умер и очутился в раю, где для него заблистал свет Бога и истины, где еда сама валилась ему в рот. Напротив, другой крокодил всю жизнь охотился, лежал на дне у водопоя, поджидая добычу и хватал зазевавшихся антилоп. Но со временем зубы у него какие затупились, какие выпали. Не смог он охотиться и сдох от голода. Но, в отличии от первого крокодила, попал он в ад, где его стали кусать и рвать другие, более свирепые и сильные крокодилы. Господа крокодилы, ощутите разницу и сделайте правильный выбор!   

                * * *


   Эх, как бы хорошо было бы, если бы человек мог обходиться без еды или ел, когда захочется и что захочется. А то ведь большая часть жизни уходит на то, чтобы ее (еду) добыть, потом еще - чтобы съесть, остальное - на отходы этого "производства". Как хорошо было Адаму и Еве в Эдеме, ни тебе хлопот, ни тебе забот. Лопай плоды со всех райских деревьев. Тут Господь что-то не продумал до конца. Зачем он тут же  посадил древо познания? Да, еще, как нарочно, сказал, мол, ребятушки, не баловаться. С ентого деревца плодов срывать ни-ни, а то будет бо-бо и ататашки. Уж лучше бы вовсе промолчал или нарисовал на нем что-нибудь страховитое - ну, череп, там с костями или знак какой - кирпич, например, да подпись: не влезай, мол убьет. Только, я думаю, и это  вряд ли остановило бы. 
   Не знал что ли природы созданного им человека? - это особенно Евы касается. Ты им только скажи: нельзя,- так они обязательно туда и полезут. А мне теперь, по их милости, до шестидесяти лет вкалывай, а то и поболее.
   Это все оттого, что Бог им много свободы дал и сводного времени. Вот они, без присмотра и без должного воспитания, и забаловались.
 
                * * *

   Молится человек начинает, когда понимает, что просить о чем-либо окружающих его людей бесполезно.

                * * *

   Что-то, господа, не пойму я этой вашей "демократии", вернее, она на столько понятна, что становится противно и скучно. Когда я смотрю на наш "бомонд", думаю: неужели, вот вся история человечества, все эти века, все эти миллионные жертвы, которые положили мы на "алтарь отечества", для того, чтобы родить весь этот паноптикум самодовольных, жадных до денег и власти духовных уродов? Как все это мелко и пошло. Не верю я, после этого в прогресс. Бедная Россия. О, бог мой, яду мне яду...

   Молодая пьющая мамаша выбросила годовалого ребенка из окна - он ей надоел своим криком, благо был первый этаж, ребенок остался жив. Получила она за это 2 или 3 года условно. Так, что вы думаете она сказала после вынесения приговора? Она сказала, что в следующий раз она его (ребенка) выбросит уже с шестого этажа, чтобы наверняка. Ее, видите ли, обидел "строгий" приговор. Вот лицо нынешней России. Я что-то не услышал воплей возмущения и ужаса. Церковь молчит. Но, господа, новорожденных младенцев не выбрасывают на помойку даже самые дикие, первобытные племена. Кажется, что это предел. После этого невозможно жить. А мы ничего существуем и все хотим веселится, наслаждаться, как-то еще при этом ухитряемся любить себя. Какая уж тут Русская идея!..    
   И все же я люблю эту нелепую, грубую, невежественную, жестокую, ленивую страну. Несмотря ни на что, неизвестно почему...
                * * *

   Уж, кажется, нет такой мерзости и преступления, которой бы не совершил человек. Все пытается этим доказать, что никакого Бога нет. А Господь все смотрит, про себя думает: "Ну-ну, что ты еще вытворишь? Порезвись пока. Посмотрю. А потом куда ты денешься от меня? Ведь кончится твоя жизнь и предстанешь ты пред мои ясные очи. Что ты тогда запоешь? Ан, поздно, шалишь."

