Письмо пилоту

Лана Джордэйн
Женечка, дорогой мой!

Ты подталкиваешь меня к тому, чтобы я села и написала об этом периоде жизни, что привел к такой неожиданной развязке и, как бы, добавить еще одну главу в мою книгу. Мне кажется, что я могу обойтись только этим письмом к тебе. Оно расскажет гораздо больше, чем еще одна глава, да еще к той книге, у которой уже есть логическое завершение.
Я тебе говорила, что я в какой-то момент потеряла интерес к продвижению своей книги, потому что таких историй написано до меня миллион, и в очередной раз рассказывать как добро побеждает зло с собой в главной роли становится обыкновенной бравадой, и может даже раздражать читателей. Потому я ограничиваюсь короткими историями, которые рассказывают об очень хороших людях, о которых просто невозможно не писать. И потому я продолжаю писать и делюсь этим с другими.
То, что произошло за эти два с половиной месяца, начиная с Нового Года, просто подтвердили правильность моего решения вернуться в Штаты. Мне на самом деле открылись такие дороги, о которых я и не могла мечтать, если бы не сделала тот шаг два с половиной года назад.
Да, я благодарна тому человеку, который дал мне возможность начать все с нуля и попробовать себя в совершенно новом бизнесе авиации. Кто бы мог предположить, что так же, как и покупка и отправка в Казахстан вертолета, мне будет по силам сделка с нашим самолетом?! Ты не поверишь, но я еще больше благодарна этому же человеку, что он своим натуральным жестким характером и полным отсутствием этики и дипломатии помог мне осознать, что мне больше его присутствие не нужно.

***
А начиналось все, как ты помнишь, с нашей встречи в Маями в начале Декабря. Вы в Витей показались мне такими искренними и бесхитростными, что просто захотелось о вас заботиться. Ведь вы приехали в мою страну, где я как и тот путешественник, что собирался в Санта Барбару, всех знаю. Вы просто не умеете набивать себе цену, а ведь что ты - пилот, налетавший столько лет на больших самолетах, что Витя, что оттрубил много лет при нескольких министрах обороны, хотя и приехали переучиваться на этот легкий самолет, имеете огромный опыт и послужной список. И это мне надо бы смотреть на вас снизу вверх. Я просто рада, что мы стали близкими друзьями. А помогать и пробивать все препятствия в той летной школе мне было приятно и даже азартно.
Ты вспомни, сколько интересных людей мы там встретили! Какой удивительный инструктор Маркос тебя учил, у которого за плечами все пилоты штатовских самолетов Цессна, что обслуживают Федэкс. Он не просто нас с тобой увлек процессом обучения, но и показал как надо относиться и к своей работе, и к людям.
И даже тот строгий главный пилот Хозэ, что завалил тебя на первом экзамене, оказался не таким уж плохим парнем. Представь, он был капитаном огромного Боинга в свои неполных тридцать лет, не просто так же ему доверили такую мощную машину. Пусть он доставил нам с тобой огорчений  еще на одну неделю, но в результате мы с ним подружились. А как бы я встретилась с теми замечательными ребятами - пилотами Трансаэро из Москвы, если бы не он?!
Это был наш с тобой первый сезон в Маями. Через месяц, в конце января, я встречала тебя в том же аэропорту опять. Ты приехал уже на выполнение важного задания по перегонке нашей Цессны и надеялся на небольшую передышку у океана, чтобы лететь за тридевять земель и четырнадцать тысяч километров в Казахстан вместе с опытным американским пилотом. Никто не мог предположить, что твоя передышка затянется на добрых полтора месяца.
А какой калейдоскоп разных людей прошел перед нашими глазами за это время! И ведь не самое плохое это было время, да еще прямо на берегу океана в Маями Бич. Конечно, ты маялся от ожидания и безделья, но что бы я делала без тебя, когда меня практически разрывали на части что продавец, что наш нетерпеливый покупатель?! И не наша была вина, что прямо в день заключения сделки эксплуатант совершил аварию и повредил лопасти пропеллера. Нам-то ведь это оказалось как нельзя на руку: этот пропеллер не долетел бы с вами и до ближайшей первой остановки. Пару недель терпения, и самолет оказался в наших руках.
Я до сих пор чувствую себя немного виноватой, что в последний момент после его инспекции и всей нервотрепки со снятием и воодружением обратно кресел, я отказалась лететь с вами, да еще, как собирался Дэнни, прямо в ночь. Меня отвел в сторонку Билл и вразумил, что только камикадзе и отчаянные летчики, как вы, берут на себя такую ответственность, и что мне с вами там места нет. Потому я послушалась и купила билет на обыкновенный рейс до Атлантик Сити на следующее утро. Ну и хорошо, что в последний момент пришло сообщение о надвигающемся снежном фронте в том районе, и вы никуда в ту ночь не полетели. Зато сколько тебе принесли удовольствия те пять часов полета на следующий ясный день.
Мне было достаточно того короткого полета с вами до места установки топливных баков: я ведь все полчаса следила за твоими движениями и дрожала всем телом от каждого крена самолета при каждом дуновении ветра. За пять часов полета я бы наверняка сошла с ума. И как вы собираетесь лететь над Атлантическим океаном в течение десяти часов?! А ты все улыбаешься и готов на все трудности и неудобства. Ну и профессию ты выбрал, все время рискуя своей жизнью.
Я вообще поражаюсь вашей недооценке себя: сказывает наше советское воспитание. Я тебе рассказывала, какая реакция на мои вертолеты, самолеты и всякие мелочи американского жития-бытия была у Германа - капитана семьсот сорок седьмого Боинга, который отвечает за жизни пятисот пассажиров. Oн сказал, что я его “опустила”, но как он отреагировал, когда я напомнила о том, кто он и чего добился в жизни? Он признался, что я его “подняла”. А как же иначе? Это никакой не снобизм, просто надо знать себе цену, и необязательно тыкать ею в глаза окружающим. Того же я желаю и тебе. Я уже вижу, что ты прислушиваешься ко мне и не даешь другим экспериментировать с твоей жизнью. Не принимай это как навязывание мнений, мы ведь все учимся друг у друга. Ты меня учишь выдержке и подталкиваешь на принятие непростых решений в самые критические моменты. Я делюсь опытом как не дать окружающим забыть, что такое человеческий фактор во всех сферах отношений. Не деньги и успех ими движут, а доверие и уважение друг к другу, особенно в самых непредвиденных ситуациях, разве не так?
Вот так и вышло с нашим проектом. Еще один очень важный урок в нашей жизни, и я очень рада, что ты стал мне надеждой и опорой в трудную минуту.

