Мать Тереза - Блаженгная Тереза Калькуттская

Александр Лапынин
                Пусть люди видят доброту, светящуюся в твоем лице,
                в твоих глазах и в твоем дружеском приветствии
                (Блаженная Тереза Калькуттская)

            Нет человека, который не слышал это имя, но очень мало людей знают чем она прославилась. Cотрудники Университета Монреаля в журнале Studies in Religion, а также авторы публикаций в медицинском журнале Lancet   утверждают, что представления о  святости матери Терезы якобы сильно преувеличены. Я хочу рассказать Вам о моей встрече с ней во время землетрясения в Армении.

       Люди во всех странах в то декабрьское утро увидели на телеэкранах разрушенные города, трупы людей, сотни раненных, попытки освободить заживо погребенных. Землетрясение в Армении объединило  население планеты. Многие государства предлагали любую помощь для спасения людей, лечения раненных, восстановления разрушенных городов и поселков.

             На следующий день после страшной природной катастрофы в Армении   врачи  и медицинские сестры Курганского Центра Травматологии и Ортопедии были подготовлены к вылету. Армянская диаспора города Кургана приобрела  авиабилеты до Еревана, где сосредотачивались эвакуированные раненые.

            Встречающий  из министерства Здравоохранения Армении, для оказания рациональной помощи пострадавшим, попросил нас разделиться на три медицинских отряда.
             В Республиканской клинической больнице не было травматологического отделения и  поступающим оказывали медицинскую помощь в непрофильных  подразделениях клиники. Здесь и проходила работа нашей группы. Урологическое отделение
 перепрофилировали в травматологическое. Нуждающихся в экстренном оперативном лечении мы обнаруживали в различных корпусах, сотрудники больницы чем могли помогали, нами никто не руководил, не мешал. Любое дело выполняли молча, так как многие годы вместе работали и знали кто на что способен. Первые шесть-семь дней оперировали круглосуточно. Во время ночного дежурства, после операции,  врач Республиканской больницы попросил проконсультировать больную М., 43 лет, которой проводили лечение местные доктора в другом отделении. Она получила тяжелую травму во время землетрясения в городе Ленинакане. Вела урок в школе, когда внезапно началась природная катастрофа. Рискуя жизнью, вывела  43 ученика. В момент завершения эвакуации детей обрушилась стена здания школы и М. попала под завал. В тот трагический день погиб ее двенадцатилетний сын и мать мужа: их придавило в разрушенном многоэтажном доме.
 
    Врачи, при первичном осмотре, предлагали только одно лечение — ампутацию ноги, но пострадавшая отказывалась.  Пациентку доставили в Ереван, где отечественные и зарубежные доктора, в течение последующих дней, так же предлагали провести  ампутацию.
 
    После осмотра больной и изучения результатов, проведенных ранее исследований, было принято решение:  выполнить операцию и сохранить  ногу. Оно далось нелегко: с одной стороны — отказ больной от ампутации, которая была показана по законам классической медицины, с другой — промедление выполнения оперативного вмешательства  могло  привести к смерти пострадавшей. Картина была катастрофической: кроме септического состояния после длительного сдавления, так называемый КРАШ-синдром и внутрисосудистого распада эритроцитов (ДВС-синдром) больная имела ещё ряд тяжелых осложнений.

         Операцию  выполнили утром. Несмотря на то, что удалили все нежизнеспособные мягкие ткани, костные отломки отсекли на уровне появления «кровавой росы», а остеосинтез осуществили аппаратом Илизарова, состояние больной не улучшалось. Полнослойный кожный лоскут, укрывавший дефект костной и мягких тканей с каждым днем уменьшался в размерах. Он лизировался без гноя и некроза, обнажая кость. Чтобы погрузить её оголенные концы в мышцы, использовали управляемый чрескостный остеосинтез по Илизарову и отводили кость кзади.  Кроме местных проявлений появилась тенденция к необратимым поражениям жизненно важных органов, патологические изменения реактивности организма, произошел существенный сдвиг в иммунологическом статусе . 

      Та ночь была для больной наиболее тяжелой. Интенсивное консервативное лечение оказывалось малоэффективным. Я уже готовил себя к выполнению  ампутации. Наступало утро. Перед тем, как сказать больной о своем решении, в одном халате вышел на улицу. Обычное зимнее утро в Ереване. Медленно шел  по безлюдной аллее больничного комплекса, также медленно мне навстречу шла мать Тереза с двумя монахинями. Я узнал Её и протянул руки за благословением. Мать Тереза смотрела мне в глаза с душевной теплотой и улыбкой, я верю, что в тот момент Она уже знала обо мне все, что меня тревожит, что меня заботит и тоже протянула мне руку. Мгновение наши ладони соприкасались. Я ощутил небольшой предмет в своей руке, которую она слегка пожала. Не прекращая смотреть на меня и улыбаясь, мать Тереза убрала свою ладонь, не отрывая взгляда кивнула мне и пошла с монахинями по аллее навстречу восходящему солнцу. Я стоял протянув руку, на которой в лучах утреннего солнца блестел скромный медальон Ордена милосердия, основанного Матерью Терезой и, смотрел им вслед пока монахини не  скрылись за поворотом. Эта минутная встреча изменила меня и всю мою жизнь.

В палату к больной вошел уверенным, что она будет здоровой. Я рассказал ей о встрече с Матерью Терезой, о её благословении, о медальоне и о том душевном подъеме, который Она вселила в меня. Объяснил ей, что такие встречи не бывают случайными, что она пришла помочь пострадавшим, что теперь моя пациентка обязательно выздоровеет. И Чудо произошло!  Уверенность передалась больной, вечером уже не было высокой температуры, а утром она поднялась с кровати и дошла до барокамеры, нагружая ногу, компенсируя укорочение подстопником.

         Моя подопечная набирала сил. Рана на ноге постепенно заживала.                Министр Здравоохранения РСФСР Потапов прислал Приказ, что я командирован для продолжения оперативного лечения пострадавших от Землетрясения в Армении. И с доктором А. И. Топоровым мы продолжали оперировать и выхаживать больных.

        Наступил день, когда вместе с больной прибыли в Центр Травматологии и Ортопедии города Кургана. Академик Г.А. Илизаров из точечных разрезов блестяще выполнил операцию моей подопечной. Состояние её стало постепенно приближаться к состоянию здорового человека. Через год после того, как М. была выписана, доктор из Армении, приехавший на конференцию в Курган, сообщил, что она ходит в обычной обуви, не хромает.
 
            Прошло четверть века с момента нашей встречи с Матерью Терезой и все эти годы я несу её образ в своем сердце. Она умерла  в Калькутте 5 сентября 1997 года.
                В октябре 2003 года мать Тереза была причислена к лику Блаженных. Иоанн Павел II так восхищался ею, что разрешил начать процедуру беатификации до прошествия пятилетнего срока со дня её кончины.

             И в горе и в радости я достаю нашу семейную реликвию — медальон Ордена  милосердия Блаженной Терезы Калькуттской, мысленно советуюсь с ней о наших земных делах, читаю её молитву «Кто для меня Иисус». Когда мне тяжело читаю её стихи:
                «Жизнь, это борьба — выдержите её
            Жизнь, это трагедия — преодолейте её
                Жизнь, это горе — превозмогите его».
Если радость пришла, то читаю:
                «Жизнь, это счастье — сотворите его
                Жизнь, это мечта —осуществите её
                Жизнь, это красота — восхищайтесь ею
                Жизнь, это жизнь — боритесь за неё».
2013 год Курган                Александр  Лапынин