Клятва

Надежда Жиркова
    

Памяти Василия Першикова  Герою России, посвящается.    

    Алевтина Алексеевна, учитель биологии и по совместительству классный руководитель,   спешила в свой 7 «в»  класс на урок.  Давно прозвенел звонок.  Школьные коридоры опустели. Но ее задержала  Таисия  Матвеевна - завуч по внеклассной работе, поспешив сообщить приятную новость…

     Семиклассник Сережа Гильдеев что-то сосредоточенно искал в своей сумке. К нему подошёл  Саша Костенко. Серёжа,  не отвлекаясь от занятия, поднял на товарища свои иссиня-чёрные огромные глаза.  В  них  явно было выражено нежелание с кем-либо общаться.  Похоже,  что-то его сильно нервировало. Раздражённо  поправив упавший на глаза локон  волос цвета  вороньего крыла и не произнося ни слова, он молча смотрел на одноклассника.
 Костенко, не ожидая такой встречи, растерянно остановился. Его голубые глаза прищурились от  неожиданности,  и пшеничный чуб поник. Из этой минутной заминки их  вывел Володька Вернигора. Он словно вихрь обрушился на товарищей:
   - Мужики, а ведь скоро конец года и начало нового. Какой напрашивается вопрос? Не за горами зимние каникулы! То-то же!  Слышите, ка-ни-ку-лы. Что вы носы повесили?- и он дружески хлопнул по плечам товарищей. - Что надулись? Давайте обсудим наши планы на все выходные. Устроим зимнюю рыбалочку?
   Гильдиев уклончиво пожал плечами:
   - Времени еще очень много. Впереди почти месяц. Да и в голову ничего не лезет. Пацаны, у меня сейчас голова другим занята. Пойдите у Першикова спросите.
    Саша  молчал, а Володька и дальше проявлял бурную деятельность. Он оглядел весь класс, ища  глазами Першикова. Тот
 сидел  за партой с Лазаревым, углубившись в чтение. Девчонки рассматривали фотографии, собравшись у парты Тани  Стояновой.  Все были заняты  другими  делами, только не учебой,учитель опаздывала.
   Вернигора  зычно крикнул: 
   - Васька, иди к нам, пока учителя нет, нужно кое-что обмозговать.
   Но в это время открылись двери класса, и вошла радостно взволнованная Алевтина Алексеевна. Дети не успели занять свои парты и остались все на тех местах, где их застал ее приход.
Но учитель не обратила внимания на непорядок в классе.
   - Ребята,  у меня для вас есть потрясающая новость…
И только теперь заметив, что почти все ученики стоят  в проходах, а парты пустуют, добавила:
   - Прошу, займите свои места. Саша Костенко, тебе, что, особое приглашение нужно? Что ты застыл на месте?
 Но школьники давно не видели свою учительницу такой счастливой и продолжали смотреть на нее с любопытством.
   - Есть предложение, - продолжила она. - На новогодние каникулы, на целых  три дня,  мы поедем классом в Волгоград. Раньше этот город имел другое название  - Сталинград.  Но едем мы не одни - другие школы  города Ростова  тоже получили такое предложение. Как вам  эта перспектива?
   Она смотрела на притихших учеников и не могла понять: рады они или нет, когда тишину нарушил восторженный крик.
   - Тише, тише! -  смеясь, успокаивала  она детвору. - Наконец-то вас прорвало. Я уже подумала, что вы не рады… Но поедут не все - только достойные.
    Вернигора  от переполнявших его чувств не смог промолвить ни слова. Он хватал воздух губами, словно рыба без воды. Ребята, глядя на него, дружно хохотали. Алевтина Алексеевна тоже не смогла удержаться от смеха.
    - Володя, - сквозь смех продолжила учительница. - Ты обязательно поедешь. Нам без тебя и твоих смешных историй будет очень скучно. Правда, ребята? Давайте подумаем,  кто еще достоин этой награды. Да я не проговорилась - именно  награды. Большая честь выпадет тому, кто  ступит на эту священную землю, густо политую солдатской кровью. Вы увидите город-герой, который не смогли сломить армады немецких полчищ. Как ни старались солдаты Паулюса, но и им было не по силам переломить дух  русского воина. Вот поэтому поездка в Сталинград для каждого из вас великая награда. Мне очень приятно, что эта новость так вас порадовала.
    Алевтина Алексеевна  обвела класс внимательным взглядом.  Дети словно оценили  смысл её слов и притихли. Взгляд ее задержался на ученике, что сидел  за задней партой, - Васе Першикове. Этот мальчик всегда  согревал  душу. Серьёзный не по годам, довольно скромен, застенчив. И в то же время целеустремлённости  ему не занимать.  Он по природе лидер, и многие  одноклассники прислушивались к его мнению. Казалось, в  его характере  сосредоточились только хорошие качества.  И  друзья под стать ему…
    Вася восторженно принял  новость и в какой-то миг сразу преобразился. Вроде бы тот же мальчик и не тот. Его васильковые глаза засияли необыкновенным лучезарным светом.  В душе произошли резкие перемены, и  она заискрилась маленькими яркими огоньками. Учительница не могла оторвать взгляда от его лица. Ученики тоже, почувствовав перемену, внимательно рассматривали Першикова.  И он как-то сразу застеснялся,  его щеки ярко покраснели, и  Вася стал таким, как и был, -  обычным семиклассником.

