О Марковой

Галина Щекина
О Марковой. От заглавия к смыслу

Моя  первая  реакция была – недоумение. меня спросили как? Я ответила  : книга маленькая но  тяжелая. У нее  большой  удельный  вес.
Книга не  дается в руки. Её  листаешь, а она ускользает. По сравнению с ранними стихами Марковой стихи в книжке холоднее, безэмоциональнее.
Это не тот автор,  которого  знала  раньше, то есть приходится узнавать заново. Наверно только летящие от книги осы, которые можно истолковаnm как  боль – это  знакомо.
Даже   заголовком озадачивает. раньше было понятно почему nfr названо, а теперь непонятно.
Я долго разгадывала название.  заголовок проще  некуда, а  почему  Соломинка?  «Меняется все так непоправимо» и хочешь найти, за что уцепиться. пусть идллюзорно, пусть ненадолго но найти  эту соломинку. важно автору. Так прочитала я….

Особенности: раньше  Маркова была очень  конкретной, в каждом конкретном случае, а  теперь самое  частоупотребимое слово –всё. Это некий символ всеобщего цеого…выход из камерного  мирка  личных переживаний. Раньше речь  ее  было  очень гладкой, даже сладкой  и мне  это нравилось  а теперь -  она  будто нарочно  сбивает ритм и применяет интверсии, перестановки слов, иногда  удачно, иногда   не  очень

- в огненном город венце? - это инверсия, но ломающая  смысл )kjz vtyz)
+ мелодии свет простодушный - инверсия  удачная


Да в этих стихах много смерти, она не появляется  она неотсутпно  следует  за лирической  героиней, а надо сказать  я сторонюсь этой  темы
- что смерть пришла смешная, льняная  голова
- для сvерти есть бедные яблоки страха и долга
-- так тесно – обними меня до смерти
- о далекой ли перспективе о смерти если, говорить на будущее страхи сберегая
-у языка ее незримая смертная  сила

Однако главная тема другая – во взаимоотношении со  словом

Было слово моим продолженьем,
шумом ливня, водой в желобке.

-   то белый  спутник твой  листок  тетрадный

Тема слова выражена и в  Соломинке

Но что-то есть —
словами все старались,
а ты попробуй о последнем так,
как будто жизнь постыдную украли
(а это — так).
Осталось только чистое, простое,
из детства — чабер, липовый отвар.
Задрав башку, заучиваешь, стоя,
листвы и ветра лёгонький словарь.


И особенно явственно значение слова в жизни лирическрй героини  прописано Письме где   каждая строфа начинается
«веришь ли, только думаю – написать бы» - и все что-то мешает

Концентрация в  в 3  строфе, где  глагол – это  доказательство жизни. Аз есмь глагол.

Еще одна яркая цитата о том  что слово и жизнь  синонимы…

А это речь была, а это говорила
придонная трава, утопленница, там,
где за спиной стоит таинственная сила
и ходит юркий бес за смертным по пятам.
А это жизнь росла, сквозь слёзы проступая,
печальная моя, и просыпалась я,
как вечная весна, зелёная, слепая,
а это — жизнь моя.

Вот на этой строфе до меня стало доходить что она и подразумевает  под  Соломнкой. Поэтому лично для меня это и смысловой и  эиоциональный  центр  всей  книги