Мы так вам верили, товарищ Сталин

Валентин Васильевич Кузнецов
                Мы так вам верили, товарищ Сталин,
                Как, может быть, не верили себе.
                Юз Алешковский

Апрель 1953 года

Теперь, после смерти Сталина, не услышишь по радио былые восхваления Сталина. Его обязанности в государстве и в партии распределены на тринадцать человек. Так вот, значит, каким великим был наш любимый Сталин: он один работал за тринадцать человек! И всё это – Сталин.

Маленков стал Председателем Совета министров СССР, Берия назначен его первым заместителем и Министром внутренних дел СССР, причём в это Министерство теперь включено и бывшее Министерство госбезопасности. Булганин назначен Министром обороны, причём в это Министерство теперь включено и бывшее Военно-морское министерство. Хрущёв стал Первым секретарём ЦК КПСС.

                *   *   *
Но дело врачей разоблачили как сфабрикованное. Да я и тогда ещё, в январе, не поверил в то, что врач Лидия Тимашук разоблачила академиков и профессоров, которые будто бы неправильно лечили Сталина. Тогда, в январе, в газете "Правда" появилась статья "Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей", призывавшая народ разоблачать "врагов народа" и "буржуазных националистов". Статья не была подписана, И я понял, что это ложь, что опять нам врут. А вскоре даже был опубликован Указ Верховного Совета СССР "О награждении врача Лидии Федосеевны Тимашук орденом Ленина за её помощь в разоблачении врачей-вредителей".
 
И сколько же медицинских специалистов тогда пострадали! И в основном – с нерусскими фамилиями. И началась тогда, в январе, антисемитская кампания, даже стали поговаривать о переселении всех евреев на Дальний Восток, в Еврейскую автономную область – туда, где наша семья жила до войны.
 
Но всё остановилось после смерти Сталина. Так, может, он и в самом деле был извергом рода человеческого?

                *   *   *

Июнь 1953 года

Берия во власти был крайне недолго: уже в июне он был арестован и объявлен английским шпионом, завербованным ещё в 1919-ом году, и изменником Родины.
 
Я в это время отдыхал в пионерлагере "Голубые дачи" в Полушкине, недалеко от Кубинки. И до нашего лагеря дошли рассказы очевидцев о том, что мимо нас по Минскому шоссе на Москву идут танки Кантемировской дивизии, чтобы освободить Берию, и что навстречу им вышли танки Жукова и не пропустили их к Москве. Военный переворот не состоялся.
                *   *   *

Февраль 1956 года
Все занятия в институте отменены. Всех студентов второй уже день собирают в самой большой аудитории и читают вслух закрытый, то есть секретный, доклад Хрущёва "О культе личности Сталина и его последствиях", который он сделал на 20-ом съезде партии.

И это, я вам скажу, – жуть, ужас! Длинный перечень страшных злодеяний нашего бывшего вождя, любимого Сталина. Сотрудничество с царской охранкой; конфликт с Крупской и Орджоникидзе; убийства Свердлова, Фрунзе, Котовского, Кирова, Зиновьева, Каменева; зверское раскулачивание крестьянства, насильственная коллективизация сельского хозяйства; и многое-многое другое.
 
И всё это – Сталин.
 
Ну не изверг ли он рода человеческого? Что же? Получается, что правы были "вражеские голоса", когда три года тому назад диктор радиостанции Би-Би-Си объявил: "У-мер из-верг ро-да че-ло-ве-чес-ко-го! У-мер Ста-лин!"

Эх, а мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе!

                *   *   *

А теперь незнакомый человек – член парткома института – читает нам, студентам, ту часть доклада Хрущёва, в которой говорится, что атмосфера всеобщего страха и доносительства друг на друга пронизала при Сталине абсолютно все слои общества.

Ну да, это так. Это коснулось и нашей семьи. Я хорошо помню, как однажды мама обратилась ко мне:

 – Лера, – говорит она, – мне предлагают сообщать компетентным органам о настроениях людей, с которыми я имею дело, рассказывать о тех, у которых могут быть антисоветские настроения. Вы, – говорят они, – комендант общежития и поэтому знаете, о чём говорят ваши проживающие. Мне согласиться, а? Что скажешь?

А что я мог сказать, если мне в то время было всего-то десять лет?

– И за это они обещают доплачивать пятнадцать рублей в месяц, – добавляет мама. И говорят, что от таких предложений отказываться не принято.

А я всё равно тогда промолчал. А мама всё-таки отказалась стать доносчиком. И ничего ей за это не было. А я так думаю, что энкавэдэшники отстали от мамы ещё и потому, что она скоро из коменданта общежития перешла работать расчётчицей в заводскую бухгалтерию, а там у них, наверняка, уже были свои осведомители-сексоты, то есть секретные сотрудники.

А вообще-то я знаю, что маму ещё раз вербовали в сексоты – это когда она ещё работала заведующей профилакторием фабрики "Красная крутильщица", которая на Катуаровском шоссе, на Нагорной улице. Но и тогда быть доносчиком НКВД мама отказалась.

                *   *   *

Студенты слушают доклад Хрущёва. Слушают молча. Так же молча, как три года тому назад мои соседи по коридору слушали сообщение о смерти Сталина.
 