                * * *
 

   Искусством ничего нельзя исправить в человеке. Если уж 2 тысячи лет христианства не смогли.
   На крутых поворотах истории происходит усиление эсхатологических ожиданий в сознании многих людей (конца света). Так что это верный признак: раз заговорили о конце света - жди резкого исторического поворота.
   Как будто критическая масса злобы и агрессии в человеческом обществе превышает определенный предел и тогда - войны, революции. Тут что-то в самой природе человека, а вовсе не потому, что кто-то живет бедно, а кто-то богато. Повоюют, попьют человеческой кровушки и успокоятся на время. На долго ли?

                * * *
               
   Я заметил, что самые удачные мысли приходят ко мне рано утром и без всякого умственного напряжения с моей стороны, сами собой. Мозг за ночь сам перерабатывает все жизненные впечатления и на утро выдает результат. В этом что-то есть от компьютера.

                * * * 

   Отчего человек не может жить счастливо на этой прекрасной планете? Ну, если не счастливо, то хотя бы свободно и спокойно. Наверное, потому что счастье, свобода и покой это все - недостижимые идеалы. Так что я решительно не согласен с Короленко, написавшим, что "человек рожден для счастья, как птица для полета". Птица рождена для полета и она летает. Чего не скажешь о человеке. Стало быть он рожден для чего-нибудь другого. Вот я и думаю: для чего?   

                * * *

 Великая литература в России рождалась в самые трудные и невыносимые моменты истории, в годы реакции, когда реальная жизнь замирала.
    Счастливым людям не нужно будет ни писать, ни философствовать. Зачем? Литература, искусство, философия это все тоска по утраченному раю, мечта о невозможном на земле счастье.
               
                * * *

   С одной стороны, мне жалко, что я начал писать так поздно, после пятидесяти, но с другой - хорошо, что не написал, в свое время, массу бесполезного и бессмысленного дерьма.
   Разговор с редактором:
Редактор: Вы,кто?
Я: Я начинающий писатель.
- А сколько вам лет?
- Мне 54.
- Гм... Однако, а чем же вы занимались до сих пор?
- Ну, как вам сказать...Жил, думал, наблюдал.
- А, ну-ну...Что-то поздновато начинаете. Многие в таком возрасте уже заканчивают.
- Извините, но я никуда не тороплюсь...   
               
                * * *
   Самая из соблазнительных химер - Свобода. Сколько жертв положено на ее алтарь! В философии свобода противоположна необходимости. В жизни - рабству и зависимости. Так считается. Но как только вы восстаете против рабства и поднимаете знамя свободы, то каждый ваш шаг становится обусловлен, зависим от жажды свободы, от логики революционной борьбы, от политических и партийных взаимоотношений и пристрастий. Остановиться и подумать становится невозможно и нет уже ни свободы мысли, ни свободы слова, ни свободы совести, ни свободы личности.
   И вот, наконец, вы победили. Власть в ваших руках. Вот сейчас воссияет счастье человечества, заря - Свобода, Равенство, Братство! Вот, кажется, сейчас все обнимутся и будут счастливы. Как бы не так! Почему-то начинаются казни и расстрелы. Вот и выходит, что стремились вы к власти, чтобы всех сделать свободными, а завоевав власть про свободу для всех тут же забыли и жажда свободы превратилась в жажду власти. Это и есть Химера.
   Говорят: свобода это свобода выбора, но человек в жизни часто ставиться не перед свободой, а перед необходимостью выбора. Какая уж тут свобода!
   Нам дали свободу выбирать между плохим и очень плохим. Я им говорю: так я хочу лучшего. Они мне отвечают: чего нет того нет, выбирайте свободно из того, что есть. Так я ничего и не выбрал, что тоже является признаком свободы. А ведь могли заставить выбирать, свободно!
   Свобода это иллюзия, мираж. Кто идет к свободе - обязательно упадет в пропасть.               
Свобода мыслится, как нечто безграничное, абсолютное, как свобода воли и свобода исполнения волевых актов. Но безграничная, ничем не ограниченная свобода это дорога в ад.
  "Свобода - осознанная необходимость", т.е. необходимость противоположна свободе, необходимость - несвобода, но если эту несвободу осознать, то она чудесным образом превратится в свободу. Следуя подобной логике, осознанное рабство это тоже свобода, если я осознаю свое рабство, то я уже свободен от него... умозрительно.
   Свобода должна быть ограничена необходимостью? А мне кажется, что она ограничена только Богом. Ну, так значит Бог и есть необходимость, необходимость добра и любви.

