БОМЖ

Игорь Братченко
Правозащитники и члены гуманитарных организаций расценивают понятие «бомж», сформи-ровавшееся еще в «до перестроечную эпоху», как порочащее честь и достоинство человека. По их мнению, именно общество и государство толкают этих людей на дно, точно так же, как невозмож-ность получить жилье и устроиться на работу, вынуждает совершать противоправные деяния и даже преступления. Навешивая на бездомных ярлык «бомжей», им априори приписывают отрица-тельные, дискредитирующие атрибуты, снижающие жизненные шансы и косвенно подавляющие права.
Бездомность
Психолог  Л.С. АЛЕКСЕЕВА (Россия) так определяет бездомность и ответственность  государства в её существовании:
«…Истинное положение людей, оказавшихся без жилья, отражает не понятие «бомж» и даже не та-кое его полное изложение, как «лицо без определенного места жительства», а именно «бездомный»: обез-доленный, депривированный,  т.е.  лишенный гражданских прав, жилья, работы, медицинского обслужива-ния, страхования жизни, ютящийся на чердаках и в подвалах, проживающий в общежитиях, ночлежках, до-мах престарелых и домах, предназначенных на снос,  у друзей…
…Бездомность означает несоблюдение государством целого ряда общепринятых правил и стандар-тов, которое приводит к возникновению негативных тенденций:
а) массовое нарушение прав на жилье; б) вынужденные его потери вследствие повышения цен за квартплату и полной неспособности производить ее; в) дефицит жилья вообще, дешевого и доступного в частности, снижение его качества; г) наличие всякого рода «прописок» и «регистраций»; д) отсутствие у час-ти населения желания жить постоянно на одном месте, присущего большинству…»
Сюда же можно добавить:
«; выселения за неуплату, в том числе, из общежитий или ведомственного жилья; жилищные аферы и обманы при обмене, купле-продаже из-за юридической неграмотности и социальной некомпетентности владельцев, утраты ими документов на владение; переезд в другой город без статуса мигранта или бежен-ца из-за стихийных бедствий и катастроф (39,4 %);
; выписка с жилплощади по желанию родственников или соседей в связи с судимостью и пребыва-нием в местах лишения свободы и невозможность впоследствии восстановить или получить право на утра-ченное жилье (25,5 %);
; добровольно-принудительное оставление жилья по семейным обстоятельствам: супружеское на-силие и жестокость, бегство от пьяных дебоширов; болезнь, старческие недееспособность и слабоумие; выписка с жилплощади одного супруга другим, их родственниками после оформления развода; обман при родственном обмене (18,6 %);
- алкоголизм и нежелание оплачивать жилье, его продажа или утрата в состоянии опьянения (10 %);
- добровольно-осознанный выбор бездомного образа жизни (6,5%)
Приведенный список причин и их количественное выражение свидетельствуют о том, что среди лю-дей, попадающих в разряд бездомных, доминирует доля вполне законопослушных граждан, утративших жилье или в связи с разного рода социальными коллизиями типа сделок, афер, переездов, или под влияни-ем стрессовых событий и семейных кризисов (58 %). Сравнение с теми, кто традиционно составляет основу бездомного контингента – бывшие осужденные, вернувшиеся из мест заключения (25,5 %), выбирающие бродяжничество по причине пьянства и алкоголизма (10 %), по собственному желанию, меняя оседлую жизнь на бродячую (6,5%) - 42 %, оказывается явно не в пользу последних».
Факт существования бездомности как бы указывает обществу на избыточность ее представителей и необходимость преодоления привносимых ею угроз.

