Эдик. Пешком по Европе. 1941-1944

Нелли Камерер
...Сестра Валя умерла в 1938 году от скарлатины.
Сестра Ирма умерла в 1939 году от скарлатины.
Мама Клара умерла в 1940 году от воспаления лёгких.
У отца осталось трое детей: дочери Клара и Нелли и сын Эдик.

Отец Густав женился на сестре мамы, Марте. Она была вдова и у неё была дочь Оля. Стали жить все вместе. Местечко, где жила семья, носило старое немецкое название Альт-Нассау, потом Виноградьевка. Село находилось в Запорожской области на Украине.

Началась война. В июне мужчин  забрали в трудармию, на Урал. Женщины и дети остались одни. 8 августа Эдику исполнилось 9 лет. 18 сентября 1941 года Марта родила девочку, её назвали Леной. Через две недели всех женщин с детьми собрали на сборном пункте под открытым небом, с целью эвакуировать. Выдали вместо постели солому. Продуктов вообще не давали, но держали под охраной две недели. На их счастье, погода стояла сухая и дождей не было.

Женщины отправляли гонцов через речку в село, в свои заброшенные дома за продуктами и варили сами. К их удивлению, дома остались нетронутыми, воровства не было. Даже ящик с мукой у Эдика дома стоял целым.

И вдруг охранники ушли и люди остались без надзора. Приближался фронт. Мост через речку был взорван. Дорога домой отрезана.

Односельчане-украинцы пригнали подводу, посадили в неё женщин с детьми и их пожитками и повезли назад, к речке. У речки по доскам перетащили вещи на другую сторону, затем погрузили на другую телегу и отвезли домой. Жизнь продолжалась.

Линия фронта проходила через село, через Виноградьевку. Немцы стояли на станции Пришиб, а русские в Вайнау. Снаряды летели через село, по-над головами. Старшая сестра Клара каждый раз плакала, сжавшись от страха в комок, а младшая Нелли её успокаивала. А девятилетний Эдик с другими ребятишками бегал по улицам и наблюдал за полётом снарядов.

Фронт ушёл дальше, снаряды перестали летать. Женщины работали и растили детишек. Прошло ещё два военных года без мужчин, полных лишений, борьбы с голодом и тревог.

Наступила осень 1943 года. Опять стали летать снаряды. Фронт возвращался. Эдику было 11 лет...

Фашисты, проходя через деревню, собрали женщин и детей и погнали на Запад. Ехали на подводах. Эдику в подводе места не хватило. Он шёл пешком рядом с телегой.

Первая остановка была в местечке «Баштанка», на Западной Украине. Эдик помнит похороны, на которых собрались односельчане, которых вместе с ним везли на Запад. И речь Пастора, который сказал: «Мы хороним первую жертву войны из нашего села». Этой жертвой был сын тёти Жени, маминой сестры. Мальчику было года три, он неосторожно подошёл к лошади, которая ударила его копытом и убила насмерть.

Дальше шли через Белоруссию. В селе Шишинцы стояли месяца два. Жили в польской семье. На Рождество хозяева пригласили к себе на ужин. Хозяйская дочка Ванда и её братишка варили в печи молочную кашу и подкармливали беженцев.

После Нового 1944 года всех погрузили в скотские вагоны и повезли в Польшу. Ехали кто сидя, кто стоя. Если на рассвете вставал, чтобы пойти к открытой двери по малой нужде, то придя назад, свободного места уже не находил. Так и стоял, пока кто-то другой не вставал с места.

Привезли в Тифлисцы (Тифланд), возле Оборника, в котором отоваривали продуктовые карточки, у Познани. Жили в одном бараке с поляками. Поляки подкармливали, угощали, чем могли. Женщин отправили на работу в лес, на посадку саженцев. Эдик ходил в лес за дровами для печи.

В большой комнате жили несколько семей: Сестра отца Лиза с сыном Абрамом, сестра отца Лида с дочкой Ильзой, бабушка Елизавета, сам Эдик, старшая сестра Эдика Клара и  Марта с её дочерью Ольгой и маленькой Леной, совместной её с отцом дочкой. Вторая сестра Эдика Нелли находилась у маминой сестры Жени, которая взяла её к себе на воспитание ещё в 1940 году, после смерти матери.

Наступила осень 1944 года. Подходил фронт. Русские войска были в Польше. Эдику было 12 лет...


* * *
Продолжение:
http://proza.ru/2013/03/26/262