***
Я где-то на уровне интуиции чувствовала,что для меня хорошим весь этой хай-вай с отправкой самолета не закончится. Дай Бог чтобы вы долетели до назначения целыми и невредимыми, к тебе это не относится, ты же знаешь, что я все эти дни буду “лететь” с вами. У тебя и фамилия-то где-то рядом то ли с Чкаловым, то ли с Челюскиным, правда не помню кто и где блеснул своим героизмом, кто-то из них летал, и трудностей тем людям выпало немало. Перед тобой этих испытаний лежит немало, и я верю, что ты со всем справишься и будешь скромно продолжать улыбаться. И Дэнни, закончив перелет, сразу же помчится в ЮАР перегонять следующий самолет, вы ведь больше ничего другого в жизни не умеете. Помнишь как сказал Серега: “чтоб я так жил!” Да не каждый осмелится так жить, только избранные, смелые люди как вы.
Со мной же история случилась очень предсказуемая, и я ни капельки не жалею о том, как я себя повела в этой ситуации.
Ты знаешь, что задержка самолета произошла и по вине того неожиданного случая с пропеллером и, позже, из-за бумажной волокиты с местными органами авиации на выдачу разрешений к полетам и пересечения территорий разных стран. На местные органы тут управы нет никакой, взятку дать нельзя даже простому полицейскому, а уж с авиационными структурами и тягаться нечего. Мы с тобой были как мошки, которые бились об ночную лампу и пытались отбиваться от нападок недовольного заказчика в лице нашего босса. Да, их понять тоже можно, но есть еще и здравый подход к ситуациям, которых иногда изменить невозможно. Ты знаешь, что я до сих пор придерживаюсь мнения, что босс наш вел себя абсолютно недипломатично и периодически только подливал масло в огонь, заставляя меня смягчать все сложившиеся ситуации и принимать удары со всех стoрон на себя. Он же давал заказчику ложную информацию о процессе отправки самолета, козырял перед ним какими-то нереальными сроками, которые прошли уже больше месяца назад. А не проще с самого начала было выкладывать все карты на стол переговоров и держать их в курсе событий? Они ведь там, хоть и чиновники, и вложили немалые деньги, далеко неглупые люди. Мне всегда проще решать сложные проблемы, если я выкладываю все детали перед своим партнером максимально честно. Да, каких-то мелочей ему знать не обязательно, но в главном он должен быть уверен, что с ним работают на доверии. А какое будет доверие к бизнесмену, который несколько недель подряд водит за нос и обещает нереальные вещи?
Да, нашему боссу ничего не оставалось, как начинать искать виноватых и перекладывать вину с больной головы на здоровую. Его репутация оказалась под вопросом. Он должен был на кого-то указать пальцем, чтоб его пожурили и отпустили с миром. Есть такая неприглядная черта у людей, которые хотят казаться сильными вершителями чужих судеб и обманчиво думать, что спасают мир, но которые на самом деле просто слабые и неуверенные в себе - они, вместо того, чтобы разобраться в ситуации и понять, что именно они сделали не так, ищут проблемы на стороне. Это называется “принятие ответственности на себя”.
И к бабке ходить не надо было, что его палец укажет на меня. Да, кто везет на том и едут - великая народная мудрость! И я к этому уже была готова, ему оставалось только бросить зажженную спичку в масло. А оно внутри меня уже начало закипать само, и без его спички. Мне вдруг смертельно надоело иметь дело с руководителем, который слышит только себя, читает только верхушки из моих отчетов и никогда не имеет терпения и желания дочитать и дослушать до предлагаемого решения для выхода из сложившихся ситуаций. Ты ведь помнишь, сколько раз я оставалась один на один с ними со всеми в Маями, и все в одно и то же время требовали решений от меня. И разрывался телефон, хоть и на побережье прекрасного океана, и мы с тобой неслись из одного аэропорта в другой, застревая в пробках со сдохшим аккумулятором в арендованной машине, сшибая невинные столбы на пустых дорогах, подписывая новые и новые документы и синхронно улыбаясь нашими с тобой улыбками. А как хотелось всех их там же и поубивать, чтоб не пили нашу кровь! Сколько должно быть сил и выдержки у обыкновенного человека, чтоб не сойти с ума в этой свистопляске. У меня они начинали тогда заканчиваться, но ты был рядом со мной и всегда подставлял свое плечо, не давая мне потерять душевный баланс. Да, я разучила два плохих слова на русском языке, и когда начала произносить их вслух, стресс на самом деле отступал. Все-таки, богат и велик наш Русский язык, английские ругательства мне не приносят такого большого облегчения, как ни странно.
А босс наш в это время названивал мне и требовал советов куда пойти постирать рубашки в моей Калифорнии, как проехать в Санта Монику и как договориться о хорошей цене на новый самолет, который он и покупать-то может никогда не будет, но надо было показать какой он крутой парень перед хозяином того вертолета, что я отправила им в прошлом году. Мне некогда было дышать, а ему никак было не понять, что его распальцованные понты были мне совсем некстати тогда.
Этот хозяин позже меня рассмешил (кстати, вот где человек, у которого вообще нет надобности перед кем-то распушать павлиний хвост!). Он сказал, что вначале думал, что голос в навигаторе в их машине был мой, они его даже моим именем назвали, пока бороздили просторы моего городка и окрестностей. Они приехали на вертолетную выставку в Лас Вегас и планировали провести неделю со мной, но наш самолет перепутал все эти планы, как ты помнишь.