                * * *      

   Революции никогда не могли достичь декларируемых целей. Нельзя насильно сделать человека свободным, заставить любить, верить, быть счастливым.
               
                * * *

   Нет нужды доказывать, что при капитализме не может быть свободы личности, тем более при таком, какой есть сейчас в России. Это, конечно, шаг назад (в смысле свободы). Капитализм неизбежно перерастет в социализм, только не революционным, а эволюционным путем. В нем (социализме) тоже не будет свободы личности. А тогда, зачем он нужен?

                * * *
   Сейчас власть в России находится в таком положении, в котором она не может делать резких движений и поворотов. Отсюда чехарда Путин - Медведев, милиция - полиция, модернизация и пр. видимость реформ. Все это напоминает водителя, который видя впереди крутой поворот, зажмуривает глаза и едет прямо... под откос.

                * * *

   Жизнь в России, в том числе политическая, походит на болото: сверху ряска, жучки плавунцы, лягушня из Государственной думы, пиявки, но в самой гуще, в трясине уже родилось нечто ужасное, которое потихоньку растет, зреет и ждет своего часа. Не дай Бог, оно выберется на берег...

                * * *   

   "Человек рожден для любви" (слова В.В. Розанова). В этом может быть и есть вся доступная человеку мудрость.
                * * *

   С иным: а, вы читали такого-то?- и разочарование, если не читал, в смысле - о чем говорить с таким профаном. Но попробуйте ответить, что читал - не скажет о прочитанном и путных двух слов. Это и есть снобизм. Только нынче спрашивают не "  читал ли?", а "на какой машине ездишь, где загородный дом, какого олигарха или депутата, на худой конец, высокопоставленного чиновника, знаешь?" Что, в принципе, еще мельче и гаже.
               
                * * *
   
   Вот Владимир Познер в беседе со священником с милой улыбкой говорит о том, что он атеист и в бога не верит. Казалось бы, ну и пусть ему, не верит и ладно, его личное дело. Только мне подумалось - ну, а как, объявится некто, скажем, Иван Иваныч Иванов и скажет: "А я больше твоего, Познер, в бога не верую!"- и в доказательство хряснет вышеозначенного Познера по башке чем-нибудь тяжелым? Как это Володе понравится? А то, что атеист Иванов непременно хряснет - за это уж будьте покойны. "Караул, полиция!"- закричит наш атеист Познер и, возможно, с одним Ивановым справится, а, ну как, ивановых окажется миллионов несколько? Мне кажется, что познеры не понимают, что единственное, что их спасает от насилия это, пусть неосознанное, подспудное христианское православие русского народа.

                * * *               

   Неверующий в бога человек, по моему, опасен не только для окружающих его людей, но и для самого себя. По-скольку, для неверующего человека, единственной гарантией его свобод и безопасности является только государство, его законы и правоохранительные органы. Но законы пишут и охраняют люди. А люди в России не привыкли и не хотят жить по закону. Так что неверующему человеку собственно и надеяться не на что, а потерявший надежду человек становится опасен или гибнет.

