Сегодня Сороки! Пришла Весна-Красна! встречайте

Владимир Родченков
                Со'роки! Пришла Весна-Красна! (встречайте….)

                Сегодня  Со'роки! С первым днём весны…!

   Сегодня православная церковь отмечет память «Сорока мучеников…» в народе издревле этот праздник сокращённо называют Со'роки (ударение на первом слоге).   
   Но в русском народном календаре этот день имеет ещё одно, очень важное значение,- это ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ! С этого дня в старь и начиналась весна на Руси. Как я уже писал ранее – современный календарь с его четырьмя кварталами (приуроченными к четырём временам года) у блюстителей традиций всегда имел относительное значение. Основой же – брали иные даты, - как пример: весна и осень – начинались неизменно всегда в один и тот же день из года в год,- весна – с Сороков (22 марта по н/с), а осень – с Покрова (14 октября по н/с). А вот лето,- оно каждый год приходило на Русь в разные даты, ибо начиналось всегда с Пасхи (в этом году 5 мая).
   Я – родился и вырос в одной из древних деревень, что на славной Смоленской земле, где все праздники, а так же свадьбы праздновались исключительно по старинным обрядам и обычаям предков,- всё это я не только видел, но и был непосредственным участником этих народных мероприятий.
   Но не обо всех праздниках, а только о приходе весны и её встрече, я хочу поведать вам в этом своём кратком повествовании. (о других…, особенно о традиции русской свадьбы, ныне полностью и во всём извращённой – в другой раз…).

   Как я уже сказал выше, именно с этого дня в старь и начиналась на Руси весна, которую непременно нужно было звать (гукать), и приход её достойно встречать. (Гука'ть – это на старорусском языке – звать,- хотя и сейчас ещё эти слова живы у нас на Смоленщине,- не редкость, когда старая деревенская бабушка крикнет в окошко,- «Дед, гукай ка унука у хату, нихай молочка парного папъеть (на литературном языке это значит,- дед, зови внука в дом, пусть молочка парного попьёт)» - это чисто местный Смоленский говор со старорусскими словами, продолжающий существовать и поныне,- может ещё и благодаря этому, Русь полностью не околела….

   Как вы уже поняли, Сороки у нас был двойной праздник,- церковный, но главное традиционно народный (и притом стольный!) – день встречи весны. К приходу и встрече весны у нас всегда готовились очень тщательно. Ещё за несколько дней, до 22 числа, дети должны были возле своего дома слепить снеговика (снежную бабу, как у нас называли, ибо олицетворялась она с зимой).
Вечером хозяйка дома ставила тесто, и замачивал в кружке сушеную чёрную смородину, что бы к утру та разбухла. Кастрюля, или чаще кадка с дрожжевым тестом ставилась непременно на печку под одеяло. Хозяйка дома в это праздничное утро вставала намного раньше обычного. Нужно было растопить печь и обязательно, до восхода солнца, успеть вылепить из теста и напечь птичек (птушек,- так их у нас называли). Эти птички пеклись из теста, порой с изюмом, а глазами – у них были ягоды чёрной смородины.
Встреча весны, это пожалуй единственный праздник, встречать который должны были именно ДЕТИ. Так что честь сия – в нашей семье всегда принадлежала мне! Далее по традиции – как только всходило солнце – мать одевала меня и давала мне две птушки. Я выходил с ними на улицу и садился верхом на снеговика. Одну птушку я должен был съесть сам, а вторую – крошить на то, что осталось от снежной бабы (зимы), после моей на ней трапезы, и в это время гукать Весну-Красну. Этими крошками от тпушки мы, дети, так же привечали живых весенних птиц, вместе с которыми и летела в наши края Весна-Красна.
В этом зове (гукании) – определённого наговора не было, не суть как поставлены слова, главное, нужно звать Весну-Красну вдохновенно с душою и от чистого сердца (может потому наши мудрые предки, и доверяли это только детям, кои кривить душой ещё не научились).
А уже по возвращении ребёнка в дом, и взрослые съедали по такой же птушке, а мой дед (1892 года рождения), как только я переступал порог в дом – всегда спрашивал меня,- «Ну как, увидел весну…?!!».

   В завершении данного повествования, я должен отметить следующий факт,- в настоящее время некоторые ново-язычники гукают весну не на Сороки (22 марта) а на Благовещение (07 апреля), что совершенно не соответствует древнерусским канонам. Я с этим сталкивался,- молодые женщины пекут не птушек а пироги, и выходят с ними на первые проталины за деревней, и стоя на них – крошат пироги и (уже по старой традиции) гукают весну,- здесь птички заменены на пироги (что пожалуй и не столь важно), но вот согласиться с неправомерным переносом праздничной даты на целых 2 недели… – это ни что иное как, мягко говоря, невежество.

   С Праздником, с приходом Весны, вас служители Музы и почитатели Поэзии!

ЗДЕСЬ: моя ПОЭМА «ВЕСНА-КРАСНА»: http://www.stihi.ru/2014/05/04/9444   где в стихотворной форме в лёгком стиле, я подробно изложил и о Сороках и Весне-Красне, дабы традиции наших славных предков не канули в Лету.

   P.S.  Сегодня, Слава БОГУ, выдался великолепный погожий солнечный день! С удовольствием для души прогулялся я в парке Царицыно! Снег – там, увы – ещё не тает, НО ива (младшая сестра вербы) уже распустилась…, а значит и ранняя весна не за горами.

                Владимир РОДЧЕНКОВ.
                22/03 – 2013 г.

Фото моё. 22/03 – 2013 г. в парке Царицыно – ива уже распустилась.