Четыре коротких слова

Лариса Изергина
Аннотация: История о том, как мальчика, поддавшегося соблазну сорвать запретный плод, в последний момент удерживает благая мысль о том, что от всевидящего ока Господня ничего не скрыть. (Рассказ из книги «Живи честно – не пожалеешь» (Изд. 1860 г.) – сборника назидательных историй для детей, иллюстрирующих пословицу “Honesty is the best policy” («Честность – лучшая политика») с точки зрения христианской морали. Литературный перевод с английского языка.)

Четыре коротких слова

    – Есть четыре коротких слова, которые в детстве принесли мне больше пользы, чем что-нибудь ещё, – услышал я на днях от одного джентльмена.

    – В самом деле? и что это за четыре слова? – заинтересовался я.

    Вместо ответа он рассказал мне такую историю:

    – Однажды мой отец сделал привой на грушевое дерево: это был привой какого-то отборного сорта, и отец следил за ним с особым вниманием. На второй год груша расцвела, но на ней появился только один плод. Этот сорт считался очень хорошим, и отцу не терпелось узнать, не обманул ли его продавец привоя. Поэтому этот единственный плод груши особенно заботил отца. Он хотел, чтобы груша полностью поспела на дереве, и очень надеялся, что она не упадёт раньше времени из-за сильного ветра, так что он прямо велел детям ни в коем случае даже не прикасаться к ней. Сам привой был сделан довольно низко, и дети могли легко до него достать. Прививка прошла весьма успешно. Частенько отец повторял моей матери: «Надеюсь, этот привой оправдает мои надежды. Есть шанс, что мы получим отменные груши.

    Он показывал свой привой всем, кто приходил в наш сад, и все говорили: – Это будет превосходная груша.

    – Но она ведь уже почти совсем спелая? Я ужасно хочу откусить хоть кусочек, – упрашивал я, когда как-то раз шёл за отцом по аллее к грушевому дереву.

    Я подумал что больше всего люблю груши; я постоянно подходил к дереву, стоял под ним и нетерпеливо пожирал висящий плод глазами. – Ох, как же аппетитно она выглядит! – обычно думал я, облизывая губы. – Вот бы она вся досталась мне…
 
    И ранние яблоки не казались мне такими уж вкусными, и смородина – такой уж приятной, и даже чёрная слива, из которой делали чернослив, по моему мнению, не шла ни в какое сравнение с этой грушей. Чем чаще я стоял в одиночестве под этим прекрасным грушевым деревом, тем сильнее мне хотелось съесть грушу, пока, наконец, во мне не созрело желание заполучить её во что бы то ни стало. – Ох, хотел бы я её заполучить, – таким было моё эгоистическое желание, и вскоре я уже больше ни о чём другом не мог думать.

    – Однажды ночью, когда мы уже легли спать, мои братья уснули намного раньше меня, а я вертелся в постели и никак не мог заснуть. Была тёплая, тихая, безлунная летняя ночь; тишину нарушал только стрекот бесчисленных насекомых. Отец и мать куда-то ушли. Я высунул голову из окна и выглянул в сад. Я вдыхал приятные запахи. Видны были смутные силуэты деревьев. Я посмотрел в сторону грушевого дерева. Во рту у меня пересохло; хотелось пить; я представил, как хороша на вкус была бы сочная груша. Соблазн был слишком велик.

    Спустя несколько минут я уже осторожно крался вниз по чёрной лестнице, и на мне не было ни ботинок, ни чулок, ни брюк. Я вздрагивал от малейшего скрипа и останавливался, прислушиваясь, на каждой ступеньке. Нэнси была чем-то занята в другой части дома, а Джон лёг спать. Наконец-то я добрался до калитки в сад. Она была заперта. Мне казалось, что я открывал её целую вечность – ведь я боялся шуметь, а засов ужасно скрежетал. Наконец-то я её открыл, вышел в сад и запер за собой калитку. Приятно было оказаться на свежем воздухе. Я побежал по дорожке. Сырая земля заглушала топот ног. На минутку я остановился, огляделся и направился к грушевому дереву. И вот я уже стою под его ветвями.

    – Отец подумает, что грушу сорвал ветер, – но не было даже дуновения ветерка.

    – Отец подумает, что её кто-то украл – какие-то мальчишки залезли ночью и обчистили сад – он никогда не узнает, как было на самом деле. – Я весь дрожал от одной мысли о том, что я собрался сделать. – Ох, это будет так вкусно! А отец никогда не узнает, просто не сможет узнать, кто это сделал; он ни за что не подумает на меня.

    – Я навалился на ствол дерева и протянул руку, чтобы сорвать грушу. Стоя на цыпочках, с протянутой рукой, я поднял голову и узрел звезду, которая смотрела на меня сквозь листья.

    – Ты – Бог, видящий меня, – снова и снова повторял я, неожиданно для себя. Я ощущал присутствие Бога во всём вокруг. Он видел меня насквозь. Я боялся поднять глаза и закрыл лицо руками. Было такое впечатление, будто все-все: и отец, и мать, и все мальчики, и все в городе примут меня за вора. Казалось, что меня вывели на чистую воду. Прошло какое-то время, пока я смог снова двигаться: с такой очевидностью я осознал всю сокрушительную правду, заключённую в этих четырёх словах: «Ты – Бог, видящий меня». Я знал, что Он меня видит.

    Я поспешил прочь от грушевого дерева; ничто на свете не смогло бы в этот момент заставить меня даже прикоснуться к этой груше. Я снова пробрался к своей кровати, но в совершенно другом настроении. Я улёгся рядом с Асой и чувствовал себя ни кем иным, а самым настоящим осуждённым преступником. Ни единая душа в доме меня не видела; но, ох! казалось, все всё знают, и никогда больше я не решусь открыто посмотреть в лицо отцу. Не скоро ещё я уснул. Я слышал, как вернулись родители, и непроизвольно спрятал лицо в простыню. Но я никуда не мог скрыться от присутствия Бога. Казалось, Его глаза видят меня всегда, и взгляд Его проникает в самые глубины моего сердца. Это событие оказало на меня такое воздействие, которое, хвала Богу, сохранилось навсегда. Как только у меня появлялось малейшее поползновение совершить какой-нибудь тайный проступок, перед моим мысленным взором появлялись эти четыре слова: «Ты – Бог, видящий меня», и я отступал, в страхе и благоговении.

    Так джентльмен закончил свою историю, и рассказ его меня чрезвычайно заинтересовал. Думаю, что многим детям будет интересно его услышать. Надеюсь, эта история окажется не просто интересной им, но и полезной.

    «Ты – Бог, видящий меня». [(Быт. 16:13)] Эти четыре коротких слова взяты из Библии. Произнесла их Агарь. В гневе, она убежала от своей госпожи, Сары, в пустыню. У источника воды она встретила ангела. Ангел уговаривал её вернуться к госпоже, и напомнил ей кое-что из её жизни, о чём, как думала Агарь, кроме неё самой, никто не может знать. – Ты – Бог, видящий меня, – воскликнула женщина. Так она поняла, что ангел этот послан ей Богом, потому что никто, кроме Него, не может знать даже самые тайные события.

    Мальчики, запомните эти четыре коротких слова. Пусть они запечатлеются в ваших сердцах. Помните их, когда ложитесь спать, когда встаёте по утрам, и куда бы вы ни шли. Одни ли вы или со спутниками, дома вы находитесь или на чужбине, помните: «Ты – Бог, видящий меня!»

Перевод Ларисы Изергиной

Honesty is the Best Policy