                * * *

   В России как-то так издавна повелось, что нет в нашей стране порядка. А порядка нет оттого, что не соблюдаются законы. То есть народ наш, живя не по закону, все время спрашивает: когда же в стране будет порядок? И все ждет, когда же кто-нибудь кроме него начнет жить, работать и служить по закону. Понятно, что, при таком подходе, порядок и более менее сносная жизнь отодвигаются все далее, в туманные российские дали и перспективы, и теряются за горами и долами, отражаясь вечным эхом: "Когда-а-а-а"...   
   Не соблюдая юридических законов мы вместе с тем растеряли законы нравственные и религиозные (я говорю о большинстве), то что наши предки называли совестью. Русские, собственно, никогда и не жили строго по юридическим законам, но был закон Божий, православная вера. Русский народ в 1917 году легко отказался от своего Бога и своей веры (опять же в своем большинстве). Теперь же у нас нет другого пути, как обрести потерянное через покаяние и страдание.   
               
                * * *
 

   Не боюсь банальности, боюсь пошлости. Все основные истины звучат банально, просто. Ну, что такое "возлюби ближнего...", "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй"  и т.д. Все это миллионы раз слышано и протерто до дыр. Банально, но не пошло. Между тем, попробуй обойти эти "банальности" и получишь наш современный мир, сегодняшнюю полную пошлости и преступлений жизнь, ежедневный непрекращающийся ад.

                * * *

   Борьба за человеческие души проиграна церковью это доказал век XX, он же похоронил идею "гуманизма". Что же теперь? Что дальше? Остался "глас вопиющий в пустыне"... Есть ли еще надежда? Не знаю.

                * * *

   Европейцы слишком привыкли к благополучию, к комфорту. Они слишком любят себя, свою культуру, которая есть игрушка в руках сытого и самодовольного буржуа, свои, так называемые, свободы. Они не  готовы и не хотят страдать и жертвовать чем-либо ради идеи. Да и не нужны им никакие новые идеи. Вот была у них идея Евросоюза, единой Европы, но как только возникают трудности, каждый, прежде всего, тянет "одеяло на себя". Никто не хочет брать на себя чужие трудности, проблемы, долги. Никто не хочет поступиться ни каплей спокойной сытой жизни. А ведь придется, иначе Евросоюз развалится. Впрочем, как это всегда бывает в капиталистическом обществе - богатые решат проблемы за счет бедных. Ничего другого капитализм предложить не может. В критических ситуациях он легко сбрасывает с себя демократические одежды.
   В России ситуация еще хуже, чем в Европе. За годы "демократии" (1991-2012) выросло поколение молодых людей, которые вообще не хотят ни о чем думать, практически ничего не знают и хотят лишь веселой, легкой жизни, т.е. не способны брать на себя ответственность за судьбу страны, решать громадные проблемы, стоящие перед ней.               
   
                * * *
 
   Какая в России пугающая пустота. Как бы нынешние "демократы" не хулили советское время, оно все-таки дало великие имена в литературе, науке, искусстве, культуре. Нынешняя "демократия", как старая истаскавшаяся б**** -_бесплодна, цинична и вульгарна. Она ничего не может родить. Это гниющее болото, где гаснут все великие и высокие идеи, где нет места свободе личности и доброй воле.
 
                * * *

   Попробуйте, спросите молодежь (от 15 лет до 30) - кого из награжденных званием "Герой России" за последние 10 лет они знают? Не назовут ни одного и, если честно, это не их вина. Эта вина государственной власти, потому что все СМИ каждый день
заполнены пропагандой чуждой нашему народу идеологии. Это какие-то бесконечные шоу ни о чем, вечная бездумная веселуха, попса, напоминающая кунсткамеру, сборище каких-то темных личностей неопределенной нравственной и сексуальной ориентации, бомонд и гламур больше напоминающие грязную пену, снятую с западных кастрюль, в которых Запад для себя готовил вкусные, изысканные блюда.