    … Поезд, гудя рельсами, пронизывал  темноту зимней ночи, мчался сквозь холодный ветер. А в его тёплых вагонах веселилась детвора. Они радовались возможности уехать из дома  - от опеки родителей,  свободе действий (пусть хоть несколько дней). Бегали из купе в купе, и Алевтина Алексеевна не успевала их пересчитывать, ей  только  и оставалось, что  следить за их передвижениями по вагону. Спешила на их зов, помогала обустраиваться.  И не верила, что этот вечер  скоро закончится.        Четвёрка неразлучных друзей привлекла особое  внимание.
Другие дети шумели, смеялись, а этих даже не было слышно.
 Она открыла двери купе: Саша Костенко и Володя Вернигора выкладывали продукты на маленький столик;  Сережа Гильдиев и  Вася Першиков сидели у окна и наблюдали за мелькающими  огнями ночных поселков и городов, и серых очертаний кустарников и  деревьев.
   - Ребята, а что это вы такие грустные? Все веселятся… Слышите  - смех, шутки! Они уже не одну банку сгущёнки съели.  Только  вы  в гордом одиночестве… У вас все хорошо?
   - Да!  - за всех ответил Серёжа.  - Не переживайте, Алевтина Алексеевна. Вот собрались перекусить.
    - Ну, молодцы. Я за вас не переживаю, вы у меня настоящие мужички, - она прикрыла за собой двери.

   - Мужички, а училка права. Что это мы скисли? Васька, что задумался? -  Володя старался развеселить одноклассников.-
 Не думали и не гадали, что зимние каникулы так классно проведём…
   Мальчик от восторга ещё больше картавил, смешно изменяя слова. Вася отвлёкся от  пейзажа за окном, улыбнулся другу:
   - Володя, не спеши - мы и так не все понимаем. Но ты прав.
Я давно мечтал увидеть Мамаев курган.  Это место, где решалась судьба сражения за высоту.  Мне отец много рассказывал  о боевых действиях в этих местах. Перед отъездом мы  долго с ним об этом говорили. Оказывается Мамаев курган 22 раза переходил из рук в руки. Да я и сам читал. Но увидеть своими глазами, походить по этой земле… Здорово! Память о павших за Родину священна. Да и в нашей школе придаётся этому большое значение. Тысячи солдат полегли на его склонах. Каждая пядь земли пропитана кровью. Нам это не устает повторять и  военрук Александр Алексеевич, и  Алевтина Алексеевна, и историчка Галина Кузьминична. Меня этот курган манит и завораживает. Интересно, в чем тайна и сила этой загадочной волжской высоты?

