Дева-Книга Николая Смирнова

Олег Гонозов
Издательство «Индиго» в начале 2013 года порадовало читателей выходом новой книги ярославского писателя Николая Смирнова «Дева-Книга», в которую вошли лирический роман и повесть.

Лирический роман «Дева-Книга» с приложением баллады о самозванце-постановщике и поминовением по убитому поэту — мозаичное жанровое образование, представляющее собой стихотворные циклы.
Отдельные стихи из них уже знакомы читателю по публикациям в периодических изданиях и коллективных сборниках. Так в вышедшем в 1997 году поэтическом альманахе «Ярославская лира» были опубликованы стихотворения «Мадригал», «Где любовь с красотою развенчаны...», «Как хорошо вам в бедной глине...».

Как хорошо вам в бедной глине
На старом кладбище лежать:
Не поведут вас ночью синей
К траншее длинной убивать.

Вас на березе не повесят,
Штыками не исколют грудь.
И лишь цветная осень грезит
О вас, земной свершивших путь.

И сердце видит отблеск рая
Здесь, где слоится липы лист,
Где в алой бузине сгорая,
Алтарный рушится карниз.

А еще раньше — в 1991 году они украсили первую книгу лирики поэта «Кладбищенская земляника», изданную в Мышкине. И открывалась она, как и «Дева-Книга» строками «Посвящение». Стихотворения «Иконописец», «Чаша ярости», «В туманном марте у собора...» из сборника «Кладбищенская земляника» вошли в первую главу лирического романа. «Вознесение», «Надежда Теплова-Терюхина», «Купеческая дочь», «Вы не верите в Бога, так что же над вами...», «Часовня по князю Юрию» - во вторую. «В Китеже», «Огородник» - в третью. «Где любовь с красотою развенчаны...», «Попрощаемся — в травах до пояса...» - в четвертую главу новой книги.
Стихи Николая Смирнова всегда выделала особая образность, метафоричность и в тоже время простота изложения. Их легко читать, они понятны. И поэтому неудивительно, что за подборку стихов в журнале «Юность» двадцатитрехлетний студент Литературного института имени Горького был удостоен премии журнала среди молодых поэтов - «Зеленый листок». Позднее на стихи Николая Смирнова обратил внимание известный русский писатель Виктор Астафьев. «Очень хороши в «Очарованном страннике» стихи, особенно из города Мышкина поэта Смирнова...», - отметил он в письме в редакцию литературной газеты «Очарованный странник».
В 1997 году в Мышкине вышел второй сборник стихотворений Николая Смирнова «Невеста в темном». В нем из вошедших в «Деву-Книгу» стихотворений было «Поминовение», посвященное Владимиру Гоголеву.

...Письмо от друга! Не было вестей
Который год. И вслух жена читает,
Как в марте ночью зверски был убит
И сброшен вниз, истерзанный, с откоса
Собрат по «Сретенью», поэт и переплетчик,
Мне подаривший молчаливо «Стражу»...

Книга стихотворений «Световое оконышко» вышла в 2004 году в Рыбинске. В слове к читателю автор пишет, что «в этой книге — стихи с особым отбором, объединенные в шесть циклов: каждый должен выявить свою тему, характерную для автора. В этом смысле «Световое оконышко» можно назвать стихотворным предисловием к другим, написанным за последние 20 лет, но пока не изданным сочинениям».
Стихотворения «В иное время и страну иную...», «Померкнут лампы в коридорах...» из цикла «В горячей земле» и «Лежат они в глине, а души...» из цикла «Вербное воскресенье» вошли в четвертую главу «Девы-Книги».
Работу над стихотворными циклами «Девы-Книги», объединенными одним героем, поэтом, ищущим живую истину, связанную с судьбой России,  автор датирует 1989-2000 годами. И теперь, в ее окончательном варианте, он расставил все по своим местам, так как они ему представлялись.
Образ Девы-Книги поэт однажды увидел в темнооком сне и пронес через все свое творчество:

Вот образ девы древнерусской,
Мой сбывшийся чудесно сон:
Твой стан напоминает узкий
Мне Деву-лилию с икон,
А тонкий хлад шелковой блузки -
Финифть и киноварь времен...

В другом месте лирического романа он пишет:

Весть умозрения цветного,
О Дева-Лилия с икон!
Приди, наполни душу снова,
Благоухая, красок звон.

Дай Веры, с огненною силой
Слов этих пепел прорастет
И в Воскресенье, за могилой,
Цветами стан твой обовьет.

Еще какое-то десятилетие назад Николай Смирнов считал невозможным в ближайшее время выход к читателю таких своих сочинений, как «Дева-Книга», «Шествие образов», а также четверокнижия «Медное царство», «Серебряное царство», «Болезнь по Золотому царству» и «Нашествие силы нездешней». Теперь любители отечественной словесности смогут составить собственное впечатление от «Девы-Книги». На очереди издание книги «Шествие образов», с отдельными главами из которой читатели могли познакомиться в 2004 году на страницах журнала «Русский путь на рубеже веков».
Повесть «Из записок Горелова» - одно из прозаических произведений Николая Смирнова, датированное 1981 — 2012 годами. В нем, как и в ряде других сочинений, писатель снова обращается к теме детства, прошедшего на Колыме, где после отбытия срока по 58-й статье работал его  отец. Вот и отца главного героя повести Виталия Семеновича Горелова, от лица которого идет повествование, «посадили по пятьдесят восьмой статье за то, что он якобы ругал нецензурными словами выдающихся деятелей коммунистической партии и советского государства. На самом деле, «ни за что», как говорила мать».
Виталий Горелов живет воспоминаниями о Севере, об отце, о таежных сопках, болотах и кладбище заключенных. Окружающая жизнь ему надоела — хоть караул кричи. Не радует зарплата в девяносто рублей в месяц, ни каждодневные поездки на автобусе, где из-за места пассажиры готовы вцепиться друг другу в горло, ни сама работа. «Эх, лучше бы и не жить  такую жизнь, - думает Горелов. - А проспать ее всю в земляном состоянии, комом глины...» Единственная радость в жизни — поговорить с Кашининым, с которым у него много общего. Отец Кашинина родился в Сибири, и в восемнадцать лет его посадили как японского шпиона на десять лет.
Горелов с Кашининым собираются поехать в отпуск на Север, чтобы снова увидеть галечные отвалы и малахитовый стланик на сопках. Но в суете сует  так никуда и не уехали. А потом Кашинин умер от инфаркта. Получилось, что Горелов пережил Кашинина, и теперь тот вспоминается ему как дорогая книга. Невидимая — Божья.