О Марковой. От заглавия к смыслу
Моя первая реакция была – недоумение. меня спросили как? Я ответила : книга маленькая но тяжелая. У нее большой удельный вес.
Книга не дается в руки. Её листаешь, а она ускользает. По сравнению с ранними стихами Марковой стихи в книжке холоднее, безэмоциональнее.
Это не тот автор, которого знала раньше, то есть приходится узнавать заново. Наверно только летящие от книги осы, которые можно истолковаnm как боль – это знакомо.
Даже заголовком озадачивает. раньше было понятно почему nfr названо, а теперь непонятно.
Я долго разгадывала название. заголовок проще некуда, а почему Соломинка? «Меняется все так непоправимо» и хочешь найти, за что уцепиться. пусть идллюзорно, пусть ненадолго но найти эту соломинку. важно автору. Так прочитала я….
Особенности: раньше Маркова была очень конкретной, в каждом конкретном случае, а теперь самое частоупотребимое слово –всё. Это некий символ всеобщего цеого…выход из камерного мирка личных переживаний. Раньше речь ее было очень гладкой, даже сладкой и мне это нравилось а теперь - она будто нарочно сбивает ритм и применяет интверсии, перестановки слов, иногда удачно, иногда не очень
- в огненном город венце? - это инверсия, но ломающая смысл )kjz vtyz)
+ мелодии свет простодушный - инверсия удачная
Да в этих стихах много смерти, она не появляется она неотсутпно следует за лирической героиней, а надо сказать я сторонюсь этой темы
- что смерть пришла смешная, льняная голова
- для сvерти есть бедные яблоки страха и долга
-- так тесно – обними меня до смерти
- о далекой ли перспективе о смерти если, говорить на будущее страхи сберегая
-у языка ее незримая смертная сила
Однако главная тема другая – во взаимоотношении со словом
Было слово моим продолженьем,
шумом ливня, водой в желобке.
- то белый спутник твой листок тетрадный
Тема слова выражена и в Соломинке
Но что-то есть —
словами все старались,
а ты попробуй о последнем так,
как будто жизнь постыдную украли
(а это — так).
Осталось только чистое, простое,
из детства — чабер, липовый отвар.
Задрав башку, заучиваешь, стоя,
листвы и ветра лёгонький словарь.
И особенно явственно значение слова в жизни лирическрй героини прописано Письме где каждая строфа начинается
«веришь ли, только думаю – написать бы» - и все что-то мешает
Концентрация в в 3 строфе, где глагол – это доказательство жизни. Аз есмь глагол.
Еще одна яркая цитата о том что слово и жизнь синонимы…
А это речь была, а это говорила
придонная трава, утопленница, там,
где за спиной стоит таинственная сила
и ходит юркий бес за смертным по пятам.
А это жизнь росла, сквозь слёзы проступая,
печальная моя, и просыпалась я,
как вечная весна, зелёная, слепая,
а это — жизнь моя.
Вот на этой строфе до меня стало доходить что она и подразумевает под Соломнкой. Поэтому лично для меня это и смысловой и эиоциональный центр всей книги