***
Ты ведь был свидетелем того пика напряжения и тоже понимал, что просто так это на закончится. А развязка наступила неожиданно. Мне пришлось вас оставить ожидать этих разрешений и лететь к ним в Лас Вегас, чтобы успеть хотя бы на начало выставки, там было намечено миллион встреч. Всего полтора дня там забрали остаток моих сил, и возвращение домой оказалось просто огромной наградой. Я смогла перевести дух и немного отдохнуть, пока мои Казахские гости летели обратно в Алматы. Спустя пару дней наш босс пришел в себя и с новыми силами принялся меня атаковать. Его вызывали в очередной раз на ковер, и ему надо было группироваться и придумывать для себя оправдания. И вот в этот момент он вдруг планомерно начал обвинять меня в неправильном выборе перевозчика и всех накопленных нами затратах, хотя ты же помнишь с каким трудом мне удалось выбить из продавца оплату штрафа за задежку из-за их аварии с пропеллером. Фактически я ему покрыла большую часть накопившихся затрат, но про эти деньги было почему-то успешно забыто. Когда я услышала его обвинения, у меня моментально перехватило дыхание,а из глаз брызнули слезы. Я не умею повышать голос в таких ситуациях, но тут, прямо посреди моста, по которому я в тот момент шла, я просто закричала, чтоб все они катились куда подальше со своими самолетами и вертолетами, и что заставлять меня оправдываться в несовершенных грехах уже не заставит никто!
Накатила такая волна отчаяния, что я просто ворвалась в дом, бросила телефон и отключила всю связь. Мне припомнилось, что я давала себе уже такой обет перестать опускаться до разборок такого типа  и решила дать себе тайм аут от всего пережитого. Ты ведь меня как раз в тот вечер и успокоил, посоветовал не делать поспешных решений и сказал, что кривая сама выведет. И спасибо тебе за это!
Я провела в уединении пару дней. От босса пришло короткое письмо с саркастической фразой чтоб подлечила свой воспаленный мозг и продолжала работать. Я его проигнорировала. А на третье утро вдруг поняла, что я просто переросла такие отношения. Мне уже было невмоготу под кем-то работать, я привыкла принимать решения и сама же за них отвечать. Мне не нужна была благодарность за сделанное, я попросту отрабатывала свое содержание и продолжала быть благодарной за все сделанное им для меня. Но в эти дни вдруг осознала, что у всякой благодарности есть срок годности, и она не может длиться вечно. Человек не может быть ее слугой всю жизнь. Нужно в какой-то момент закрывать эту главу жизни и двигаться вперед. И такой момент, скорее всего, наступил для меня в эти дни.
Я отчетливо понимала, что мой выпад уже не входил в ранг простых каприз, и мое молчание вызывало раздражение. Началась невидимая война между ним и мной, своеобразное психологическое перетягивание каната. Он пустил в ход сотрудников его офиса, которые начали уговаривать меня пойти с ним на мировую, потому что весь офис уже был "построен" и ожидал громового удара. А мне все меньше и меньше хотелось вообще что-то делать в свою защиту, просто как все отрезало. Я уже не видела смысла налаживать отношения с человеком, которого задолго до этого начала считать непоследовательным и слабым. Он это еще раз подтвердил, когда вместо нормального принятия сложившейся обстановки все облегчил для себя путем перекладывания вины на мои плечи, которые итак уже физически надломились от той нагрузки, которую он на меня взвалил. Это было просто несправедливо и чудовищно. Но у меня к этому моменту уже накопился опыт выживания, который напрочь лишил меня чувства страха. Наверное незря мне судьба подбросила то испытание в Алматы, когда я оказалась совершенно одна в чужой стране и городе, и ту зиму, которую я прожила в хлипкой времянке, в которой не было ни воды, ни туалета. И где целый месяц по ночам в кухне хозяйничала целая семья огромных крыс, пока хозяин дома не вывел их. Все это надо было пережить после сытой и устроенной жизни в Нью Йорке, чтобы понять, что ни от сумы, ни от тюрьмы зарекаться нельзя. И теперь, когда передо мной встал выбор: продолжать услуживать такому боссу и чувствовать себя опущенной ниже плинтуса за все только что сделанное и пережитое в Маями,либо пойти своей дорогой, у меня не осталось и капли сомнений. Он в моей жизни уже был лишним. Баста!
На следующее утро от него пришло громогласное письмо с предложением уйти по собственному желанию, перемешанное с тем же оскорбительным предложением подлечить свою психику. Я ответила, что с удовольствием приму его предложение, хотя и не откажусь продолжить разгребание всех накопившихся вопросов до прибытия самолета в место назначения, так как он зарегистрирован на мое имя на время перелета и регистрации в Казахстане. Разойтись мы могли бы на нормальных условиях и без взаимных оскорблений, чтобы не пугать компанию, которая занимается перевозкой. Он выждал еще день и обрушил на меня просто ушат помоев. Никаких колебаний у меня уже не оставалось.

