Юрий Гагарин в гостях у королевы

Валентина Егорова
       Милая Галочка, мне очень приятно, что сюрприз из Лондона пришелся тебе по душе.  Мой славный и добрый друг, как я и предполагала, эмоции захлестнули тебя, когда ты получила конверт с красивыми марками, смешными фотографиями и, главное, с рукописным письмом. Ведь в наше время эпистолярный жанр переместился в область интернета. А письма, написанные от руки, - это добрые мосты, соединяющие друзей и хранящие душевное тепло автора.

        Я заметила, что Лондон можно полюбить, даже не зная английского языка, знакомясь с городом и посещая бесплатные музеи, которых здесь несколько десятков. А здешние музеи – отличная возможность увидеть практически весь мир. При входе приобретаешь наушники, выбираешь родной язык и окунаешься в античные времена или в Средневековье.

        А начать свой рассказ я хочу с веселого  случая, который произошел со мной в Музее театра.
        Там после просмотра небольшой сцены из спектакля «Гамлет» зрители имеют возможность в соседнем  зале примерить костюмы шекспировских героев. Я хотела пройти мимо, но вдруг мой взор упал на темно-вишневое бархатное платье королевы Гертруды. Оно настолько меня поразило, что я не удержалась от соблазна побыть на месте особы королевского двора. И представь, даже без короны (кто-то более шустрый успел надеть ее на себя) у меня сразу поменялась осанка, гордо приподнялась голова (этого нам не занимать). Во всем облике  откуда-то появились величественность, торжественность и значимость.  Даже не заметила, как вошла в новую роль, и прогуливаясь, оказалась в соседнем зале. Тут же рядом со мной появилась группа туристов из Японии. Вероятно, я настолько вошла в образ, что они приняли меня за актрису и вежливо стали просить сфотографироваться с ними. Я попыталась разубедить их по-немецки, но они меня не понимали, и мне ничего не оставалось, как принять участие в этой необычной фотосессии. До сих пор  с улыбкой вспоминаю эту историю, просматривая фотографии.

       Представь, насколько торжественен королевский Лондон. Он впечатляет своими дворцами, замками, их вековой монументальностью. Удивляют придворная роскошь и трепетное отношение к давним традициям. Во время прогулок здесь можно увидеть церемонию королевской гвардии или смену караула и ощутить себя в другом веке, и даже сфотографироваться на память с удалыми гвардейцами. В королевских парках  можно послушать классическую музыку, концерты ансамблей, джаз.   
 
        А узкие улочки на каждом шагу открывают новые страницы истории и архитектурные образы: красочные, волшебные, словно из сказок, и потому такие манящие. Глядя на древние памятники, мысленно переносишься во времена переворотов, которыми богата история Британии. Воображение рисует картины светских бесед изящных дам, которые шурша великолепными платьями, плетут интриги при дворе, скрывая за улыбкой коварство и любовь, а чопорные и надменные вельможи решают вопросы народа и государства легко и просто.

        Весной и летом этого года все готовились к празднованию 60-летия правления королевы Елизаветы, и она часто появлялась на публике. Однажды мой внук Андрюкас, вернувшись из школы, восторженно рассказал нам, что видел английскую королеву. Несмотря на сильный дождь, на школьной площадке собрали всех учеников на эту встречу. В назначенное время к воротам подъехала машина. В открытое окно сама королева Елизавета и принц Уильям с молодой женой Кэтрин, приветливо улыбаясь, помахали всем детям рукой, а вымокшие школьники в ответ им весело и восхищенно.

           Англичане, как мне показалось, к своей королеве относятся с уважением. Кстати, рождаемость в Британии очень высокая. И первый королевский денежный подарок новорожденным детям делает сама королева Елизавета. Это распространяется даже на иммигрантов, если они законопослушные и платят налоги. Здесь проживает очень много наших соотечественников из Литвы, которые и не думают возвращаться домой. В Англии они могут позволить себе иметь несколько детей, что недосягаемо у нас.

         А теперь я хочу тебе поведать о чудесном дне, который с большим удовольствием провела в Букингемском дворце. Этот дворец является официальной действующей резиденцией и рабочим кабинетом Ее Величества королевы Великобритании. Интересно было посмотреть, как живут современные короли, пройтись по залам, где Елизавета встречает правителей государств, дипломатов, гостей.

         Надев наушники с русским переводом, я окунулась в жизнь королевской династии.   Удивило, что обслуживающий персонал этого дворца составляет около 600 человек.Сразу же поразила роскошная лестница. А потом начались новые удивительные открытия.  Великолепный  Танцевальный (Бальный) зал используется для государственных приемов и других официальных мероприятий. Здесь устраиваются памятные концерты и театральные выступления. Можно было посидеть, отдохнуть и унестись в вихре вальса в век королевы Виктории.  Парадная столовая — одна из главных торжественных комнат, украшенная рядом парадных портретов английских монархов разных времен. Царящая элегантность в государственных апартаментах осталась практически неизменной с прошлых столетий.
 
        Увидела  великолепные картинные галереи. Здесь выставлены полотна старых мастеров Рембрандта, Рубенса, Каналетто и др., которые наполняют дворец неповторимой атмосферой и роскошью. Каждый зал – это отдельная история. Приятно было услышать знакомые фамилии известных людей, побывавших в гостях у королевы. Впечатлила Белая гостиная. Бело-золотистый тон ее интерьера господствует всюду: в мебели, светильниках, предметах декоративно-прикладного искусства. А запомнилась она мне, потому что здесь в 1961 году состоялся самый необычный завтрак в династии королевы Елизаветы с первым в мире космонавтом Советского Союза. О визите Юрия Гагарина я специально разыскала интересные подробности, которые поразили меня. Надеюсь, они доставят удовольствие и тебе.


        «Николай Денисов был первым журналистом, который встретился с Ю.Гагариным после его приземления. Он и рассказал о торжественной встрече у королевского дворца. «Этот ритуал не изменяется  более 200 лет. Сменяются караулы, гвардейцы одеты в золотые мундиры и высокие шапки из медвежьего меха, эффектно двигаются всадники. По протоколу обслуге дворца не положено присутствовать при встрече гостей, но в этот день этикета и протокола не придерживались.

         Нас очень удивила простота королевы. Она вошла в зал в скромной одежде, без всяких украшений и следов косметики. Рядом шел ее муж – принц Филипп и десятилетняя дочь. Королева со всеми любезно поздоровалась, поинтересовалась, не устали ли мы от встреч. За завтраком королева, в нарушение протокола, посадила Гагарина рядом с собой и очень внимательно слушала его рассказ о полете. С первых минут встречи отсутствовала какая-либо принужденность. И всему этому обязаны мы были Гагарину, который умел создавать благоприятную атмосферу.

        Мы завтракали в "белом зале". Стол был сервирован по особому протоколу,с которым Гагарин не сталкивался прежде. Присутствовавшие важные персоны все это заметили и выжидающе смотрели, как поступит гость. Юрий понял это и говорит: "Давайте есть по-русски". Взял самую большую ложку и положил салат себе в тарелку. Королева сказала: "Господа, давайте есть по-гагарински". Взяла большую ложку и, обращаясь к Гагарину, произнесла: "Я сама не знаю, как ими пользоваться. Мне лакеи подают, какую нужно".

        Королева Англии на прощанье еще раз нарушила протокол: она пожелала сделать фото и встала рядом с Юрием Алексеевичем. Затем она пояснила присутствующим:

        - Я сфотографировалась с небесным, то есть неземным человеком и поэтому ничего не нарушила».
        Александр СОЛДАТСКИЙ. "Слово".

        Представь,  чтобы   больше узнать о первом космонавте СССР Юрии Гагарине, нужно было оказаться на острове. Да, только Юрий Гагарин мог изменить вековые ритуалы английского двора своим обаянием и очаровательной улыбкой.

        После увлекательной экскурсии можно было прогуляться по великолепному саду, откуда открывается восхитительный вид на дворец и пруд, который облюбовали розовые фламинго. Сидя среди удивительных деревьев, подумала, сколько же тайн скрывают эти тропинки, где гуляло не одно поколение королевской семьи. Вспомнила и принцессу Диану. Удивительно, но во дворце не встретила ни одной её фотографии, хотя англичане ее любят. В городе на каждом шагу продаются книги, буклеты, сувениры с изображением Дианы. Они встречаются так же часто, как и  изображения королевы Елизаветы в канун празднования ее юбилея.

        Перед выходом  выпила чашечку кофе по-королевски. Не каждый же день предоставляется возможность попробовать королевскую кухню.

        День, прожитый во дворце, закончился, как в сказке, - приятным королевским сюрпризом. При выходе мне вручили билет от королевы Елизаветы на повторное посещение Букингемского дворца. И теперь до 2015 года у меня есть прекрасная возможность провести еще один интересный день в гостях у английской королевы.

Милая Галочка, до свидания.

До новой встречи в Лондоне, 2012 год.

***
Фотографии Валентины Егоровой