Джами

Константин Рыжов
«Завершитель» классического периода иранской литературы, последний в плеяде могучих персидских поэтов средневековья Абд-ур-Рахман Нур ид-дин бин Ахмад Джами родился в ноябре 1414 г. в городе Джам. Учился он в Герате и Самарканде, а потом почти всю жизнь прожил в Герате. Отказавшись от блестящей карьеры чиновника, на которую имел право по рождению, Джами вступил на путь суфия, избрав своим духовным наставником Сад ад-дина Кашгари.  Жизнь его протекала тихо и внешне неприметно. Женившись на дочери своего наставника, Джами значительно преумножил личные средства, но был скромен в быту, общении с учениками и друзьями. Одним из послушников поэта, а потом другом был великий тюркский поэт Алишер Навои.
                *****
Кровью сердца без тебя грудь моя обагрена.
И кровавая глаза покрывает пелена.
Торжество свое справляй, но меня не добивай,
Жалок я, но жизнь моя вся тебе посвящена.
Завитки твоих кудрей – звенья тягостных цепей,
Ими в бездну завлечен, что безумия полна.
От пушистых тех колец обезумил я вконец,
Поводырь мой, я – слепец, без любви мне жизнь темна.
Чем расспрашивать о том, чем живу я день за днем,
Погляди – и ты поймешь, как судьба моя грустна.
Или спросишь ты тогда, что со мною за беда,
Иль клинок свой обнажишь, чтобы кровь текла красна.
Плоти я, Джами, лишен, скорбный вздох я, долгий стон,
Я рыдающий рубаб, в песне боль моя слышна.

                *****

Глупцов и подлецов, о ты, мой юный друг,
Во имя благ мирских не восхваляй беспечно.
Блага придут на срок и выскользнут из рук,
А между тем позор останется навечно.

                ****

Джами пользовался огромным уважением сограждан, снискал почет при дворе Тимуридов, но, отказавшись от богатства  и славы, избрал образ жизни землепашца, дервиша, учителя жизни. Он воскресил, развил и синтетически завершил все многообразие жанров предшествующего периода классики, был великим теологом, составителем житий святых, грамматиком и музыкальным теоретиком. После Джами осталось не менее полусотни различных сочинений, в том числе богословских трактатов, но главным образом он прославился своей поэтической «семирицей», написанной в ответ на «пятирицу» Низами: «Четки праведников», «Дар благородным», «Лейли и Меджнун», «Золотая цепь», «Саламан и Абсаль», «Юсуф и Зулейха», «Книга мудрости Искандера». Все эти поэмы написаны в 1472-1485 гг.  В отличие от Низами, в поэмах Джами наставления главенствуют над повествовательностью. Обычно это собрание притч, соединенных беседой-наставлением, причем упор сделан на освещение того толка суфизма, который исповедовал сам Джами.

Кроме поэм Джами составил большой  трехчастный «Диван» газелей: «Первая глава юности», «Средняя жемчужина  в ожерелье» и «Заключение жизни». Умер поэт в 1492 г. в Герате.

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270