Самая страшная болезнь? Глава 1

Зингер Татьяна Ефимовна
Часть первая.
Глава первая.
Солнце уже опускалось за нить горизонта, окрасив небо ало-рыжими красками, когда мы расстелились на поляне у озера, разлили из термоса чай по кружкам. Зажгли единственную свечу на пироге, но ветер потушил её. Сизый дым растекся и растаял в сумраке. Грин тяжко вздохнул и картаво произнес:
— С днем рождения меня.
Фраза прозвучала так горько, что защемило сердце. Я, отвесив Грину легкий подзатыльник, сказала:
— Не бухти, старикан.
— Да, — согласился Ник, — шестнадцать лет — не срок.
Я отерла украденный с кухни нож о краешек блузки и разрезала пирог на три неаккуратных части. Кромсала без жалости, не заботясь о внешнем виде — выпечка всегда была моей слабой стороной, и я надеялась поскорее избавиться от неудачного эксперимента. Взяла левый, подгоревший край, но Ник стукнул меня по руке.
— Моё! — возразил он, забрав кусок и жадно откусив от него. — Видишь, какой я храбрый и бесстрашный? Жертвую своим здоровьем ради сестры.
И впрямь герой. Даже не отплевывается. А ведь получилось безвкусно и почему-то пересолено. Разве я солила тесто? Скорее — по невнимательности насыпала соли вместо сахара.
Грин продолжал грустить. Он искривил губы, и левый уголок подрагивал, точно друг собирался расплакаться. Мы окончательно скисли. Та веселость, которую успешно изображали целый день, испарилась. Прямо как дымок от свечки. Повисла пауза. Ник соскребал с пирога черноту, Грин всматривался в воду. Я отогнула уголок простыни, на которой сидела, и провела кончиками пальцев по прохладной траве.
Динамики на трех наручных часах единогласно потренькали девять раз. Скоро придется вернуться в лагерь, времени осталось совсем мало, а мы толком не пообщались.
— Предлагаю нарвать конны, — пробубнил Ник.
— Нет, — отрезала я.— Не хватало ещё, чтобы вы курили.
Листья конны вызывали состояние близкое к безумию. Дарили несколько часов наслаждения и безудержной радости. А потом наступала опустошенность. Словно конна высасывала всё хорошее. Она считалась запрещенным растением; густые кусты с желто-зелеными ветками спиливали и травили химикатами. Но конна росла всем назло. Листья выменивали на редкие вещи, которые просто так было не добыть: драгоценности, лекарства, информацию. Впрочем, у нас, выросших рядом с лесами, её хватало. Тем секторам, которые расположились в горной или равнинной местности приходилось труднее. И платили они больше.
Мне хватило того раза, когда провожали Кристину. Самую старшую, неунывающую и яркую из нас. Именно она собрала нашу компанию и гордо назвала её «Четверкой». Кристина не смущалась разнице в возрасте или характеру. Она легко уживалась со вспыльчивым Грином, пакостничала вместе с Ником, секретничала со мной, застенчивой и маленькой. Три года разницы в лагере считались пропастью, но Кристину это не останавливало. Уехав, она оставила «Тройку», которая завтра превратится в «Двойку»... До следующего года, когда А-02 покинет Ник.
В прошлом году мы впервые попробовали конну, и утром, кроме слез от прощания, добавилась тоска, похожая на засасывающую бездну. Она засела пчелиным жалом под самые ребра и не уходила с неделю. Ребята называли это состояние ломкой и убеждали, что от неё помогает лишь новая «доза». Некоторые не представляли без растения жизни; их черты заострялись, под глазами прорисовывались черные синяки. Они ходили или вечно раздраженные, или плакали навзрыд, или истерично хохотали. Ужасное зрелище. И всякий следующий заверял: «Уж я-то не подсяду». Интересно, каково им пришлось в А-01, где, как говорят, конна не растет, а потому стоит огромных денег?
— Ладно тебе, Ларка, мы самую малость, — Грин умоляюще глянул на меня из-под густых бровей. — Неужели сама не хочешь?
Имя прозвучало смешно, этакая «Ла-ака», но радости оно не добавило.
— Не хочу, — отчеканила я. — Ты завтра свалишь, а нам что прикажешь делать? Выть от безысходности или превращаться в наркоманов?
— Я завтра свалю, — хмуро повторил он. —  Почему именно в шестнадцать лет?..
Ник, молча слушающий перебранку, фыркнул:
— Ты на казнь отправляешься или во «взрослый мир»?
Он сказал это с таким пафосом и иронией, что я невольно расхохоталась. О да, именно взрослым миром нас и пугают, и кормят, и обнадеживают. Страна поделена на две части. В А-03, детском лагере, и А-02, подростковом, живут только дети и наблюдатели, которых прислало правительство. Это громадный город, разделенный на сектора колючей проволокой и бетонными стенами. Мы жили в двести восьмидесятом секторе. За нами было двести семьдесят девять таких же маленьких лагерей и после нас — ещё с сотню.
Об А-01 неизвестно ничего, кроме того, что показывают в газетных новостях и на экранах проекторов. Оно посылает нам еду, обеспечивает одеждой и учебными материалами, личными планшетами. И забирает раз в год тех, кому исполнилось шестнадцать, чтобы распределить на рабочие места, поселить в общежитиях и дать толчок к новой жизни. После шанс вернуться в лагеря сотрудником мизерный, а в тот сектор, где вырос — нулевой.
