День памяти святителя Сильвестра - 26 февраля

Татьяна Вика
Странички из жизнеописания священномученика Сильвестра, архиепископа Омского.




                «Крест - есть воля, готовая на всякую скорбь». / преп. Исаак Сирин.


      
       15 января 1911 года по наречении во епископа* архимандрит Сильвестр произнес слово, которое произвело на присутствующих огромное впечатление, уже потому, и с каким чувством оно было произнесено, так и из-за его содержания. Слово священномученика оказалось пророческим относительно его собственной будущей участи. В своем слове архимандрит Сильвестр сказал:

       "Когда впервые надели на меня священнослужительские одежды, я со всей силой почувствовал значение сих евангельских слов: егда бе юн, поясашеся сам и хождаше, аможе хотяше; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и Ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши (Ин. 21, 18). Когда я был более юн, действительно поясался сам и ходил, аможе хотел, путями собственными, неуготованными. Ныне наступает время, дабы Ин поясал меня и вел.
        С двух сторон нас ведут и влекут. По слову апостола, "плоть желает противного духу, а дух противного плоти" (Гал. 5, 17). О, как сильно ныне влечение плоти и мира, вооруженных совершенным состоянием наук, искусств и всякой техники! Мир тянет на свою сторону всеми средствами, до телесного насилия включительно, и отторгает наследие Божие. Мирская зараза проникает ныне в богословскую науку и в клир. Ныне более, чем когда-нибудь, христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества. Вот с какой стороны теперь ин пояшет и ведет, аможе не хощеши. Трудно и страшно ныне архипастырствование".               



      Январь 1918 года застал епископа Сильвестра - участника Поместного Собора,  в дороге. Гражданские поезда из Полтавы не ходили, и владыка с сопровождавшим его диаконом попросился в одну из солдатских теплушек эшелона, который возвращался с Западного фронта.  Ехавшие в вагоне безбожники-агитаторы начали укорять солдат, что они пустили священнослужителей, и поносили православную веру. С грустью слушал их архипастырь и ясно почувствовал, что долг повелевает ему сказать своё слово, каковы бы ни были последствия.

      - Братцы! Признаёте ли вы свободу за всеми людьми? Если признаёте свободу, чтобы не веровать, то и признайте свободу за теми, кто желает веровать. Не дозволяйте глумиться над неверующими, но не оскорбляйте и верующих. О чём угодно гражданском говорите и обсуждайте свободно, но не касайтесь Господа Бога и святыни…  А желаете узнать насчёт религии, спрашивайте у тех, кто на это дело поставлен. Ведь насчет лекарства спрашиваете у доктора, насчет суда – у адвоката, так насчёт религии спрашивайте у пастырей.

      И затем архипастырь стал отвечать на вопросы солдат. Рассказал о нетленных мощах угодников Божиих, почивающих в Киево-Печерской лавре, о святых, которые были выходцами из крестьянского сословия, из людей самого бедного состояния, и долго рассказывал об отце Иоанне Крондштадском, о своей к нему поездке. Рассказ его коренным образом переменил настроение слушателей. А ругатели Церкви на ближайшей станции покинули вагон.  В течение восьми дней преосвященный Сильвестр беседовал с солдатами, но не видно было, чтобы кто из них осенял себя крестным знамением и молился. Наоборот, гнилая брань постоянно срывалась у них с языка. Задумался архипастырь, как вразумить попутчиков. Подходил воскресный день, и владыка решил воспользоваться этим.

      - Братцы! Не мудрено вам в длинном пути время терять. А ведь сегодня воскресньй день. Ваши родные, отцы и матери, жёны и дети идут в церковь, наверное, вас поминают на молитвах. Давайте и мы в вагоне отметим воскресный день хотя краткой молитвой. Хорошо?

      Епископ предложил всем встать, осенить себя крестным знамением и начал громко:
"Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков". Под руководством отца диакона солдаты подхватили:»Аминь» и стали петь «Царю Небесный». Пропели «Отче наш», «Спаси, Господи», « Богородице Дево».  Пели воодушевленно. Потом епископ прочёл воскресное Евангелие и вслед за этим сказал:
      - Дорогие мои! Я с вами почти неделю живу в этом подвижном доме. Видел ваши душевные качества и скажу вам правду.  Пред моими глазами много было случаев, когда вы жалостливо относились к бедствующим людям, которые просили у вас приюта, устраивали их у себя и даже кормили. Это доброе евангельское качество. Видел ваше терпение, с каким вы переносите лишения. И это добро, ибо без терпения нет спасения. Видел, как вы искренно и без лукавства относитесь друг к другу. И это добро, ибо из этого вырастает дружба и христианская любовь. За все эти качества с нами может быть Христос. Но кроме этого я видел у вас одну привычку, о которой не могу говорить без глубокой скорби. Это – постоянное употребление гнилых слов…  Знаете, кого оскорбляет эта скверная брань?  Она прежде всего оскорбляет Матерь Божию, общую духовную матерь рода христианского. Затем она оскорбляет родную матерь каждого из нас. Наконец, она оскорбляет нашу мать сыру землю, ибо из земли мы сами взяты, земля нас кормит, и в землю по смерти возвращаемся. Иные произносят по привычке, без всякой мысли. Но как бы ни произносить их, можно при этом сохранить чистоту души? Спаситель сказал, что только чистые сердцем увидят Бога. Поэтому ясно, чтобы с нами был Господь Христос, нам обязательно нужно навсегда отказаться от гнилых слов. Вот вам, дорогие христиане, какой завет преподаёт нынешнее Евангельское чтение. В добром намерении этом сами постараемся, и Господь нам поможет. Господь Христос да будет с вами.

