Во дворе

Кристина Заяц
Пришла долгожданная весна. Нет, сегодня не первое марта, а конец апреля. Весна не в календаре, а в природе, воздухе и в самой жизни.
Наши герои, - это пожилые люди. Но когда приходит весна, они словно рукой прикасаются к юности, к молодости, которая по-прежнему живёт в каждом из них. Это только подросткам кажется, что пожилой возраст – это старость, закат, конец. Но это не так, и каждый подросток, если доживёт до преклонных лет, убедится в этом.
Наши герои – соседи небольшого уютного двора.
Весеннее утро. Двор залит солнцем и украшен молодой листвой. Первым на прогулку выходит Иван Петрович. Он делает глубокий вдох, и наслаждается весенним, пьянящим воздухом. Это семьдесят пятая весна в его жизни, но в этот момент, ему кажется, что она семнадцатая, что он молод, красив и полон жизненной энергии. Как буд-то не было этих долгих, тёмных, холодных зимних вечеров, что весна и юность – это не преходящее, а постоянное, вечное. Он делает лёгкие шаги по двору и наслаждается моментом. У него длинные седые волосы по плечи, и ясные голубые глаза. Его походка удивляет, она быстрая, лёгкая и бодрая, как у юноши. Быть может, это весна так на него действует, а быть может у него ещё большой запас сил и энергии.
Иван Петрович замечает, как из соседнего дома выходит Людмила Николаевна и идёт ей на встречу. Она старше, но и на неё весна действует омолаживающе. Приближаясь к ней, Иван Петрович замечает тщательный макияж, кокетливую шляпку и улавливает аромат духов. Они приветствуют друг друга и продолжают прогулку вдвоём. Обсуждают новости, политику и хвалят погоду. Тем временем из домов периодически выходят молодые и средних лет люди. Наши герои затаив дыхание, наблюдают за ними. Другой образ жизни, скорость, одежда, другие краски и убеждения. Они спешат жить, спешат что-то не успеть. А наши герои уже никуда не спешат, и в этом есть свои преимущества и недостатки. Если юность -  это сплошное предвкушение, то старость – это послевкусие. Если юность полна ожиданий, то старость – воспоминаний. И кто знает, что ценнее и важнее. Молодые думают, что ожидания, а пожилые, - что воспоминания. Кто прав?
Иван Петрович и Людмила Николаевна замечают, что на скамейке уже собралась их компания, но в это утро им ещё хочется насладиться общением наедине. Почему? Быть может весна. Они продолжают свою прогулку. Незаметно окунаются в воспоминания. Иван Петрович рассказывает истории из своего детства и юности. Людмила Николаевна уже слышала их и не раз, но ей всё равно интересно. Она в ответ рассказывает о своей молодости. В прошлом она – востребованная актриса. Как приятно вспоминать те дни, когда жизнь была яркая и красочная, как карнавал.        Аплодисменты, цветы, поклонники…
- Разве я бы тогда смогла поверить в то, что научусь жить без этого? Нет, нет, я бы не поверила. Ведь я – звезда, это в крови.
Её попутчик внимательно смотрит на неё, и подтверждает:
- И вправду, Вы –  звезда.
У Людмилы Николаевны перехватывает дыхание, она всматривается в собеседника, чтобы убедиться в том, что он не шутит. Но его глаза серьёзны. И вот, она чувствует себя звездой и начинает рассказывать истории, которые Иван Петрович тоже много раз слышал..
- Вот Вы, часто вспоминаете свои семнадцать лет. А я люблю вспоминать своё тридцатилетие. Какое потрясающее время. Ко мне пришел успех, за плечами был опыт, было что вспомнить, что сказать. И при этом душу переполняло пьянящее ощущение, что лучшее впереди. Какое волнующее сочетание!
- Быть может это от того, что я себя чувствую на семнадцать, а Вы – на тридцать.
- Быть может…
Их разговор прервал сосед Дмитрий Владимирович, который только что вышел из подъзда на прогулку.
- Доброе утро!
- Доброе!
- Прекрасный день!
Наша компания пошла на встречу к сидевшим на скамейке. Мужчины жали друг другу руки, женщины тоже обменивались приветствиями. Пошел разговор обо всём и ни о чём. В основном новости, политика, дети, здоровье. Иван Петрович и Людмила Николаевна молчали. Они ещё не вынырнули из плена воспоминаний, захвативших душу. Ему сейчас семнадцать, а ей тридцать и им скучно с этими старыми людьми.
Приближается обеденное время и компания начинает расходиться. Только Иван Петрович и Людмила Николаевна никуда не спешат. У них сегодня особенное настроение. Им не хочется идти домой, не хочется отвлекаться от воспоминаний, которые были сегодня так красочны. Когда они остались одни, Людмила Николаевна попросила:
- Расскажите мне ещё одну историю из ваших семнадцати лет.
Иван Петрович бесконечно рад этой просьбе, и с удовольствием начинает маленький рассказ, от которого оба героя получают море удовольствия. Когда его рассказ закончился, он предложил:
- А теперь Вы расскажите ещё одну историю из Ваших тридцати лет.
И Людмила Николаевна с упоением вспоминает.
Собеседники решают встать со скамейки и пройтись. Они довольно долго мечтательно молчат, каждый думает о чём-то своём. В какой-то момент Людмила Николаевна нарушает создавшуюся тишину.
- Иван Петрович, у меня есть к Вам вопрос. Скажите, если бы у Вас была возможность перемотать ленту и вернуть свои семнадцать лет, что бы Вы изменили? 