Сборы устраивают первого июня. И угораздило же Грина родиться в последний день мая.
— Если всё так замечательно, почему не смеешься, а собираешься накуриться?! — Грин вскочил на ноги.
— Парни, не ссорьтесь. — Я отложила недоеденный пирог и вытерла губы рукавом. — Ясное дело, мы боимся неизвестности. Но что страшного в поездке? Как-то же там живут и не жалуются. И ты приживешься. Грин, пообещай…
Я не стала оканчивать просьбу. Он и сам понимал, о чем речь, поэтому передернул плечами.
— Пообещай, — присоединился ко мне Ник.
— Обещаю! — рявкнул Грин. — Что я обоснуюсь в А-01, а когда вы заявитесь туда — встречу вас с цветами и конфетами. И будет у нас сладкая жизнь! Так?
— Не совсем, но пойдет, — я одним глотком допила чай.
Ветер расхрабрился, яростно задувал под одежду. Солнце полностью скрылось, последними лучами натянув на небо темное покрывало. На западе зажегся серебристый огонек.
— Поймала! — хихикнула я, указав на него.
Ник улыбнулся, Грин махнул рукой. По лагерной традиции первая звезда считалась счастливой и могла исполнять желания. Надеюсь, мое сбудется. Звезда, не подведи. Та, как в шутку, подмигнула мне.
— Представляешь, завтра придет Кристина? — Ник мечтательно выдохнул.
Не секрет, что она ему нравилась. После её отъезда всегда веселый Ник сдался и потускнел. Бывало, уставится в одну точку, сожмет губы и сидит без движения. Начал отлынивать от дежурств, оценки упали до единиц. Учителя ругались, наказывали; вместо ужина он получал крохотный сухой паек. Но его не волновало ничего, кроме Кристины. Я совсем отчаялась вернуть Ника, но на моё четырнадцатилетие он очухался самостоятельно. Сказал: «Такими темпами я уеду, не успев попрощаться с тобой», — и вновь стал прежним.
— Мне ей передать поцелуй от тебя? — Грин издевательски выпятил губы трубочкой.
— Без зубов останешься, — я припомнила взрывной нрав подруги. — Лучше запасись мармеладом. Надоело получать его только на День Союза. Клянусь, как попаду в А-01, наемся сладостей, располнею и умру от счастья!
— Договорились, — Грин наконец-то плюхнулся обратно на покрывало. — Смотри, чтоб в «ящик» поместилась. А то неудобно хоронить будет.
И мы начали вполне мирно переругиваться, позабыв о тяжелых мыслях. В итоге все трое, хохоча как дети, кидались друг в друга комьями земли. Часы протрубили десять раз, тогда-то и вернулось ощущение реальности. Утрамбовали посуду с покрывалом в рюкзачок и направились обратно к лагерным одноэтажным баракам.
По стеночке проскользнули к зданию кинотеатра. Лучше не попадаться; прогулки в неустановленное время хорошего не сулят. Если не наказание, то крепкий выговор — обязательно. А после трех таких выговоров спины непременно познакомятся с розгами. Приятного мало. Но гуляют практически все, а наблюдатели заняты собой, поэтому пока не засекли — никаких проблем. Ещё, конечно, могут нажаловаться другие ребята, но это вряд ли. Ника и Грина слишком уважают, чтобы портить им жизнь.
В честь выходного дня показывали фильмы. Я глянула на экран. Сопливая любовная ерунда. Уже четырежды смотрели. Но девочки так и плачут в конце и мечтают, как познакомятся в А-01 с актерами. Они почему-то думают, будто «взрослый мир» — нечто малюсенькое, где их только и ждут. Да кому там они нужны? Кому вообще сдались мы?
Ник занял угол скамьи, я бесцеремонно уселась в проходе прямо на пол. Грин, шепотом попрощавшись, тут же вышел из зала. Будто бы кино наскучило, и он отправился собираться. Теперь мы увидимся только на завтраке, после которого уезжающие выстроятся в очередь у круглого здания, Главной Станции, пройдут осмотр. Если верить обучающим фильмам, там есть спуск и выложенная рельсами подземная дорога, ведущая во «взрослый мир». В мир «сбоку» от нас.
Сглотнула острый комок. Вот бы заснять Грина, сохранить видео-файл, а после проигрывать на планшете, когда будет тоскливо. И его, и Кристину, и Ника, после того, как тот уйдет. Верю, мы встретимся. Но если нет? Жаль, я не умею рисовать.
Ник погладил мою спину. Почесал под лопатками, как котенка — за шерстку. Чуть склонился.
— Ты как?
— В порядке, — всхлипнула я, тут же подавив наступающие рыдания.
Нет уж. Столько не плакала и сейчас не стану. В самом деле, мы ведь не навсегда прощаемся. До моего шестнадцатого дня рождения всего пятнадцать месяцев. Переживу.
Я сжала ладонь Ника и прикрыла веки. Жизнь разделилась на отрезки. От рождения до переселения в этот лагерь, потом до встречи с Ником, дальше — знакомство с Кристиной. Её отъезд. Теперь вот Грин. Как я рада, что Ник остается со мной. Мы справимся.