Иерей Флоровский. Царица, ушедшая от Царя

Борис Пинаев
 +

 Замкнутый в своём естестве,
 человек становится немощен и безсилен.
 Жить подлинной жизнью человек может
 только в Боге,
 а потому, отпадая от Бога,
 живёт мнимою жизнью, "жизнию смерти".

 В своём преслушании человек "умер страшною душевною смертью".
 Его ум от высшего обратился к низшему, -
 и очи его, когда недоступны для них стали небесные блага,
 "прозрели для пороков и страстей"...

 ...Весь видимый мир
 в смятении, в нестроении, в борьбе.
 Но немногие знают, что это от лукавой силы:
 "мир страждет недугом порока, и не знает того"...
 Грех есть "некая умная и мысленная сила сатаны".
 И сатана ищет себе покоя и простора в душе.
 Грех есть жало смерти...

 Грех есть некая тёмная противосила благодати.
 Их столкновение и борьба развертывается в свободе:
 "так сердце подвижников являет зрелище, -
 там лукавые духи борются с душою,
 а Бог и ангелы взирают на подвиг"...

 Сатана вливает в душу некую тёмную и сокровенную
 силу тьмы,
 окутывает её пурпуром мглы, - это снова прямая противоположность божественному свету...
 Эта символика света и тьмы не только метафора;
 сатанинская тьма есть некий вещественный покров, мгла, туман...
 Прежде всего грех есть область мистического общения с сатаною.

 Искушение начинается рассеянием духа,
 который привязывается
 к земным заботам и впечатлениям.
 И от этого притупляется зоркость, человек перестает замечать
 свои язвы и тайные страсти души...

 ...Сожитие души с лукавым князем тьмы
 есть растление и блуд:
 "Ибо есть блуд, совершаемый телесно,
 и есть блуд души, вступающей в общение с сатаной.
 Одна и та же душа бывает сообщницей и сестрой
 или демонов, или Бога и ангелов,
 и прелюбодействуя с диаволом, делается уже неблагопотребною
 для небесного Жениха"...
 Это -- нареченная царица, ушедшая от Царя,
 чтобы стать блудницею, -
 и об этом падении бывает печаль, и плач, и скорбь на небесах.

 ...Греховность есть одержимость злой силой,
 но душа не претворяется в нечто злое
 и не утрачивает своей свободы, -
 хотя и недостаточна свобода естества для действительного освобождения из рабства и плена...

 Крещальное освобождение
 закрепляется во всяком случае
 только подвигом.

+

 Протоиерей Г.В.Флоровский. Восточные отцы V - VIII веков. М., 1992. С.151 - 153.

 +++