Лицейские друзья Пушкина. Судьбы. 3

Николай Иванович Кирсанов
              Продолжение. Начало здесь http://www.proza.ru/2013/03/21/1148

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

                Души прекрасные порывы привели на Сенатскую площадь в ряды восставших декабристов второго лучшего друга Пушкина Ивана Пущина. М.Корф напишет о нем: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в лицее любимцем всех товарищей». Пушкин еще в лицее посвятил другу стихотворения «К Пущину», «Воспоминание», «Вот здесь лежит больной студент», «В альбом Пущину».

                В лицее  Пушкин и Пущин  были влюблены в сестру лицейского товарища Александра Бакунина Екатерину Бакунину. О своем однокласснике Александре Бакунине Пушкин нигде не упоминает, зато очень часто упоминает его сестру.  Екатерина часто навещала брата, присутствовала на лицейских балах. В нее много лицеистов были влюблены, но всех больше страдали по ней три друга: Пушкин, Пущин и еще Малиновский. Пушкин посвятил ей целый «бакунинский цикл»  стихотворений.
В те дни... в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь...
«Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было!
Наконец, я потерял надежду; вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута!.. Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» – восклицал Пушкин в своем лицейском дневнике.

О - милая, повсюду ты со мною,
Но я уныл и втайне я грушу.
Блеснет ли день за синею горою,
Взойдет ли ночь с осеннею луною —
Я всё тебя, прелестный друг, ищу;
Засну ли я, лишь о тебе мечтаю,
Одну тебя в неверном вижу сне;
Задумаюсь — невольно призываю,
Заслушаюсь — твой голос слышен мне.

                Но, увы, никто из этих трех друзей не смог растопить сердце красавицы Бакуниной.

                Благоразумный, рассудительный Иван Пущин положительно влиял на не всегда уравновешенный характер Пушкина, а порой служил как бы буфером, смягчающим вспыльчивость и неуемные порывы страсти поэта. Любовь к другу Пущин пронес через всю свою жизнь. В конце жизни написал известные «Записки о Пушкине». В этих записках  есть один забавный  эпизод, связанный с поэтом:
                «Сидели мы с Пушкиным однажды вечером в библиотеке у открытого окна. Народ выходил из церкви от всенощной; в толпе я заметил старушку, которая о чем-то горячо с жестами рассуждала с молодой девушкой, очень хорошенькой. Среди болтовни я говорю Пушкину, что любопытно бы знать, о чем так горячатся они, о чем так спорят, идя от молитвы? Он почти не обратил внимания на мои слова, всмотрелся, однако, в указанную мною чету и на другой день встретил меня стихами:
 
От всенощной, вечор, идя домой,
Антипьевна с Марфушкою бранилась;
Антипьевна отменно горячилась.
«Постой, — кричит, — управлюсь я с тобой!
Ты думаешь, что я забыла
Ту ночь, когда, забравшись в уголок,
Ты с крестником Ванюшею шалила?
Постой — о всем узнает муженек!» —
«Тебе ль грозить, — Марфушка отвечает, —
Ванюша что? Ведь он еще дитя;
А сват Трофим, который у тебя
И день и ночь? Весь город это знает.
Молчи ж, кума: и ты, как я, грешна,
Словами ж всякого, пожалуй, разобидишь.
В чужой... соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна».
                «Вот что ты заставил меня написать, любезный друг», — сказал он, видя, что я несколько призадумался, выслушав его стихи, в которых поразило меня окончание. В эту минуту подошел к нам Кайданов, — мы собирались в его класс. Пушкин и ему прочел свой рассказ.
Кайданов взял его за ухо и тихонько сказал ему: «Не советую вам, Пушкин, заниматься такой поэзией, особенно кому-нибудь сообщать ее. И вы, Пущин, не давайте волю язычку», — прибавил он, обратясь ко мне. Хорошо, что на этот раз подвернулся нам добрый Иван Кузьмич, a не другой кто-нибудь».

                В 1825 году  Пущин посетил ссыльного Пушкина в Михайловском. «Он как дитя был рад нашему свиданию», - напишет позже Пущин.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада,
---------------Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
               
                После подавления восстания декабристов, Пущин был сослан на каторгу в Сибирь. Через год Пушкин, рискуя попасть в опалу,  перешлет ему в Сибирь стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней.

                После амнистии, в 1856 году из-за болезни Пущин получил разрешение вернуться в Петербург. Первое, что он сделал, приехав в Петербург, - заехал в Казанский собор. Это было 15 декабря 1856 года. Здесь в соборе "он помолился без попа", как писал он своему другу Е.П.Оболенскому, за тех, кого уж нет, кто не дожил. Умер в 1859 году в с. Марьино бывшего Бронницкого уезда, похоронен в Бронницах.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/03/30/1109