   России необходимы патриоты. Само понятие этого слова искажено и извращено до
нельзя. Кто только не называет себя этим именем. А ведь смысл его предельно прост, это человек, который любит свою Родину. Заметьте, не кричит, где надо и не надо, о
о своей любви и рвущий на себе рубаху, не фашист, избивающий несчастного рабочего из средней Азии и чернокожего студента, не антисемит и шовинист, не все эти баркашовцы и черносотенцы из РНЕ. Все это не патриоты, а позор и отребье русского народа. Ничего, кроме вреда, они принести не могут. Эту гнусь надо выжигать каленым железом, иначе - конец стране. Патриот - тот, кто ежедневно честно трудится на своем рабочем месте; это военный, жертвующий здоровьем и жизнью защищая отечество; это государственный служащий и чиновник, который не берет взяток и откатов, даже если знает, что его не поймают, если он их возьмет; это неподкупные - судья, следователь, полицейский; это человек знающий и любящий свой язык, свою историю и культуру, и именно потому, уважающий языки, историю и культуру других народов, впитывающий в себя все лучшее, что создало человечество за всю свою историю и, отдающий знание и силы своему народу; это человек обладающий честью и достоинством и признающий честь и достоинство других людей; это защитник слабых, инвалидов, женщин, стариков, детей; это не злобный фанатик, бездумно прославляющий все русское, а видя все язвы и пороки в своем народе и в себе, он хотя бы пытается с ними бороться.
   А теперь попробуйте применить этот образ истинного патриота к существующей действительности.
   "Эк, куда хватил, батенька, "честь", "достоинство", неприличные  все вещи говорите, при том скучные и неинтересные. Тоже еще, учитель выискался..."
  Пока в нашем государстве не возобладает истинное понимание патриотизма, пока патриот будет исключением, а не правилом, пока мы не начнем воспитывать детей в этом духе, до тех пор наша страна никуда не двинется и в конце концов просто перестанет существовать.

                * * *

   Ничто так не успокаивает народ, как посредственность, безволие и лень. Россия - царство победившей посредственности.

                * * *

   В определение атеизма вкралась неточность - атеист не не верит в бога, он ВЕРИТ, что бога нет. Атеизм, следовательно, тоже вера, по-скольку доказать, что бога нет он не может. Ответ на этот вопрос дает смерть.   

                * * *

   Жизнь была бы бессмысленна и не нужна, если бы не смерть и посмертные тайны. В этом корень всех религий.

                * * *

   Все более убеждаюсь, что идеи "Великого Инквизитора" Ф.М. Достоевского живут и побеждают. Достаточно взглянуть на сегодняшние СМИ и "массовую культуру". Делается все, чтобы отшибить у обывателя мозги, запугать его или развратить, чтобы не дай бог в нем не проснулась душа и свободная, здоровая, светлая мысль; чтобы превратить народы в послушное, покорное стадо. Что же, это с успехом удается.
   
                * * *

   Возможно наука откроет тайны мозга, объяснит электрические и биохимические процессы в нем происходящие, но она никогда не сможет понять - для чего это все, в чем смысл, причина и цель этих процессов. На этот вопрос может ответить только философия, премудрость.

                * * *
               
   Свобода несомненно является духовным движением. Оно может быть направлено, как в положительную сторону - к Богу, так и в отрицательную - к антихристу. Причем путь к божественной, созидательной свободе неизмеримо труднее, нежели путь к свободе разрушения и преступления. В человеческой душе заключена возможность и того и другого пути. Человек стоит постоянно на "перепутье", перед выбором - по какому пути пойти? Он слаб и часто выбирает легкий путь, но отрицательная свобода тут же оборачивается своей противоположностью - необходимостью и злом. Казалось бы человек миллионы раз должен был убедиться, что это ложный путь, но он с бессмысленным упорством идет по пути зла и разрушения или безвольно "плывет по течению". Такая "свобода" превращает человека в раба или тирана, злодея - что является лишь обратной стороной рабства.

                * * *               

   У Пушкина читаем: "На свете счастья нет, но есть покой и воля..." Ныне мы растеряли даже и последнее (покой и волю) и разменяли их на призрачное "благосостояние", то есть  - довольство материальное, которое в жизни выражается часто самодовольством и духовной нищетой. Все это такая скука и тоска...

                * * *

 Чувство безнадежности и отчаяния, неверия в нынешнюю Россию, сменяется у меня с проблесками веры и надежды в ее великое будущее. Без этой веры жить для меня было бы невозможно.   

