Ода гороху, или как я перестал быть хомо сапиенсом

Владимир Ардени
Все началось с того, что в конце 80-х я уехал работать на Ближний Восток. Прожив там три года, конечно же, я не мог не влюбиться в арабскую кухню. Не буду говорить о ее разнообразии, скажу лишь, что самое известное и популярное блюдо у арабов - ХУМУС, этакая холодная пастообразная закуска, которая готовится из турецкого желтого гороха (нут) с добавлением кунжутной пасты (тахины). Вообще хумус имеет разные вкусовые оттенки в зависимости от специй, которые в него добавляются.

Не важно, где живут арабы - в странах ли Северного Магриба (Африка), или же в Сирии, Ливане, лопают они хумус всегда и везде. Хумус также очень популярен в Израиле и других странах Средиземноморья (Кипр, Турция, Греция). Уплетал я его и в Европе и в США. Хумус при желании вы найдете везде. Но в арабских странах хумус можно купить как в уличной забегаловке, так и в любом дорогом ресторане.

Когда я впервые попробовал этот шедевр восточной кулинарии, обильно сдобренный ароматным зеленым оливковым маслом, осыпанный красным молотым перцем и свежей зеленью, с брызгами лимонного сока и мелко порезанными помидорами с кедровыми орешками – я чуть не испытал гастрономический оргазм и не откинулся на стуле в обморок от восторга.

Передать вкус хумуса – все равно, что рассказывать о вкусе счастья. Попробуйте и вы поймете. С того самого дня, когда я вкусил это блюдо богов, я стал его рабом, и из человека разумного, т.е. ХОМО сапиенса, я превратился в ХУМУС САПИЕНСА.

Вернувшись в Советский Союз, я, наверное, где-то год мучился от того, что не мог наслаждаться вкусом хумуса. Это сейчас хумус в Москве можно купить и в Перекрестке, и в Азбуке вкуса и в других магазинах. А тогда он не продавался нигде. И я страдал. Это правда. Вы не поверите – мне даже снился хумус. Вот и сейчас, когда пишу эти строки, я сглатываю от ощущения его вкуса.

Кстати, блюда из бобовых и чечевицы крайне популярны на Ближнем востоке. Если будете там, обязательно попробуйте фалафель (жареные во фритюре шарики из измельченного нута), фуль (похлебка из плоских темных бобов), и тахину.

Почему они так популярны? Благодаря своим питательным свойствам и полезности - в них много качественного растительного белка, пищевой клетчатки, ненасыщенных жиров и железа. А для вегетарианцев блюда из этих продуктов могут заменить мясо .

И последнее, хумус и тахину надо есть не ложкой, а с помощью лепешки, лаваша.

P.S. У Керен Певзнер нашел немного об истории хумуса.

"Хумус известен с древнейших времен. Хумус ели даже египетские фараоны – ученые сделали такой вывод, обнаружив, что Аменхотеп IV на фреске в гробнице держит в руках ветку со стручками молодого хумуса. Зеленый хумус символизировал мощь и плодородие правителя, дети которого должны были быть такими же крепкими и сплоченными, как горошины в стручке.

На диете из хумуса сидел и другой император – Нерон. Его лейб-медик Диоскорид, заложивший основы ботаники, рекомендовал хумус Нерону как средство для излечения болей в желудке и чесотки, которыми страдал император. Правда, во времена Нерона хумус ели с медом и на десерт, а не с солью и оливковым маслом, как в наши дни."