    Ребята слушали  одноклассника, не перебивая. Только Володька был неутолим:
     - Согласен, святое место. Вокруг него много разных тайн. В одной книжке прочитал… Приедем в Ростов, дам почитать.  Но это потом. Мужички, айда к девчонкам, вместе будет веселее. Слышите, как они смеются. Наверное, уже все запасы прикончили…
     Саша Костенко вставил своё слово:
   - А я читал  исторические данные, в нашей библиотеке  взял. Узнал, что этой высотой еще хотел владеть персидский царь Дарий. Много завоевателей  претендовало на мировое господство. Вот и Гитлер через сотни веков привёл свои войска  сюда. Да, Вася, ты прав - здесь точно какая-то загадка и тайна.
   Но Володя вновь вернул товарищей к действительности:
   - Пойдёмте  к нашим!
    - Я не против, только  за, - согласился  Василий и продолжил, - Все равно  не уснуть до утра. А  так ты нам что-нибудь интересное расскажешь…

    …. Мамаев Курган поразил своим величием и размахом. Погода не радовала. Она словно испытывала на выдержку каждого, кто пришёл сюда  в этот час. Пронизывающий ветер срывался позёмкой. Колючие снежинки впивались в лицо, руки. Но люди шли нескончаемым потоком к этой святыне.
Четвёрка неразлучных друзей стояла вместе: Костенко, Першиков, Вернигора, Гильдеев. Огромный мемориал комплекс  своим величием затрагивал самые тонкие струны души. Василий первым снял свою шапку и, не смотря на жестокий холод, стоял  с непокрытой головой.  Товарищи последовали его примеру.
Алевтина Алексеевна, охнула, когда увидела их непокрытые головы.
   - Вы меня точно с ума сведёте, что я родителям скажу,  если  заболеете. А заболеете  точно.
    Ребята молча слушали ее восклицания, но решение свои не меняли. На выручку пришел Володя Вернигора:
   - Ну, что вы так разволновались, мы же  мужички?! А русский мужик в любую погоду выстоит….  Да разве это холод? Так - ерунда одна! Даже немного жарковато…
     Учительница не могла долго сердиться на этого выдумщика.
   - Да вы хоть не стойте на одном месте, быстрее проходите  во внутрь монумента.
    Остальные школьники молча слушали  и дрожали как осенние листочки на ветке под сильными порывами студеного ветра.
   - Вы только держитесь все вместе, - волновалась учительница.-
А то не дай  бог, еще потеряетесь.
     - Мамаев Курган является самым большим памятником в мире, посвящённым событиям Второй мировой войны, - рассказывала экскурсовод. -  Бои здесь не переставали ни на минуту. Склоны кургана перепаханы минами, снарядами, бомбами. Высота 102,0 -так её нанесли на карты - стала местом огромных человеческих потерь. 2 февраля 1943 года именно в районе Мамаева кургана завершилась Сталинградская битва.
    В этом монументе  мы увидим полный размах героизма советского народа. Сейчас пройдём к посту №1. Вон там  впереди красные приспущенные знамёна. Мы пойдём все вокруг Вечного огня, мимо почётного караула. Прислушайтесь и вы услышите удары сердца. Здесь сложили свои головы защитники Сталинграда. И теперь стучат в вечности их сердца…

    Длинные вереницы людей с непокрытыми головами шли и шли, казалось, что этой скорбной ленте памяти никогда не будет конца.
 Они шли плечом к плечу, и их сердца стучали в унисон.  На лицах - не человеческая боль  утраты и скорби.  Разве может душа смертного человека выдержать такие страшные  испытания. Эти солдаты тоже хотели жить, любить, растить детей. Но перед ними встал главный вопрос: Родина или жизнь? И они как один решили: Родина! Пусть же их  дети, и дети их детей никогда не узнают таких страшных потерь.
    Погода немного успокоилась, и с  серой тучи полетели к земле пушистые снежинки, накрывая священную русскую землю белым нежным покрывалом. Словно говорили всем воинам, покоившимся в братских могилах: «Спите спокойно, ваш подвиг никто и никогда  не забудет».
   