                * * *

   Этот мир дан нам как наказание  за первородный грех, для покаяния и искупления греха. Но человек, поддавшись дьявольскому искушению, вкусив от древа познания добра и зла получил вместо божественного знания ущербный, ограниченный рассудок, сознание, которое ослепляет, человек перестает видеть живого Бога и все совершенство созданного им мира, становится рабом материального. Он становится гордым, завистливым и жестоким, слабым и несвободным. Он все время остается во власти трех искушений, которыми дьявол соблазнял Христа и которые Тот отверг. Ни власть, ни материальные блага, ни достижения наук не могут сделать человека свободным и счастливым. Пытаясь осуществить рай на земле он пытается сделать это следуя иллюзорным установкам своего ущербного рассудка, принимая его (рассудок) за всеобъемлющий Разум. Но рассудок должен быть восполнен, для того чтобы стать Разумом. Единичное сознание неспособно восполниться до понимания и принятия божественного Слова (Логоса), но это доступно соборному сознанию, объединенному в 
вере в Бога и любви к Нему. Только тогда возможно братство людей. У Достоевского это выражено в словах, что каждый перед всеми виноват и все перед каждым. Пока человек остается во власти дьявольского искушения по другому быть не может. Пока люди не сольются в соборной любви к Богу они не смогут полюбить друг друга. Отрицая Бога они отрицают, что созданы по Его образу и подобию. Если человек произошел от обезьяны, то на каком основании мы будем любить друг друга?

                * * *
 
   Смерть, в каком-то смысле, это конец света для каждого отдельно взятого человека. Для человека, неверующего в Бога смерть - конец всего, полное и окончательное небытие. Становясь на эту точку зрения отдельная человеческая жизнь и жизнь человеческого общества в целом теряет всякий смысл. Смерть без жизни посмертной убивает в человеке любое духовное развитие, стремление к нравственному совершенству, лишает доброй воли, да и вообще всякой воли, делает человека рабом необходимости. В духовной основе человека заложена воля к отысканию Истины, в которой заключается Смысл человеческого существования. Человеку всегда будет необходимо знать - для чего он родился и живет, в чем цель жизни человечества. Это стремление к познанию Истины и Смысла является внутренним двигателем духовной жизни человека. Мой разум отказывается принимать смерть, как неизбежный и безнадежный конец жизни. Душа человека интуитивно предчувствует свою вечную жизнь. В этой вере и надежде проявляется откровение Божье.

                * * *

   Недавно наш президент, В.В. Путин, наконец-то высказался по поводу патриотизма. Смысл его высказывания сводится к тому, что патриотизм должен быть не навязанным, а добровольным. Правда, совершенно не понятно - откуда, собственно, возьмется этот "добровольный патриотизм"? Из каких "яиц" он вылупится? И, что наша власть собирается делать в этом направлении? Ведь ясно, что патриотизм воспитывается: в школе, в семье, в обществе, в СМИ, в армии. За двадцать последних лет так называемой "демократии" власть не только не сделала ничего в этом направлении, но и отказалась от любых возможных рычагов управления в идеологии, отдав телевидение,  кино и печать в частные руки. Воспитание патриотизма - дело государственное, это, в конце концов, вопрос национальной безопасности (я говорю о истинном патриотизме, о чем уже писал неоднократно,см. также "Беседы о нравственности"). Между тем власть, как повелось, лишь декларирует благородные и спасительные идеи, при этом ничего реально не делая. Нужны кардинальные изменения в программах средней и высшей школ, во всех видах СМИ. Уже выросло поколение " Иванов, родства не помнящих" под влиянием суррогатов так называемой западной культуры и системы чуждых нам ценностей. Результаты такой политики видны "невооруженным глазом". Так мы Россию потеряем.    