Собеседник явно не ожидал такого вопроса, он с удивлением смотрит на Людмилу Николаевну, морщит лоб, хмурится, о чём-то задумывается и произносит:
- Это очень серьёзный и интересный вопрос, я никогда себе его не задавал. Надо подумать.
- Подумайте.
После долгой, напряженной паузы он начинает говорить:
- Что бы я изменил? Что бы я изменил?
Снова пауза, и вдруг, неожиданно для самого себя он произносит:
- Всё!
Людмила Николаевна смотрит на него с удивлением, но похоже, что он удивлён ещё сильнее.
- Вы знаете, это как то само вырвалось, я сам не ожидал от себя такого ответа.
- Попробуйте объяснить себе и мне, почему Вы это произнесли.
- Жизнь была интересной, насыщенной, захватывающей…
- Но что же было не так?
- Пожалуй, были не те ориентиры, стремления и цели. Или их было слишком много для одного жизненного этапа, для одного человека. Всё в разброс. Было слишком много всего.
- А разве это плохо?
- Представьте себе, что в некоторых случаях, - да. Я был похож на богача, который бездумно разбрасывался деньгами.
- И что же Вы подразумеваете под богатствами?
- Я был молод, здоров, красив, умён, у меня были хорошие, любящие родители. Я был удачлив. У меня всё получалось.
- Но что же не так?
- Не было чувства ответственности за свою жизнь. Не было дисциплины. Я не знал цены времени, мне казалось, что я всегда буду молод, здоров, красив… И  все мои стремления перевешивала жажда удовольствий.
- Это свойственно для юности.
- Да, но это не оправдание. Я просто жил и наслаждался, и мне казалось, что это главное.
- А разве это не так?
- Нет. Мы пришли в эту жизнь для другого.
- Пожалуй  я с Вами согласна.
Наши герои задумались. Каждый о чём-то своём. Лицо Иван Петровича стало печальным и немного напряженным. Глаза Людмилы Николаевны улыбались.
- Теперь Ваша очередь для откровенности. А что бы Вы поменяли в свои тридцать лет?
Людмила Николаевна не успела задуматься и произнесла:
- Ничего!
Она немного покраснела и после долгой паузы продолжила:
- Вы знаете, у меня тоже вырвалось.
Собеседник посмотрел на неё широко раскрытыми, удивлёнными глазами и спросил:
- А разве так бывает?
- Значит бывает. Я не говорю, что не совершала ошибок, но каждый имеет право на них.
- И всё равно Вы бы ничего не поменяли?
- Да.
- Тогда поделитесь секретом, что в Вашей жизненной позиции тогда было так правильно, что Вы теперь можете позволить себе такую роскошь, не о чём не жалеть.
- Попробую. Прежде всего, я знала чего хочу, и чего не хочу. От этого в моей жизни не было ничего лишнего, никакого творческого хаоса в душе. Всё было на своих местах. И стремления, и желания, и поступки. Полная гармония с собой и с жизнью.
- Похоже, что это всё то, чего мне так не хватало в мои семнадцать лет. Но откуда у Вас, в молодом возрасте было такое созидательное отношение к жизни?
- Возможно от природы. А быть может от того, что мне с детства было трудно. Я всегда знала, что должна бороться за место под солнцем, и боролась. Мне не чем было разбрасываться, мне нужно было трудом и упорством добиваться самого простого, самого необходимого. Наверное, от этого железная дисциплина, о которой Вы говорили. Вся моя жизнь – это постоянный внутренний рост.
Иван Петрович задумался, поле чего немного трагическим голосом произнёс:
- Значит, мне не хватало трудностей?
- Нет, я совсем не хотела этого сказать.
- Но Вы хотели сказать, что трудности могут оказаться полезными для человеческой жизни.
- Да. Но я могу ошибаться. Всё очень индивидуально.
Снова наступила тишина. Каждый из героев ушел в себя, о чём-то думал, что-то переосмысливал, подводил итоги. Когда Людмила Николаевна взглянула на своего спутника, она заметила, что лицо его печально.
- Иван Петрович! Что это Вы загрустили?
- Да так… - вяло отвечал он.
- Прекратите! Ведь Вы так часто вспоминаете свои семнадцать лет, значит, было там что-то незабываемое!
- Да, было! – с радостью в голосе согласился Иван Петрович.
- Так пусть же остаётся всё как есть!
Он вздохнул и кивнул в ответ. Герои снова погрузились в размышления, продолжая прогулку по двору. Только на Лице Ивана Петровича уже не было печали. Тишину снова нарушила Людмила Николаевна.
- А как Вы думаете, что было бы, если б мы с Вами встретились, когда Вам было семнадцать, а мне тридцать?
Это был неожиданный вопрос, Иван Петрович немного встрепенулся, смутился и долго всматривался в улыбающиеся глаза Людмилы Николаевны. Потом зажмурился и уставился на неё во все глаза.
- Вы знаете, мне на минуту померещилось, что Вы стоите передо мною молодая, свежая, неотразимая в красивом голубом платье…
Она перепугано взглянула на собеседника, и ответила:
- А от куда Вы знаете про голубое платье?
- Я о нём ничего не знаю, просто на мгновение я увидел Вас в нём.
- Но у меня тогда действительно было красивое голубое платье. Любимое. С белыми кружевами.
- Да, да! С белыми кружевами!
- Мистика какая то…
- Я думаю, что у нас бы был роман.
- Ах, как же хорошо, что Вам не семнадцать, а мне не тридцать! – произнесла Людмила Николаевна и рассмеялась.