Цыганка нагадала...

Зиновий Бекман
                Цыганка  нагадала

                Цыгане шумною толпой   
                По Бессарабии кочуют.
                Они сегодня над рекой               
                В шатрах изодранных ночуют.               
                А.С.Пушкин. Поэма "Цыгане"               
               
               

    В наше время для многих людей, особенно молодёжи, эти известные  пушкинские строки звучат как экзотика; некоторые не понимают даже смысла слова «кочуют».
Как-то одна моя ученица спросила меня:
      - Цыгане – это бомжи, которые не имеют своего дома?
Где-то подспудно, может быть она и права, с точки зрения современных реалий.
Но пришлось ей объяснить, что бомжи, это опустившиеся на самое дно, одинокие и несчастные люди без определённых занятий, как правило, бездомные и, живущие на чердаках и в подвалах. Само слово - производное от аббревиатуры русских слов:
        Без  Определенного  Места  Жительства.

         А цыгане – это свободолюбивые, красивые и гордые люди. У них нет не только своих домов, но и своего государства. По преданию они когда-то вышли из Индии и расселились по всему миру. Их дом это кибитка и шатер. Объединенные, преимущественно родственными узами, в цыганские таборы, они кочуют с места на место.  В Российской империи и на всем постсоветском пространстве они кочевали вплоть до 1956 года, когда появился закон, запрещающий бродяжничество и кочевой образ жизни. Цыгане начали оседать в сёлах и городах, образуя цыганские слободки.

      Мне повезло в детстве много раз видеть настоящие кочующие цыганские таборы.
Село в степной части Крыма, в котором я родился и рос, не знаю почему, но  было излюбленным местом, где они любили останавливаться на ночлег или на несколько дней.

     У меня перед глазами их скрипучие повозки и кибитки с обветшалыми брезентовыми тентами, вороные лоснящиеся кони, не в пример колхозным клячам, с впалыми боками.
Лошадиная сбруя была украшена различного рода медными заклепками и лейбами.

     Они появлялись всегда перед вечером неожиданно и шумно, как пришельцы с другой планеты: женщины в расклешенных, свободно развивающихся красочных юбках, пестрых
платках, с большим количеством на шее всевозможных бус и медных монист и, как правило, босые. Мужчины, напротив, в высоких хромовых сапогах, в броских рубахах-косоворотках и коротких черных жилетках, у пожилых цыган, неизменный атрибут, одна увесистая серьга.

      Останавливались они обычно  под бугром в балке, распрягали и треножили лошадей,   ставили один или два  небольших шатра и разводили костер , на котором готовили нехитрый ужин. Зная по их прошлым приездам, что они любят употреблять в пищу мясо ёжиков, мы, деревенские мальчишки, сразу после их привала мчались в места, где водятся ежи, получая за них в награду какие-то лакомства или кусочки сухофруктов.
Я до сих пор помню, как они разделывали ежиков: каким-то образом извлекали  одну из ножек, делали в ней надрез, вставляли в него соломинку и начинали дуть в неё. Образовывался такой колючий шар, иголки которого легко счищались ножом.
Как ни странно, но запах жареного мяса ёжика очень напоминал запах жареной свинины.

    Сразу после привала женщины устремлялись в село, где переходя с одного двора в другой, правдами и неправдами добивались согласия хозяек погадать им, получая в качестве гонорара кулёк муки или банку молока.
     Вслед за матерями, обходила дворы, попрошайничая,  цыганская ребятня, которая за краюху хлеба, лихо отплясывала  босыми ногами на пыльной земле  «цыганочку».

     Иногда, особенно во время войны и сразу после неё, цыгане, как искусные кузнецы,   выполняли необходимые колхозу кузнечные работы и подковывали колхозных лошадей, лудили прохудившиеся ведра и кастрюли сельчан.

   Вечерами перед сном в цыганском таборе можно было услышать под гитару протяжную, с надрывом, цыганскую песню.

   Через день-два табор сворачивался и перекочевывал в другое место.

                *  *  *

      За свою многовековую историю цыгане сохранили язык, обряды, обычаи, своеобразную музыкальное и танцевальное искусство. В России культура цыган была неотъемлемой частью российской культуры. В богатых обывательских кругах, особенно
купечества, существовали расхожие выражения: «Поедем к цыганам» или «Пригласим цыган».

     Вспомним примеры из  русской классики. В пьесе Л.Н. Толстого «Живой труп»
главный герой Федя Протасов был влюблен в цыганку Машу, и основное действие пьесы разворачивается на фоне цыганских сцен и популярного в то время цыганского пения.
 Не обошлось без цыганских хоров и романсов  в романах
Ф.Достоевского «Идиот», «Братья Карамазовы» и в знаменитой пьесе А.Н. Островского «Бесприданница», особенно в их экранизациях.
        «Едва ли есть русский, - писал Лев Толстой, - который бы мог равнодушно слышать цыган»
       Да и в наше время музыкальное искусство цыган находит живой отклик в сердцах российских слушателей. Тому подтверждение существование многочисленных цыганских ансамблей и старейшего в мире  профессионального театра цыган «Ромен» в Москве.