***
Хотя ты и советовал мне не торопиться с решением, оно уже само поторопилось, и мне только осталось отправить ему заветное заявление об уходе. Это случилось вчера. А сегодня у меня просто праздник на душе: ты ведь знаешь, что мой бизнес уже начинал поджимать меня своим напором, и я откладывала многие вопросы на попозже. Ну вот время для них и настало. Всех денег никогда не заработаешь, и я ведь не последний кусок доедаю. И больше не пляшут у меня крысы на кухне, и даже мошки не летают в моем светлом, просторном домике. За окном почти что вечное Калифорнийское лето, и столько всего впереди, что кажется, что не хватит времени все это переделать. А огорчения всегда идут рука об руку со слишком большими эмоциональными перепадами и активной жизнью. Нам ведь без них скучно, правда?!
Я поделилась последними событиями с подругой, и у меня промелькнуло что-то вроде “меня опять кинули”, но тут я поймала себя вот на чем. Возможно, тогда, в Алматы, меня и кинули после того, как я настроила людям бизнес и по своей американской наивности не усмотрела подвоха, что я там уже была лишней и от меня было необходимо избавляться. Теперь же кто и кого кинул вызвало у меня сомнение, хотя ситуация очень похожая: основная работа по самолету сделана, моя роль практически сыграна, можно и от меня избавиться. Только мне, все же, кажется, что тут мы поменялись местами. Ну да ладно, не суть. Такие медали мне просто некуда вешать и, честно говоря, уже самой надоело играть героиню всяких драм, так что на этом, как говорят в авиации, оканчиваюсь.
 
А ты, Женечка, лети и набирайся опыта. Бог тебе в помощь и ветер в спину! Я уверена, что Дэнни будет тебе доверять и взлеты, и посадки, и ты прилетишь домой уже настоящим асом. Помни, что я мыслями с вами и всем сердцем желаю, чтобы вы добрались целыми и невредимыми. Желаю, чтобы спасательный плотик, что мы с тобой купили, так и остался лежать там, куда мы его положили и чтобы ты всегда знал, что я тебе очень благодарна за дружбу и искреннюю поддержку!
 
С любовью.
Я.