      Солдаты спели «Достойно есть». Молитвословие было окончено, и владыка поздравил всех с воскресным днём. После этого  архипастырь имел великое утешение видеть, что старые солдаты почти перестали употреблять ругательные слова, а у молодых они срывались, но изредка.

      По прибытии в Омск, в феврале 1918 архиепископ Сильвестр  рассказал об увиденных им разрушениях в Кремле, сносе и осквернении храмов, о зверски замученных 20 епископах и 1000 священнослужителей.

      В конце 1919 г. при отступлении Белой армии из Омска святитель Сильвестр остался с вверенной ему Богом паствой и был сразу же арестован большевиками. В течение двух месяцев подвергался истязаниям в ЧК, где от него безрезультатно требовали "покаяния".

      16 июля 2005 года на раскопках Успенского Собора**  были обретены святые мощи архиепископа  Сильвестра.
О доле мучений,  которым безбожная власть подвергла исповедника святой Церкви можно предположить из следующего описания. Множественные прижизненные переломы конечностей и ребер, штыковой след на костях груди, лучевидные трещины в затылочной области части черепа, полное отсутствие нижней челюсти, а так же найденные в гробу гранёные гвозди, говорят о том, что за несколько недель мучений владыка претерпел многоразличные, превышающие человеческие силы, мучения и страшную кончину. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, безбожные  мучители пронзили сердце священномученика раскалённым шомполом 26 февраля 1920 года.

P.s. Появилась публикация http://voencomuezd.livejournal.com/1034489.html.
Согласно ниже приведенной цитате смерть Святителя Сильвестра явилась результатом болезни. Я зашла к знакомой, поделилась новостью и сомнением, мол, чего только не было тогда в официальных документах... Стоит взглянуть на нынешнюю Киевкую власть - там столько баек сляпано! - а за каждой - судьба и смерть... И Галина Ивановна мне вторит - им тоже приходил документ о том, что дед умер от плеврита, а потом выяснилось - расстреляли!

Но привожу цитату: " В Книге регистрации актов гражданского состояния о смерти по 3-у району г. Омска я нахожу актовую запись №96 о регистрации смерти архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (ф. Р-580, оп. 3, д. 48, л. 96). Эта запись не только подтвердила воспоминания М. А. Столповского о причине смерти Сильвестра, но и указала на место его погребения. Вот её полное содержание: «Книга записей смертей за 1920 г. Отдела записей актов гражданского состояния при Омском губревкоме 3-го района.

№ записи - 96. Месяц и число смерти - Марта 10-го дня в 2 час. 30 мин. дня. Место смерти - гор. Омск, улица Главноуправленская, 46. Пол умершего - мужской. Имя, фамилия и род занятий умершего - Сильвестр, Архиепископ Омский и Павлодарский. Причина смерти - Кишечный рак. Фамилия, имя и местожительство врача, выдавшего свидетельство о смерти и дата свидетельства - Зинин М. П. Омск, улица Банная, №78. Свидетельство от 11 марта 1920 г. Место погребения - В Соборном склепе, ул. Красный Путь. Год, месяц и число рожд. умершего - 1860 г. января 1-го дня. Семейное положение умершего (холост, вдов, разведен) - Архиепископ. Имя, фамилия и местожительство лица, заявившего о смерти - Виктор Кергесар, Омск, Тарская улица № 19».


Одному Богу известно, что и как было тогда... И у Господа все живы! Не сомневаюсь в том, что если даже запись ЗАГСа отображает истину, всё равно муки, перенесенные Святителем Сильвестром велики.

В пользу моих сомнений выскажу и такое - если Владыка Сильвестр умер от болезни, почему не сохранилось ни отдного свидетельства о его похоронах, которые, видимо, производились тайно. А, следовательно, на сохранение тайны были какие-то веские причины. Какие???
      
      Святый священомучениче Сильвестре, моли Бога о нас!

* В субботу, 15 января 1911 года в Санкт-Петербурге в зале заседания Святейшего Синода произошло наречение архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Чин наречения совершали: митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий); архиепископы Ярославский Тихон (Белавин) и Ставропольский Агафодор (Преображенский); епископы Минский Михаил (Темнорусов), Тульский Парфений (Левицкий) и Самарский Константин (Булычев).

** Фото Успенского Собора - на моей странице и в http://www.stihi.ru/2011/08/21/1555.
Из книги митрополита Феодосия (Процюка) "В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского".