Возобновление мирного процесса?

Михаил Ошеров
Возобновление мирного процесса?

Визит президента США Барака Обамы на Ближний Восток может сдвинуть с мертвой точки мирный процесс арабо-израильского урегулирования. Кроме выступлений и заявлений (иногда разноречивых – одним людям в одних странах и аудиториях Обама говорит одно, другим – нечто другое), президент США и его команда делают большую дипломатическую работу.
Сейчас в прессу начали просачиваться первые результаты этого визита и сопутствующих ему переговоров.

Как жест доброй воли возможно частичное замораживание израильского строительства в поселениях. Об этом со ссылкой на сообщение

http://news.nana10.co.il/Article/?ArticleID=966564

корреспондента 10-го израильского телеканала Эммануэля Розена говорится в статье,
http://news.israelinfo.ru/politics/44974

 опубликованной на сайте israelinfo. Что важно – замораживается строительство на ключевом для палестинцев участке земли между Маале-Адумим и Иерусалимом, застройка которого израильской стороной приведет к утрате территориальной целостности будущего палестинского государства и к фактической невозможности его создания. В будущем у государства Израиль всё равно возникнет выбор – или Маале-Адумим, или создание независимого палестинского государства. Что выберут будущие руководители государства Израиль в будущем, нам сейчас прогнозировать очень трудно.

Еще одним важным результатом этих переговоров между президентом США и премьер-министром Израиля стала какая-то договоренность по Ирану. Как сообщает Эммануэль Розен "Нетанияху дал Обаме ясное и четкое обещание «положиться на США в иранском вопросе», т.е. не предпринимать без разрешения США никаких самостоятельных шагов на этом направлении. Насколько можно верить Нетаньяху, насколько Обама будет ему верить в этом вопросе – мы с вами также не знаем. Нетаньяху иногда обещал одним людям одно, другим – совершенно иное. Как пример можно привести обещания, которые он давал бывшему секретарю Совета Безопасности Израиля Узи Араду, обещания, закрепленные на бумаге в статусе и в положениях о Совете Безопасности, и которые Нетаньяху нарушил, принимая злополучное решение о нападении на турецкое судно "Мави Мармара" в нейтральных водах. Бывший президент Франции Николя Саркози в разговоре с Бараком Обамой в своё время назвал Беньямина Нетаньяху лжецом, и Барак Обама согласился с этим определением. Вопрос доверия в политике – вопрос очень тонкий.

Также в этой статье говорится о возобновлении  челночной дипломатии, которую будет осуществлять лично государственный секретарь США Джон Керри.

"В субботу вечером в Израиль возвращается госсекретарь США Джон Керри. Как рассказала в эфире 1 телеканала министр юстиции Ципи Ливни, ответственная за мирные переговоры с палестинцами, Керри едет с целью наведения мостов между Иерусалимом и Рамаллой, и «политический процесс», замороженный прошлым правительством Нетанияху, возобновится на исходе субботы. Через полгода госсекретарь США Джон Керри привезет на Ближний Восток план всеобъемлющего регионального урегулирования, основанный на принципах «Арабской инициативы».

Зачем Джону Керри нужно полгода, чтобы составить план всеобъемлющего регионального урегулирования – не очень понятно. Наверное, в Госдепе США кому-то тоже нужно осваивать финансовый бюджет. Основные параметры всеобщего урегулирования, в общем-то, давно известны. В своей предыдущей статье "Ближневосточная поездка Барака Хуссейна Обамы",

http://www.iarex.ru/articles/34766.html

посвященной визиту Барака Обамы на Ближний Восток я писал следующее:

"Рамочные условия будущих мирных  соглашений со стороны мирового сообщества и палестинцев озвучивались неоднократно – создание независимого палестинского государства в границах 1967 года, прекращение оккупации Западного берега реки Иордан и блокады Сектора Газа.  Предварительные условия палестинцев - начало переговоров с того момента, на котором они были прекращены с правительством Эхуда Ольмерта, что вполне логично, и прекращение израильского строительство поселений на оккупированной земле - нельзя одновременно вести переговоры о будущих границах и смотреть, как эти границы сдвигаются и территория съеживается.

Израильские власти, в свою очередь,  требуют от палестинцев две вещи – обеспечение безопасности Израиля и признание государства Израиль не просто как государства, но как государства еврейского народа. С признанием государства Израиль у палестинцев проблем нет, но признавать государство Израиль государством еврейского народа они отказываются.
Прчина простая. Фраза "государство еврейского народа"означает некоторое преимущество еврейского народа в государстве Израиль, в котором кроме евреев живет много людей других национальностей – полтора миллиона арабов, несколько десятков тысяч друзов, черкесов, бедуинов,  около двухсот тысяч русских, украинцев и так далее – людей неевреейской национальности, приехавших из бывшего СССР. 

У государства Израиль нет Конституции, в его единственном основополагающем документе –в Декларации независимости, записана взаимоисключающая и внутренне противоречивая фраза о том, что государство Израиль является государством демократическим и еврейским. Признание палестинскими арабами этого означает их согласие на дискриминацию палестинских арабов – граждан государства Израиль, их родственников, членов их семей. После образования государства Израиль многие арабские семьи оказались разделены – часть семьи оказалась на территории государства Израиль, часть – на Западном берегу реки Иордан или в Секторе Газа.

Кроме более или менее сформулированных Ольмертом и Махмудом Аббасом условий соглашения об урегулировании, существует еще несколько международных  документов и инициатив с предложениями, которые в общем-то описывают примерно одни и те же условия, одну и ту же модель соглашения. Это инициатива Лиги арабских стран от 2002 года, еще называемая иначе "Саудовская инициатива", и так называемая Женевская инициатива – итог неофициальных  переговоров одного из архитекторов Соглашений Осло Йоси Бейлина с общественными палестинскими деятелями.