     Вся группа  собралась у подножья лестницы, которая вела к  скульптуре «Родина - Мать зовёт» в виде монументального памятника  русской женщины с мечом. Перед взором семиклассников раскинулся мемориальный комплекс, состоящий  из несколько уровней-композиций: водная часть, Стены-руины, композиция «Стоять насмерть», Площадь Героев, Площадь скорби и зал Воинской славы.
    - Вот это да! - не удержался Володя. - Ребята, вот махина! Даже дух захватывает…
    Василий Першиков, словно заворожённый, тоже не мог оторвать  взгляда от женской скульптуры. Он сжимал  в одной  руке шапку, а вторая была сжата в кулак так, что пальцы побелели, но он не чувствовал боли.  Его  и так тонкие губы  сжаты в одну  жесткую линию. Взгляд суровый и отрешенный. Словно этот мальчик,  принимал какое-то  важное  решение.  Он давал клятву, здесь, где сложили свои головы юные безусые ребята. Он давал клятву у стен   мемориала в честь Матери Победы…
    У Алевтины Алексеевны даже кольнуло в сердце. Её ученики точно поняли всю трагичность истории. Их детские души были ранимы, но не безразличны. Ей по-матерински хотелось обнять и прижать к своей груди каждую юную головку. Но  больнее  всех её сердцу было, когда  смотрела на Першикова Василия. Она подошла к нему:
   -  Вася, на Руси мир и тишина. Чистое небо. Будем жить, и умножать нашими знаниями, великими делами Родину.
Вглядываясь в лица своих учеников, она с трудом скрывала подступавшие  слезы: как они повзрослели! На глазах  стали старше и мудрее лет на пять. И тёплая  материнская нежность окутала её сердце.

    Холодный, насквозь промёрзший поезд увозил домой. Там привычная школьная жизнь, беззаботная пора. Но как жить дальше?
 Шерстяные  зимние вещи и пальто не согревали. Дети прижимались друг к дружке, укутывались в ватные матрасы. Есть не хотелось совсем. Они не роптали, знали, что судьба преподнесла им урок стойкости и мужества. В этот момент каждый из них желал быть сильным и выносливым. Они  утверждали  себя: «Я тоже смогу, как смогли выстоять и победить павшие солдаты. Я выдержу, не сломит мою волю этот холод». Им даже в голову не приходило посетовать на тех, кто должен был обеспечить тепло и удобства их дорожного путешествия. Для них  главное  - пусть хоть на время,  короткий миг  стать похожими на тех солдат, которые отдали  жизни за их счастливое детство.
     В купе, где собрались школьники,  не слышно детского смеха, громких разговоров. Володя Вернигора, Саша Костенко и Сережа Гильдеев были вместе со всеми.
   - Мужички,  а где Першиков?  - растерянно разводя руки в стороны,   спросил Володя.  Ребята  непонимающе переглянулись.

 
      Василий остался в купе один. Ему хотелось все осмыслить, привести свои чувства в порядок. Он прилёг на  матрас и подложил руки под голову. Холода совсем не ощущал. Странное чувство осталось в душе. Какая-то тяжесть легла на его детские плечи. Словно когда-то он это уже испытал, пережил. В ушах продолжало стучать «вечное сердце». Шелест тысячи шагов настораживал и звал в прошлое…
 
