Майя Кристалинская - часть4

Тамара Дворянская
Майя спешила жить... В последние годы Майя Кристалинская решила перевести книгу с немецкого языка о своей любимой актрисе - Марлен Дитрих. Она знала несколько языков, интересовалась искусством, много работала в библиотеках, в кинематографе. Майя Владимировна работала над этой книгой, будучи уже совсем слабой. Но успела сдать книгу в издательство. Сама книга под названием "Размышления" вышла уже после ухода Майи....и благодарственная телеграмма от Дитрих пришла слишком поздно.......
 Майю лечили лучшие врачи, но болезнь брала своё.... Ей было 28лет, когда ей поставили страшный диагноз (по-простому - рак крови).  Говорят, сцена лечит. Возможно поэтому Майя протянула ещё около 25лет......
 Когда было прощание в ЦДРИ (дом работников искусств), было столько народа....столько народа.....улица была перекрыта. Так её любили!!! Пахмутова сказала:"....В её даровании, помимо музыкальности, глубины, была какая-то очень искренняя и очень глубокая трагедийность, дарование настоящее и неприкрашенное. Эта черта крайне редкая....и ни у одной из наших певиц я не знаю это в такой степени. Именно трагедийность, трагедийная героиня. Очень хотелось бы, чтобы голос Майи Кристалинской не был забыт, потому что она сделала для советской песни, для эстрады очень много. Я думаю, что сотни тысяч, миллионы людей ощущали голос Майи Кристалинской, как тёплый, душевный подарок для себя через радио, телевидение, пластинки. И через столько лет Майю помнят, вспоминают. И это радует!"
Хочу вспомнить ещё один эпизод нашей встречи. На одном из концертов у нас в Ленинграде Майя пела песню "Эхо любви". Это было в красивом камерном зале Юсуповского дворца. Она первая спела эту песню. (Евг.Птичкин и Р.Рождественский были её друзьями). Майя пела её с листа. У меня есть эта фотография (см. выше). Но Майя не успела её записать. Да, это была бы ещё одна великая песня Кристалинской, потому что такой тёплый и душевный голос, с необыкновенно красивым тембром и неподдельной трагедийностью, мог передать всю глубину чувств! Эта песня, как и "Нежность",- такого же ранга. И тема её - Майина! Кажется, у Пахмутовой есть "Эхо Любви" в Майином исполнении - в личной коллекции.  Мне так хочется услышать ещё раз эту песню в исполнении Майи Кристалинской. Ведь тогда в Юсуповском дворце Майя пела эту песню ... она пела мне. Когда Майя сказала мне об этом после концерта, я долго молчала. Нет слов.... Такая песня!!! Но с первого раза я как-то не поняла суть этой песни.....и только позже....когда песня уже стала известной....и когда у меня появился сын... я ещё больше осознала и прочувствовала такой подарок от великой певицы!!!  Эту песню записала Анна Герман - хорошо...Но..........
В 2000-м году вышла книга из серии "Женщина - миф"- о Майе Кристалинской, и была презентация в ЦДРИ. Мне понравилась эта книга, и чем чаще я беру её в руки, тем больше она мне нравится. Познакомилась уже поближе с писателем А.Гиммервертом - очень умный, серьёзный человек. Он сделал мне приятную запись в книге:"Тамаре с изумительной фамилией, которую она оправдывает своей интеллигентностью и обаянием."
 Были выступления артистов, на экране пела Майя.  Была Мария Мульяш, глав.реж.Конц. зала "Россия" и Майина близкая подруга. Она тоже подписалась в моей книге:"Помните Майю". Это она устраивала все вечера памяти М.Кристалинской, каждый год....а теперь она сама лежит рядом с Майечкой на Донском, в центре Москвы. 
В 2002 году М.Б. Мульяш открыла Майечке Звезду на площади и на Небе. Было очень много народа. Пришли, приехали настоящие друзья со всей России и Зарубежья. Люди не помещались на площади перед Концертным залом "Россия". Выступали композиторы, артисты, Майин портрет улетел в Небо, Был очень красивый салют, шампанское, цветы!!!  Потом - концерт в большом зале. На огромном экране пела Майя....и было полное впечатление её присутствия! Выступали хорошие артисты, друзья.... Сыну уже было 17 лет, он снимал всё на видеокамеру. Молодец!!! Очень здорово получилось!!!........
 Однажды, лет 5 назад, он принёс два билета в кино и сказал: "Тебе понравится".  Я долго сидела, ждала, что же такое для меня....фильм "Любовь-морковь" В. Меньшова...такая муть(для меня)...уже хотела уйти...но досидела. И вдруг, уже перед самыми титрами, запела Майя - так неожиданно, до слёз.
   На днях Константину исполнится уже 28 лет. И я им Очень Горжусь!!!!!

 Я написала к открытию Звезды М. Кристалинской стихотворение и хотела передать его Марье Борисовне, чтобы его кто-нибудь зачитал, но не получилось.

            ОТКРЫТИЕ ЗВЕЗДЫ

      Сегодня День Рожденья Майи Кристалинской.
      Сегодня открывают Ей Небесную Звезду.
      Здесь собрались все самые добрые и близкие
      В Майином юбилейном 2002-ом году.

      Здесь собрались друзья Её, подруги и родные.
      Здесь собрались поклонники со всех концов Земли.
      Из Минска заграничного, с закрытой Украины
      И Ленинграда - название сие уже снесли.

      И МАЙЯ КРИСТАЛИНСКАЯ тоже изменилась.
      Была нам ясным Солнышком, а стала вот - Звездой.
      И голос, тёплый, бархатный, в эфире лишь с пластинок.
      А яркий свет очей Её поднялся над Землёй.
      
      Спасибо Тебе, Майечка, за теплоту и нежность,
      За песни негасимые, хоть Ты уже ушла.....
      Но души, души яркие останутся на Небе.
      Гори-гори нам Майечка! Гори, Майя-Звезда!!!!

      (на фото Майя поёт "Эхо любви" в Юсуповском дворце )

  -----------------------------------------------

        ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ......"Болезнь и трагедия М. Кристалинской"     http://www.proza.ru/2013/05/20/17