Теперь в докладе рассказывается о репрессиях тридцатых годов. Убийства Пятакова, Радека, Сокольникова, Рыкова, Дыбенко, Енукидзе, Аллилуевых, Крестинского, Уборевича, Постышева, Косиора, Рудзутака, Кольцова, Косарева, Троцкого. И всё это – Сталин. Самоубийства Гамарника и Орджоникидзе. Потрясает гигантский масштаб преступлений. В результате массовых репрессий 1937-го года миллионы невинно осуждённых оказались в лагерях ГУЛАГа. Из двух тысяч делегатов 17-го съезда ВКП(б) уничтожены тысяча шестьсот. А перед самой войной уничтожен практически весь командный состав Красной Армии, в том числе Егоров, Эйдеман, Якир, Алкснис, Тухачевский, Корк, Смушкевич, Блюхер.

И всё это – Сталин.

Однако странно, что меня эти истории вроде бы и не касались, что вокруг меня вроде бы и не происходило ничего из этого кошмара…

Хотя стоп! Как это не происходило? А отношение к нашим соседям – Жемчужникову и Филиппову – бывшим военнопленным, как к врагам народа? А история семьи Блюхеров? Вспомнил?

 Василий Константинович Блюхер – герой гражданской войны, один из первых пяти советских маршалов, дважды Георгиевский кавалер, первый кавалер почётного боевого ордена Красного Знамени, которым он был награждён пять раз, и ордена Красной Звезды, командующий Дальневосточной армией, военный советник Чан Кай-ши.

 Когда в 1938-ом году Блюхера арестовали "за шпионаж в пользу Японии", то жену Василия Константиновича – Глафиру – тоже арестовали "за недоносительство  об антисоветской деятельности" мужа. Несмотря на свою молодость, Глафира на допросах держалась упорно, выдвинутых обвинений не признала. В результате её отправили в исправительно-трудовой лагерь на восемь лет. И хорошо ещё, что на восемь, а не на десять, как тогда было принято. Зато потом добавили ещё десять лет ссылки в Казахстан.

Отбыв весь этот срок, Глафира Лукинична потом так и не нашла своего младшего сына – Василина, – с которым была разлучена, когда тому было всего-то восемь месяцев, Дочь – Ваиру – она нашла в 1946-ом году под Новороссийском в детском доме для ЧСИР – так называемых членов семей изменников Родины. Своей дочери Блюхеры дали довольно необычное имя – Ваира: "Ва" – от имени отца, Василия, а "ира" – от части имени матери, Глафиры.

Повзрослевшую Ваиру я встречаю во 2-ом Серпуховском проезде, где в доме 4 на первом этаже живут мои родственники: бабуся Васёна Кожина – это сестра моей бабушки, её дочь Стефанида Ефимовна Попова и её дочери Валентина и Наташа. Так вот Ваира дружит с Валентиной, они работают в одной школе учителями.

Про свою маму – Глафиру Лукиничну – Ваира ничего не рассказывает, и видно, что у них нет близости, да и живут они отдельно. Я знаю, что им не разрешают носить фамилию Блюхер, и поэтому обе они – Безверховы: по девичьей фамилии мамы.

Разговоры о политике Ваира не поддерживает. А когда она, довольно скромно одетая, быстро проходит через двор, мне кажется, что жители соседних домов даже сторонятся её и, шушукаясь, показывают: "Вон – дочь Блюхера идёт, дочь Блюхера", и звучит это как "дочь врага народа, дочь врага народа".

Ну, и за что такая судьба, такая кара? Разве дети за отцов в ответе? Это неправильно, это несправедливо.

И сколько таких, как у Блюхеров, сломанных судеб?
И всё это – Сталин.

Эх, а мы так вам верили, товарищ Сталин.

… А чтение доклада Хрущёва продолжается.

                *   *   *

Чтение доклада Хрущёва продолжается.
 
Теперь в докладе рассказывается о роли Сталина в войне. И оказывается, что страна и армия не были готовы к войне, что Сталин, не доверяя донесениям разведчиков о назначенном дне нападения Германии на СССР и не разрешая дать отпор агрессии, лично виновен в тех огромных военных потерях и утрате территорий, которые страна понесла в первые недели войны. Ошибки, допущенные руководством в начале войны, привели к утрате управления войсками, окружению целых армий и к фактическому разгрому Красной Армии.

Оказывается, что  "десять сталинских ударов", которые мы изучали в школе, на самом-то деле – не такие уж и успешные: котлы, окружения, бессмысленные людские потери, огромное количество попавших в плен. А чего стоит один только приказ № 227 наркома обороны Сталина "Ни шагу назад!" По этому приказу, чтобы бойцы не отступали, за ними поставили заградительные отряды НКВД с правом расстреливать отступающих. Сколько бессмысленных жертв! А штрафные батальоны? А подразделения СМЕРШ – смерть шпионам?

И всё это – Сталин.

И даже в военное время, окатывается, продолжались необоснованные аресты и репрессии. Только теперь они достигли грандиозных масштабов. В Сибирь, в Казахстан, на Алтай высылались целые народы: чеченцы, ингуши, немцы, греки, армяне, осетины, болгары, карачаевцы, крымские татары – всего полтора десятка народностей. Интересно мне знать, зачем это? Одних только немцев депортировали из Поволжья четыреста сорок тысяч! Это же преступления против собственного народа!

И всё это – Сталин.
 
Эх, а мы так вам верили, товарищ Сталин.

… Чтение доклада Хрущёва продолжается.

                *   *   *
Закончилось многочасовое чтение доклада Хрущёва. У слушателей вопросов нет. Расходимся молча.

Я иду пешком к станции метро "Сокол", а услышанное не выходит из головы.

           Я теперь – не воин,
           Я теперь раздвоен.
           Я теперь расстроен,
           расчетверён,
           распят!

Как теперь жить?
Крушение идеалов. Крах всего того, во что верил.
Как дальше жить-то, а?