Общество
Современное общество рассудочно, так и хочется сказать – бездуховно, и в силу этого обстоятельства – цинично по сути своей. Те наши сограждане, что были воспитаны на лучших образах русской и советской литературы, ещё имеют иммунитет от бездуховного потребительства современного (будто бы - капитали-стического) обустройства в государстве, но… не все. Фразы вроде этой: «Пусть умирают себе. Главное - что-бы трупы вовремя убирали с улиц» - слишком характерны и, потому, настораживающие.  Так как завтра, авторы подобных фраз могут и сами, в силу не предвиденных обстоятельств или потери здоровья, оказаться на улице и, тогда уже, скажут иное…  Проблема бездомности НАШИХ СОГРАЖДАН – проблема общества, излишне технократичного.  Фразы вроде выше означенной когда-то звучали  в одном из нацистских обществ и привели мир к катастрофе – войне, лагерям и крематориям! Больных необходимо лечить, а не выбрасы-вать на улицы или уничтожать, в лучшем случае - равнодушием прохожих, в худшем - агрессией.  Эгоизм и ксенофобия признак слабого общества. И если сейчас мы «шарахаемся» от бездомных, то завтра будим «шарахаться» от малоимущих и размышлять: на какую бы группу островов вывезти их, чтоб не портили гла-мурную картинку…
В современном мегаполисе не остаётся места ни чему кроме работы и, ещё раз работы – стремлению к всё новым и новым благам, так красиво воспетых рекламой. Душу рекламой не накормишь! Хотя - некото-рые «буддисты» говорят, что мы ни кому и ни чем не обязаны, а души и вовсе нет! Но – помогая ближнему,  мы помогаем себе!

Ранее малые народы, живущие в тяжёлых природных условиях, имели практику убивать ударом по голове, душить или относить в горы (как – анны, народ на севере Японии, что возможно объясняет жесто-кость японцев, о чём – ниже)) своих стариков – родителей. Но мы-то не народы на заре родоплеменных обществ! Мы – «воспитанные» и «образованные» в лучших, или почти – лучших, учебных заведениях, ведём   себя как малые, полудикие, народы…

Легко равнодушному человеку сказать: «Пусть сами выпутываются!» И как невероятно трудно, а за-частую даже невозможно, выбраться из трясины этого дна!  А ведь как легко сегодня даже самым добропо-рядочным людям скатиться на дно жизни.

«…Два года тому назад, продувным мартовским утром, встретил я на московской улице плохо одето-го бомжа. Он весь дрожал от холода и еле держался за водосточную трубу. Более всего меня поразило то, что его босые, без носков, ноги были одеты в какие-то совершенно разодранные тапочки. Что тут таить! И я незаметно одичал при «капитализме», а потому обычно проходил мимо бомжей, не обращая на них особо-го внимания. Но здесь что-то остановило меня, я обернулся и подошел к нему.
— У вас нет никакой обуви? — спросил я.
— Как видите, нет. Спал, и кто-то снял и носки, и ботинки.
— А пальто?
— Пальто у меня давно нет, — он попытался улыбнуться и добавил. — Помните, как у Горького, «На дне», Барон говаривал, что все было: кареты, кареты с гербами…
Так мы разговорились. Ему было 46 лет. В 35 он стал доктором физико-математических наук. В по-следнее время разрабатывал тему, связанную с математическим моделированием особых процессов горе-ния, причем решил практически ту же самую задачу, над которой когда-то бился и я, но осилить ее не смог. Я был поражен, когда он рассказал, каким изящным путем ему удалось это сделать.
И вот… бомж. Его крушение началось примерно за полтора года до нашей встречи. Талантливому ученому платили 700 рублей. Жена психовала. Потом его институт разогнали. Работая грузчиком, он повре-дил себе позвоночник и месяца три был полным инвалидом. Жена развелась с ним. Когда они разменивали свою двухкомнатную квартиру, с ним злую шутку сыграли аферисты — оформили его в квартиру, у которой был законный хозяин. Так он оказался на улице.
Я все время уговаривал его пройти до моего дома, который был совсем рядом, чтобы я мог отдать ему свои «списанные» вещи. Но он упорно отказывался, говоря, что имеет совсем другую мечту — поскорее умереть. Тогда я попросил его оставаться на том же месте, пока я сбегаю домой и обратно.
…Когда я вернулся с узлом вещей, он уже был мертв. Два милиционера обшаривали его карманы. В них ничего не было. Но вдруг один из них нащупал что-то зашитое в подкладку пиджака. Я стоял чуть по-одаль и наблюдал, как милиционеры, разорвав подкладку, вытащили какой-то документ в черной обложке, который оказался докторским дипломом, и вложенный в него паспорт.
— Ты смотри! Доктор физико-математических наук…
— Спер у кого-то. Хотя нет! Фамилия, как в паспорте, и фотография точно его!
— Да-а, что-то последние время их брат, ученый, зачастил…
Минут через десять приехала машина из морга и увезла покойника…
Вот тихо умер один из миллионов бомжей, причем: он «сам выпутался», и «милиция очистила от не-го город». Радуйтесь, обыватели! Ведь с каждой такой смертью увеличивается средняя (!) зарплата и уменьшается число неимущих, о чем так радостно стал сообщать Госкомстат».

