История Пурпурного Запретного города в Пекине восходит к XIII в. При императоре Юн Ло (1403-1425) здесь был построен дворцовый ансамбль, который относят ныне к числу красивейших дворцовых сооружений нашей планеты. Главным архитектором его был Юань Чжун-ге, а непосредственно строительством руководили представители семей Лэй и Лян. Позднее этот архитектурный ансамбль получил название Гугун («Старый дворец»). С XV в. он стал постоянной резиденцией императоров Минской и Цинской династий. Сейчас здесь находится богатейший музей.
От внешнего мира Запретный город отделен 10-метровой стеной, окрашенной в пурпурный цвет. (Считалось, что такой цвет имеет Полярная звезда, являвшаяся, по древним представлениям, центром вселенной). Протяженность стены с севера на юг – 960, а с востока на запад – 750 м. Ее мощь подчеркивает изящество четырех угловых башен замысловатой формы. К Запретному городу запрещалось приближаться простолюдинам. Они могли лишь любоваться золотыми, сияющими в лучах солнца крышами многочисленных дворцов.
При переходе из так называемого «китайского» города в Пекине в другую его часть – маньчжурскую, - открывается «старая дорога процессий», которая ведет через ряд дворов и ворот в последний внутренний двор, где находятся высокие террасы с мраморными лестницами. Далее следуют свыше десяти дворов с императорскими постройками, расположенные в порядке, определенном строгим ритуалом, а затем уже идет бесконечный лабиринт отдельных строений, которые простираются до подножия расчлененного на пять частей искусственного холма, покрытого густой растительностью и многочисленными павильонами.
Весь Запретный город, окруженный садами и парками, это целый лабиринт с бесконечным количеством боковых ответветвлений, в котором узкие коридоры выводят в тихие солнечные дворы с декоративными деревьями, где парадные здания сменяются в глубине жилыми постройками и живописными беседками.
Общая площадь основания ансамбля 72 га. Он включает в себя, помимо дворцов и павильонов, парки, театры, храмы, мосты, беседки. Все его части, несмотря на кажущуюся изолированность и самостоятельность, являют собой поразительное единство.
Как всякий китайский архитектурный ансамбль, Гугун воспринимается только при прохождении через него или при рассмотрении его с птичьего полета. Иначе все тонет в густой зелени, виднеются только верхушки крыш. (Все здания «Запретного города» воздвигнуты на высоких каменных террасах и построены из дерева). С высоты птичьего полета прежде всего ощущается строгая симметрия композиции и ритмическая повторяемость основных элементов – двойных и тройных изогнутых крыш. (Двойные крыши вообще считаются одним из самых выразительных элементов китайской архитектуры; верхний их этаж чисто декоративный, без пола и окон). Ансамбль производит впечатление яркой красочности: стены красного цвета, крыши из желтой черепицы, террасы блистают белизной, консоли окрашены зеленым, голубым и белым.
Сразу же за воротами Умэнь неожиданно открывается огромная площадь и перед нами возникает картина, превосходящая все ожидания и ошеломляющая своей торжественностью. С севера площадь замкнута высоким (35,5 м) павильоном Тайхэдянь («Высшая гармония») (http://proza.ru/2013/03/10/925). Справа и слева от него расходятся невысокие стены. Их предназначение состоит в том, чтобы скрывать другие здания и акцентировать внимание на главном павильоне.
Севернее Тайхэдяня находится Чжунхэдянь («павильон Полной гармонии») – квадратный в плане, с одноярусной четырехскатной крышей. За ним следует величественный дворец Баохэдянь. Сюда в праздничные дни прибывал в паланкине император. Затем он направлялся в тронный зал Чжунхэдяня, где придворные должны были трижды упасть ниц и совершить пять поклонов. Лишь получив положенные знаки почитания, «сын Неба» переходил в павильон Тайхэдянь и поднимался на трон.
Во внутреннем дворе Гугуна расположен Цяньцингун («дворец Небесной чистоты») – место проживания императоров Минской династии. Резиденция императриц находилась в павильоне Куньнигун (то есть, во «дворце Земного покоя»). Завершает центральную ось Запретного города сад Юйхуаюнь. Всего в Гугуне четыре сада, однако императорский отличался не только размерами, но и строгой симметричностью планировки. На относительно небольшой территории архитекторам удалось создать ощущение значительного пространства, включив в него как разномасштабные здания, так и прихотливые пейзажные композиции. На главной оси находится конфуцианский храм Хиньаньдянь, а по сторонам от него симметрично располагаются две живописные беседки над водоемами с золотыми рыбками. Также симметрично стоят изящные павильоны Ваньсютин («Десяти тысяч осеней») и Ваньчуньтин («Десяти тысяч весен»). Мощенные каменные дорожки ведут к искусственным горкам, сложенным из массивных каменных глыб, бамбуковым рощицам, живописным купам деревьев и кустарников. Гуляя по дорожкам, можно любоваться мозаичными картинами, выложенными из разноцветных камешков. Всего представлено девятьсот сюжетов, в их числе пейзажи, изображения птиц и животных, сцены традиционной пекинской оперы.
Восточная культура в Древности и Средневековье http://proza.ru/2013/07/11/270