В среднем все эти соглашения и инициативы говорят примерно об одном и том же, об одних и тех же условиях –

- освобождение всех или почти всех оккупированных в 1967 году палестинских территорий и отход Израиля к границам 1967 года плюс возможное присоединение к Израилю крупных поселенческих анклавов

- возврат палестинцам Восточного Иерусалима

- урегулирование вопроса о палестинских беженцах путем предоставления им возможности вернуться в Палестинское государство и частично, с разрешения государства Израиль – в государство Израиль.

Все остальные вопросы являются менее важными, хотя их тоже нужно рассматривать – эксплуатация инфраструктуры – транспорт, вода, энергетика, демилитаризация палестинского государства, заключение мирных договоров со всеми арабскими странами. Еще раз подчеркиваю, примерно такие же условия плюс-минус миллиметр содержатся и в Саудовской инициативе, пакетно включающей в себя всеобщее дипломатическое урегулирование, и в частной Женевской инициативе.  Среди других мирных инициатив также следует упомянуть так называемый "План Либермана", предложенный лидером тогда еще русскоязычной партии НДИ в 2004 году и включающий в себя кроме вышеуказанных пунктов пункт об обмене территориями – передача палестинскому государству небольших территорий Израиля с компактно проживающим там арабским населением в обмен на поселенческие анклавы на Западном берегу реки Иордан.". 

То есть сейчас существует как минимум три документа, содержание которых примерно идентично – протоколы переговоров Эхуда Ольмерта и Махмуда Аббаса, Саудовская и Женевская инициативы. Зачем государственному департаменту США требуется еще полгода для разработки какого-то нового своего документа по этому вопросу – совершенно непонятно. За эти полгода тут, на Ближнем Востоке, может произойти много различных событий, которые могут тем или иным образом повлиять  на судьбу переговоров и судьбу государств, принимающих в них участие. Палестинская Автономия будет продолжать процесс своей международной легитимации в ООН и в других международных структурах. Время в данном вопросе работает не на государство Израиль. Строительство новых поселений увеличивает вероятность превращения  израильского государства из государства с доминированием одного народа в двунациональное государство, в государство двух народов. На Западном берегу реки Иордан живет 2 миллиона палестинцев, и если израильтянам очень нужна вся эта территория, они легко вместо строительства поселений могут ее аннексировать – и тогда они сразу получат государство с естественными границами "от моря до моря", в котором буде жить примерно 5,5 миллиона евреев и 3.5 миллиона арабов.  Ползучее строительство поселений ведет ровно к тому же самому результату,  но в сохраняющемся режиме оккупации, бесправия  2 миллионов жителей оккупированных территорий и в режиме взаимной ненависти двух народов. В вопросе как рубить кошке хвост – сразу или по частям? – руководство государства Израиль выбирает неправильный ответ. Если же руководители государства Израиль хотят сохранить еврейский характер своего государства, то именно они в первую очередь должны быть заинтересованы в немедленном отделении от другого народа и в создании для него своего государства. Но жадность, дешевизна земли, возможность эксплуатации бесправных граждан, населяющих оккупированные территории, пока не дает руководству государства Израиль свернуть на правильную дорогу. Альтернативой мирным переговорам может стать  полная легитимация Палестинского государства через механизмы ООН. В этом случае государство Израиль потеряет все оккупированные территории, в том числе и Восточный Иерусалим, так как  в международных документах говорится только о границах 1967 года и границах Палестинского государства в этих границах.

Все эти годы государство Израиль тратило огромные деньги на поселенческий проект. Для поселенцев на оккупированных территориях строились дороги, по которым не могли ездить палестинцы. Для поселенцев строились линии электропередач, которыми не могут пользоваться палестинцы. У местных жителей, живущих на этих землях сотни лет, отбирается вода. В Иорданской долине в арабских селах потребление воды сейчас ограничено величинами 40 – 70 литров воды на человека в день, израильские поселенцы расходуют от 200 до 400 литров воды в день. Оккупированные территории отделены от государства Израиль высокой бетонной  разделительной стеной с несколькими рядами колючей проволоки. Стена проходит не по международно признанным границам 1967 года, но захватывает почти на всем своем протяжении значительные участки палестинской территории. После создания независимого Палестинского государства в международно признанных границах израильтянам придется строить новую стену и новую границу фактически заново.

С учетом будущих перспектив все эти затраты, по сути, напрасны. Все это или будет служить и евреям и арабам в едином двунациональном государстве – и тогда нынешний израильский апартеид и израильская дискриминация населения оккупированных территорий бессмысленны и, более того, вредны, ибо усиливают вражду между двумя народами. Или же всё это останется арабам после создания независимого Палестинского государства.  Кто из нынешних руководителей государства Израиль будет отвечать за всё это, за деньги, которые вместо всего этого могли бы пойти на увеличение пенсий неимущим пенсионерам и на пособия для съема дорого жилья в самом Израиле? Кто будет готов сказать израильтянам, что весь этот проект заселения оккупированных территорий, на которых живёт другой народ, был большой политической ошибкой?

Президент США улетел, но ближневосточные проблемы остались. Будут ли страны и народы, проживающие здесь, их решать, или оставят их разрешение своим потомкам? Будет ли это единый Новый Ближний Восток с мирной и спокойной жизнью, с нефтепроводами от Персидского Залива до Средиземного моря и с поездами от Каира до Стамбула, как это было при англичанах? Или это по-прежнему будет регион, основные новости в котором – войны, теракты, отставки правительств и взаимная ненависть друг к другу живущих здесь народов?