….Тяжелое гудение авиационных  моторов, и жуткий вой рвущихся снарядов. Они разрывали замершую землю в клочья.  Она вздыхала от каждой авиабомбы,  плакала от минных разрывов.
В  далеком небе с ревом проносились «ИЛЫ». Перестраиваясь  в кильватер, один за другим заходили в хвост немецким колонам и, пикируя, сбрасывали бомбовый груз. Затем с небольшой высоты прочёсывали колонну «с головы до хвоста» из пушек и пулемётов.
Василий Першиков со своим звеном находился в сопровождении. Теперь штурмовики в упор расстреливали танки, обходя густые разрывы зенитных снарядов. Прямо на него из-за туч вынырнула четвёрка «мессе ров». Василий улыбнулся и в его голове молниеносно созрел план действия.
   - Сокол, Сокол!  Я – Охотник! Сбор!
Лёгкие «ЯКИ» с красными крыльями сверкнули под лучами восходящего солнца.
   - Охотник, я – Сокол! - услыхал в наушниках  хорошо знакомый басок Саши Костенко.
   - Охотник,  я  - Сокол!  Прямо по курсу вижу фашистские самолёты. Под нами - зона противника.  Зенитки открыли заградительный огонь.
    Василий, включив  переговорное устройство, спросил:
   - Ну как, Сашка, жив?
   - Жив командир, как иначе! - бодрым голосом ответил тот.
   - Атакую, бубнового беру на себя! Смотри назад, могут приблизиться, - в наушниках знакомый голос Володьки. - Командир, обходят, я прикрою!
   Немецкие истребители открыли мощный огонь по советским бомбардировщикам, атаковали с разных сторон. «ИЛы», сбросив груз на заданный объект, пошли на снижение в сторону своих войск.
   Першиков тоже открыл огонь с дальней дистанции. Немец отбил первую атаку.
   - Я – Охотник! Сокол,Сокол!  Серёга, прикрой!
   - Я  - Сокол!  Командир, меня атакуют!
   Выше колпака кабины молнией пронеслась трасса вражеских снарядов. Киль самолёта разворотило. Дюралевая  обшивка развернулась потоком воздуха. В это самое время из-за разбитого киля, сверкнув жёлтым бронированным фюзеляжем и чёрными крестами, взмыл вверх атаковавший его вражеский истребитель. Следом за ним выскочил второй «мес-сер». В глубоком левом вираже один из них задымил, клюнул носом и полетел к земле. «Это Серёга его пометил», - решил Василий.
   Резкий удар, машина не слушалась. В наушниках голос:
    - Охотник,  я  - Сокол! У тебя  под правой плоскостью взрыв.
Охотник,  уходи - прикрою. Беру огонь на себя.
    Но Василий ничего не слышал и не чувствовал. Правая рука онемела. Из-под шлема  текла  тонкая струйка горячей густой крови.
    … Под крылом раненой машины - траншеи, окопы, узкая лента железной дороги,  составы с тяжёлой немецкой техникой. «Клянусь, не видать вам Волги, не ходить вам на нашей русской земле!» С этими словами Василий, собрав все силы в железный кулак,   направил  горящий самолёт вниз. Мощный взрыв прогремел, его эхо разнеслось на сотни километров, оставляя несокрушимый след вечной памяти в юных  сердцах.

   … Васька, хватит спать! - друг Володька пытался  разбудить товарища. - Мы уже почти приехали, собирай вещи. Эй,  мужик!
   Вася открыл глаза и непонимающе смотрел на ребят. Они укладывали свои вещи. Мальчик схватил руку Володи: 
   -Ты жив? Как ты сумел посадить самолёт?
Он  растерянно посмотрел на других ребят. Одноклассники не понимали, что с ним произошло.
   - Слушай, Першиков, перестань дурить. На тебя это не похоже.
Наверное, переспал. Шутка ли, почти сутки проспал. Мы думали, что ты помер. Но Алевтина Алексеевна не разрешала тебя будить.       

     …Вася наконец-то понял, что все это время ему снился страшный  сон.
   - Ребята, как я рад, что  вы все живы-здоровы. А вот я погиб, и взорвал своим подбитым самолётом железную дорогу. Я летал на военном самолёте. Ощущение - не передать! Теперь я точно знаю, как жить дальше.

 
 
  Надежда Жиркова г Ростов-на-Дону 17 февраля 2013г
Памяти Василия Першикова  Герою России, погибшего в Дагестане в  11-09-199г при выполнении задания, посвящается.