Тропинка времени

Наталья Разумова Яблокова
Тропинка бежала с холма на холм через небольшую сосновую рощицу, через стайку юных озорных ёлочек высотой не более метра, среди которых росла земляника. Конечно, можно было пройти по дороге, покрытой асфальтом, но Даша очень любила ходить именно по тропинке. Даша шла из соседнего посёлка, куда бабушка послала её за хлебом.

       Каждый год на всё лето мама привозила Дашу к дедушке и бабушке в деревню Земляникино. Девочке очень нравилось сюда приезжать, и она каждый раз с нетерпением ждала окончания учебного года. Даше 11 лет - стройная, высокая девочка с русыми волосами по плечи, смышлёная и ответственная не по годам.

       Деревня эта для Даши была родной, не только потому, что она здесь родилась, но самое главное по своим ощущениям, по восприятию окружающего мира, по отношениям между людьми. Здесь Даша чувствовала себя нужной и любимой.

       В Земляникине жили двоюродные сёстры Даши, они посещали детский сад, и по этому Дашу часто просили сходить за ними. Девочка с удовольствием шла за сёстрами, с которыми сложились дружеские отношения, разница в возрасте не мешала им играть вместе.

       Здесь же жила Вера - единственная подруга Даши. Семья Веры жила бедно и в деревне считалась неблагополучной. У Веры не было отца, она и её младшая сестра воспитывались только матерью, которая не обходила стороной винные полки магазина, из-за чего их и бросил отец, просто однажды не вернувшись домой. Бабушка запрещала Даше дружить с Верой, говоря, что та оказывает плохое  влияние. Подругам было интересно вместе, и Даша находила возможности пообщаться, под разными предлогами убегая к подруге. Девочки старались не попадаться вместе на глаза бабушке, да и жителям деревни тоже, чтоб последние не выдали их. Даша уже тогда понимала, что главное в человеке – это его душа, его внутренний мир, вот и шла против воли бабушки, тайком встречаясь с подругой.

        Тропинка оборвалась, круто поднявшись по насыпи, уткнулась в асфальтовую дорогу. Даша немного прошла по асфальту, горячему от жаркого солнца и снова свернула на тропинку, бежавшую через Сельхозтехнику, через пилораму, через стройные берёзки у пруда. Даша всегда выбирала такую дорогу, где вероятность встретиться с прохожим мизерно мала, чтоб никто не помешал её одиночеству, не спугнул её девчачьи мысли и мечтания, а часто просто фантазии. Даша любила книги, много читала и порой представляла себя каким-нибудь книжным персонажем или выдумывала своих героев. В такие минуты ей не хотелось встретить кого-то из жительниц деревни, которые знали ещё её мать в молодости и начали б охать и ахать, как же Даша похожа на мать и так далее и тому подобное.

       Открыв калитку, Даша вошла во двор и к ней тут же подбежала собака Тайга, невысокая чуть лохматая белая с чёрными пятнами. Даша сняла босоножки у скамейки рядом с крыльцом и по тёплым приятным доскам пошла в дом. В комнатах прохладно, бабушка не открывала ещё окна, сохранив свежесть утра. Дома никого не было, и Даша, убрав хлеб в ящик комода на кухне, поспешила во двор сказать бабушке, что хлеб купила. Девочка застала бабушку за кормлением овец и та попросила внучку слазать на сеновал, скинуть сена и поискать яйца, а то куры снова лазили по сеновалу, и бабушка не досчиталась яиц в курятнике. Девочка с удовольствием забралась на чердак двора, устроенный под хранение сена.

       После они вместе пошли на луг, где паслись коровы. Бабушка крикнула свою Зорьку, дала ей чёрного хлеба с солью - любимое лакомство, и приступила к дойке. Обратно подойницу с молоком несла Даша.

       Обедали втроём: бабушка, Даша и дядя Костя 25 лет, младший сын бабушки. Дедушка не приехал, в совхозе много работ и вся бригада обедала в поле.

       Часто Даша прибегала к дедушке, он ворчал, но было видно, что рад внучке. Их связывала особая ниточка – дедушка и внучка умели понимать друг друга без слов. Немного прокатившись, Даша убегала в лес искать землянику, собирала в свёрнутый в кулёк лист лопуха и несла угощать дедушку. Или же искала красивые цветы, собирала в букеты, плела венки. Нередко возвращалась домой поздно вместе с дедушкой и тогда бабушка тихонько ворчала. Бывало, что и на обед домой Даша не приходила, наевшись горохового супа с чёрным хлебом в поле с дедушкой. Для Даши дедушка был самым любимым человеком, самым родным и близким. В совхозе его уважали за трудолюбие, ответственность, доброту, отзывчивость и ещё за многое, всего не перечислишь.

       Прошли годы. Взрослая Даша стоит под палящим солнцем, закрыв глаза, на тропинке, что бежит с холма на холм через поредевшую сосновую рощицу, через высокие густые ёлочки, под которыми кое-где ещё есть земляника. Только нет уже бабушки и дедушки, нет дяди Кости, двоюродные сёстры разлетелись кто куда. Нет в живых и тех женщин, которые помнили её мать. Одна. Лишь за спиной на кладбище родные имена. Лишь ощущение потери чего-то близкого, родного, чего-то, что было и навсегда ушло, а самое страшное, что это невозможно вернуть. С тобой остаётся лишь память и горечь утраты и невыносимое бессилие что-то изменить.

       На Дашиной щеке одинокая слеза прочертила тропинку – тропинку её жизни.


       Рано или поздно наши любимые люди уходят навсегда. Мы не в праве их судить, но в наших силах сохранить о них память. Каждый человек совершает и хорошее и плохое, в нашем прошлом – наше будущее.

      Прожить жизнь, так как это делали наши с вами дедушки и бабушки, чтоб после оставить добрый след, нужно учиться всю свою жизнь. 
                21.05.2011г.