                * * *

   Нравственность, в известной степени, есть ограничение свободы, в частности свободы воли. Добровольно и свободно выбирая нравственный образ жизни я, тем самым, подчиняю свои мысли и поступки законам нравственности (совесть, долг, добро), отвергая при этом все, что противоречит этим законам, т.е. становлюсь в добровольную зависимость от этих законов. Правда, человек волен в любую минуту отказаться от нравственной жизни, но в таком случае он добровольно выбирает безнравственный, порочный, злой образ жизни и попадает в зависимость от своих страстей, эгоизма и преступлений. Свобода - добровольно выбранная мною зависимость. Но не надо путать "зависимость" с "необходимостью". Нравственность невозможна там, где господствует необходимость, где нет свободы выбора, поэтому всякое государство, являясь необходимостью, по сути безнравственно.   

                * * * 
               
Все дальше от нас во времени уходит страна под названием - "Архипелаг ГУЛАГ". Сгинул в этой стране мой дед по отцу - Иван, взятый по закону "о колосках" и получивший срок в сентябре 1941 года. Бабка моя, Феврония Васильевна, получила весной 1942 справочку, мол такой-то умер тогда-то. Ни места захоронения, ни причин смерти... Бабушка по матери Вера отсидела, как член семьи репрессированного, 10 лет, с 1940 по 1950 и, чудо!, осталась жива. Четверо детей, в том числе и моя мама Софья Васильевна, выросли в детском доме. Так и не собралась семья вместе.

По этой призрачной стране не ходят поезда. Но если бы всё же ходили, то были бы на этом долгом пути две маленькие станции - "Иван" и "Вера". Поезд: "Москва-Магадан-Млечный Путь".

                * * *
   Когда осень приближается к концу октября и за окнами слышен ночной холодный дождь; когда на часах 3:27 и весь дом спит, когда рядом посапывает любимая женщина, а в комнате тихо и тепло; когда на душе светлая грусть и в голове легко и пусто (в даосском смысле); когда тебе скоро 55 лет, у тебя взрослая дочь и подрастает внук, а впереди неясное будущее и вполне ясная старость; когда бОльшая часть жизни уже прошла, сделана куча непоправимых ошибок и становится очевидным, что многое в жизни уже не состоится, тогда...только тогда понимаешь: какое это все-таки счастье - жить.

                * * *

   "Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?".                (Ев. от Матфея 6-23)               
   Часто думаю: о чем здесь говорит Спаситель? Здесь чувствуется запредельная для человеческого разума глубина. То что человек мнит в себе, как свет с точки зрения Христа - тьма. То что  ослепленный земным зрением человек считает Истиной и Светом - тьма. Это еще не все. Он предлагает человеку задуматься, что, если то что ты считаешь светом - тьма, то какова же настоящая тьма? Тут становится понятным, что человек не может видеть не только настоящего света, но и масштабов настоящей тьмы. Здесь Христос призывает человека очистить душу и зрение от забот и ценностей материальных. Далее в стихе 24 он ясно говорит: " Не можете служить Богу и маммоне". Нельзя заботиться о своем кошельке и быть праведным одновременно.

                * * *

    С "гражданским" браком происходит какая-то чепуха. Тогда теща и дети тоже должны быть "гражданскими". "Гражданские дети" - звучит не хуже, чем "бастард" или "байстрюк", но и не лучше. "Гражданский брак", как правило, переходит в "военный".
               

                * * *

    Вот еще немного покочевряжусь, а потом, как говорится в одной веселой русской поговорке: "Жил-был, пожил и ножки съёжил".

                * * *

    Наступило время палачей, которых, почему-то, называют - героями борьбы за независимость. (страны Балтии)

                * * *

    Что я знаю о смерти? Почти ничего. Я был близок к ней. Несколько раз тонул. Знаю ее приближение. Ощущение, когда тебя душат и как трещит слизистая щеки, когда тебе рвут рот и, когда получаешь тонкой металлической трубой по ребрам, ногой и головой по носу. Мне 55 и я не боюсь умереть. Но смерть это много больше, чем просто конец.   
               
                * * *