Разведка в Чечне

Александр Владимирович Карпенко
Кавказские войны для России всегда были незаживающей раной. Особенно две последние, очевидцами которых мы стали. Получив материал о первой чеченской войне, долго думал: писать, как это было, или о чем-то умолчать, сглаживая не очень приятные места. Решил: писать только правду, пусть нелицеприятную. Да простит меня читатель. Получилось у меня три небольших рассказа.

О своей боевой командировке в Чечню рассказал мой давний приятель и сослуживец выпускник ТССШМ МВД СССР, 1979 года Анатолий Шанин...
В Грозный мой коллега приехал в декабре 1995 года. Прикомандировали его к Главному оперативному штабу МВД России. Оперативной группе, состоявшей из пяти человек, была поставлена задача: собирать информацию, касающуюся деятельности боевиков, как в Грозном, так и в республике, которая тогда носила странное для нас название - Ичкерия.
 
На одной из конспиративных встреч его источник (чеченец) сообщил: «Когда вы патрулируете город, смотрите не только на растяжки гранат и антенны бэтээров, но и на крыши домов. Там могут быть совсем другие антенны».
Дело в том, что боевики, на улицах города, делали растяжки (натянутая и подключенная к взрывателю проволока) на высоте примерно четырех метров. Это не сразу было видно федералам, но, когда проезжала бронетехника с антеннами, она, задевала растяжку и приводила в действие взрывное устройство. Поэтому все антенны на бронетехнике в Чечне стали скручивать в полукольцо. Агент говорил намеками, но Анатолий сразу все понял….  Надо действовать!

Получив агентурную информацию, разведчики решили обследовать крыши домов. И вот на одной из улиц Грозного, в девятиэтажке, обнаружили несколько специальных антенн, не похожих на телевизионные. Установили адрес. При его проверке, хозяина квартиры сразу задержали. Во время обыска обнаружили несколько дипломов радиолюбителя и самое главное, все три комнаты в квартире задержанного были завалены радиостанциями. Как переносными, так и стационарными, мощными, армейскими. С их помощью можно вести радиообмен на больших расстояниях.

Задержанный объяснил наличие у него радиостанций, своим увлечением радиоделом. Но группу ожидала удача. В тайнике, у хозяина квартиры, нашли записную книжку всю исписанную непонятными позывными и радиочастотами. Показали книжку нашим радиоразведчикам….  Они были просто ошарашены: «Так ведь это позывные Басаева и других полевых командиров!» Ценность записей заключалась в том, что там были указаны адреса радиоцентров.

Начались задержания и аресты. Была прекращена деятельность более десятка радиоточек по всей Чечне. За эту операцию вся группа  разведчиков была  награждена правительственными наградами.

Вернувшись из командировки, Анатолий случайно узнал о судьбе  «радиолюбителя». После ареста, в тюрьме, он заболел туберкулезом и был обменен на тела пятерых наших погибших спецназовцев…