    Вместе с тем в народе цыгане снискали себе известность не только благодаря своему неповторимому пению и великолепным владением игры на музыкальных инструментах, особенно гитаре.
       Они были искусными кузнецами и лудильщиками, умели работать с драгоценными металлами и камнями, вырезать из дерева различные предметы и утварь домашнего обихода и плести из прутьев всевозможные корзины. Кочуя с места на место, они продавали местному населению изделия своих ремёсел.

       Небезосновательно за цыганами закрепилась слава конокрадов. Этот опасный и криминальный промысел был популярным среди определенной части цыган, невзирая на то, что в российских деревнях существовал жестокий обычай самосудов над конокрадами, которых чаще всего на них забивали до смерти. Впервые о таком самосуде мне рассказала моя мама, ставшая в детстве свидетельницей такой расправы.

     Другая наиболее популярная ипостась, в которой  во все времена проявляли и проявляют себя цыганские женщины  - это способность к гаданию, которым они зарабатывают себе на жизнь. Навыки гадания передаются из поколения в поколение.
Излишне назойливые, они, вместе с тем, обладают поистине гипнотическими способностями  привлекать «клиентов». Сам я очень скептически отношусь ко всякого рода гаданиям и окультовым наукам и ни разу в жизни не пользовался услугами цыганок и им подобным. Но трудно опровергнуть тот факт, что во время гадания, предсказывая  тому или иному его судьбу, они довольно часто попадают, что называется в «десятку».
Помню, во время войны в эвакуации, где-то на Кавказе к моей маме буквально прилипла
молодая цыганка:
      - Милая, позолоти ручку, и я тебе расскажу всю правду о тебе и твоих близких.
Мама стала от неё отмахиваться. Она схватила мамину руку, повернула ладонь кверху и
всплеснула руками:
      - Ох, милая, ты будешь жить долго, - она подчеркнула, - очень долго. Позолоти ручку. В то время маме было 32 года. Она прожила долгую жизнь и умерла на 97 году.
Мама дала ей  рубль. Цыганка снова взяла её руку:
      - Муж твой не воюет, он томится в казенном доме очень далеко отсюда. Он жив, здоров и думает о тебе. Но встретитесь вы с ним не скоро, через много, много лет. Верь –
обязательно встретитесь и будете вместе жить.
Отец в это время отбывал незаслуженное наказание в ГУЛАГе на Колыме.  Они встретились спустя  18 лет.

        Мама была поражена совпадением реальных событий с рассказом цыганки.
Она дала ей ещё один рубль и попросила рассказать о судьбе брата, который воевал на фронте, и с начала войны  о нём ничего не было известно. Ей, разумеется, мама об этом ничего не сказала.  Цыганка достала колоду карт, перетасовала её и спросила:
     - Как зовут брата?
     - Лёва. Она разложила карты, как на пасьянс, и начала, приговаривая манипулировать ими.
     - Живой ваш Левушка. Воюет, но живой, так и передай его маме. Продолжая переставлять карты и приговаривать, она вдруг осеклась и нахмурилась:
       - Беда ждет твоего брата Левушку, чуть не помрет, но останется живой. Маме об этом
         не рассказывай. И ещё карты показывают, что два раза вы будете с Вашим Лёвушкой
         совсем близко друг от друга, но так и не увидитесь.

    Когда после войны  Лёва приехал к нам в Крым в отпуск, мы узнали от него, что в боях под Краснодаром он был тяжело ранен. Санитары нашли его без сознания с вывалившимися наружу  внутренностями. Хирург, который его оперировал, сказал, что есть всего один шанс из ста, выжить после такого тяжелого ранения.. А он не только выжил, но после девяти месяцев лечения в госпитале вернулся на фронт и закончил войну в Будапеште.

    С первых месяцев войны капитан Лев Березовский был заместителем командира дивизиона гвардейских минометов ( знаменитых «КАТЮШ»). Когда  пала Керчь, советские войска, оставив Крым, отступили в сторону Северного Кавказа.
С отступающими войсками проследовал по улицам станицы «Старая Титоровка» мимо дома, в котором мы жили в эвакуации, дивизион «Катюш». Я запомнил эти странные машины с рельсами наверху. В одной из них ехал  родной брат моей мамы и мой дядя Лёва.
     Через несколько месяцев начался следующий этап нашей эвакуации. По дороге в Азербаджан мы оказались в Сочи. И в это самое время в одном из госпиталей города  возвращался к жизни после тяжёлого ранения гвардии капитан Лев Березовский.

    Когда при встрече с ним мы сопоставили даты, то все совпало. Каким образом цыганке об этом рассказали карты, мне до сих пор непостижимо.
        А запомнил я предсказания молодой цыганки в том далеком 1942 году не только потому, что был тогда рядом с мамой, а потому что она,  несмотря на то, что была всегда очень далека от всякого рода  суеверных предрассудков, вместе с тем продолжая удивляться, рассказывала не один раз эту историю.


                Фото из Интеренета