Жестокость
Двое подростков сожгли заживо бомжа
В западном японском городе Химэдзи острова Хонсю за сожжение живьем бродяги арестованы двое подростков. Как сообщил представитель Главного полицейского управления, 60-летний Макото Амадзуцу-ми, страдавший болезнью ног, не смог выбраться из-под моста, где он проживал, и сбить с себя пламя от самодельной зажигательной бомбы, которую в него бросила группа подростков.
Полиция арестовала двух учеников близлежащей школы по обвинению в преднамеренном убийстве, еще двое разыскиваются. По информации следователей, четверо подозреваемых с прошлого лета преследо-вали бездомных стариков.
Рост количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, привел к тому, что в 2000 году правительство снизило возраст, начиная с которого подростки могут быть осуждены, с 16 до 14 лет.
Охота на бомжей
Японским бомжам приходится переносить не только холод и заболевания, но и страдать от изгнания. В японской культуре личное достоинство мужчины традиционно измеряется работой и семьей. Поэтому японцы так относятся к бездомным - их регулярно унижают и даже убивают.
Каждый день японских бомжей оплевывают, проклинают, пинают, избивают палками и прутьями, за-брасывают камнями и горящими сигаретами. У этого явления даже есть особое название - "хоморесу-гари", "охота на бездомных". Поскольку увеличивается количество бездомных, возрастает и уровень насилия.
В 1998 году один подросток, избивший бездомного, объяснил, что сделал это "потому что бездомные бесполезны, как кошка или собака".
В феврале 2003 года на берегу реки в городе Мито три 18-летних юноши и девушка забили до смерти 34-летнего Осаму Эбинэ. В ноябре 2002-го три 13-летних подростка избили палками и железными прутьями 45-летнего Кацуми Иноуэ. В январе 2002 года пятеро школьников положили на грудь 55-летнему Кунихико Судзуки плиту и, встав на нее все вместе, задавили мужчину. И так относятся к бомжам в Японии не только дети, но и люди всех возрастов.
По данным правительства, в Японии 25 296 бездомных, большинство из них живут в Осаке и Токио, однако реальное число бездомных может быть вдвое больше.
Японские бездомные отличаются от бездомных в других странах. Преимущественно, это мужчины в годах, они живут в аккуратных чистых "домиках" из картона и брезента. У некоторых бездомных есть плит-ки для приготовления пищи и даже телевизоры, работающие на автомобильных батареях. Многие зарабаты-вают несколько фунтов в день, собирая алюминиевые банки и журналы и сдавая их на переработку. Мило-стыню не просит почти никто. Такие вещи как наркотики и проституция им неизвестны.


P.s. - “Бездомные – это часть общества, и все, что происходит в “большом” обществе, отражается на причинах, по которым люди оказываются на улице”

     Зимой
Стоит такой мороз, что на лету
Внезапно птицы мрут; а в чистом льду
Лесных озер, промерзнувших до дна,
Вся рыба неподвижная видна,
И донный ил стал твердым, как гранит.
В любом жилье вовсю огонь горит, –
И все же зябко старческим рукам…
Но как тогда бездомным старикам?!
П.Б.Шелли
(перевод В.Семёнова) 

Не видеть человека в другом — это значит потерять человека в себе. Умейте  видеть Человека в дру-гом! А для этого старайтесь сохранить Человека в себе!