Ничего просто так не происходит

Кора Крылова
В журнале "Страна знаний" № 1 (42) — 2013 есть статья  В. М. Локтева, академика НАН Украины "Всё ли может "королева наук"?", проникнутая заботой о том, что уровень образования школьников понижается, и в вузы приходит поступать молодёжь, которая не в состоянии будет затем учиться. Вот два абзаца из этой живой и заинтересованной статьи:

"Пафос этой моей заметки, которую мне было бы интересно обсудить с читателями через их письма, в том, что при всех достижениях кибернетики, надо всё же больше нацеливать молодых людей на работу головой.
Ведь, боюсь, при таком широком привлечении компьютерных средств к учебно-познавательному процессу скоро студентов и школьников будут ставить в тупик не только вопросы о междисциплинарных связях или решение простых линейных уравнений, но и вопросы, касающиеся таблицы умножения, простых расчётов."


Преподаватели вузов приходят к выводу, что школа не нарабатывает навыков работать головой и проявлять сообразительность, а тестовая система проверки знаний только усугубляет ситуацию.

Ничего просто так не происходит, — всё имеет свои закономерности. Прежние успехи обучения молодёжи и нынешний упадок — это результаты предыдущих событий и действий людей. И чтобы понять почему происходит так, а не иначе, надо рассматривать ситуацию с более широких позиций жизни, а не с узкоспециализированных.

Почему у нас такие большие глобальные проблемы с экологией? Ведь в прежние времена образование в Советском Союзе было на высоте, и интеллектуальный потенциал страны работал, не покладая рук. Всё делалось с благими намерениями, как они на ту пору понимались. А результат теперь таков, что если всё будет продолжаться в том же духе, то не только таблицу умножения не будут знать наизусть...

Откуда такие результаты? Наблюдая окружающую экономику и читая учебники по разным профилям, неизбежно приходишь к выводу, что вопрос нравственности здесь рассматривается в последнюю очередь. (Я не имею ввиду религии разного рода, хотя сейчас очень многие учёные ищут ответы на жизненные вопросы именно в церквях.) Я имею в виду общепонятную нравственность: НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОНО БЫЛО ПРИМЕНЕНО К ТЕБЕ. Этого одного критерия достаточно, чтобы упорядочить и ликвидировать множество проблем на разных уровнях.

Как человечество представляет себе ответ на вопрос: для чего даётся жизнь? Чтобы человечество достигло технического совершенства? Для технического совершенства достаточно интеллекта, блестящего ума — человечность и светлый ум не нужен. Блестящий ум может работать как на свет так и на тьму, не задумываясь о последствиях, а вникая только в профессиональные вопросы. Светлый ум прежде всего оценивает ситуацию с нравственной стороны и затем принимает решение о своём участии в деле. История знает немало примеров, когда великие учёные, имеющие сознание своей ответственности за жизнь на Земле, отказывались опубликовывать свои работы, уничтожали чертежи и свои научные разработки, когда понимали чем может обернуться для всей Земли преждевременно данное знание. "Знание без воспитания - это меч в руках сумасшедшего" (Д. И. Менделеев).

В самих науках есть методы и способы добычи нужной информации, опускающиеся до жестокости, цинизма и просто бездумия. Это не сложно заметить в самих текстах и в новостях о достижениях науки. Учёные, которые смогут рассмотреть действия многих своих коллег с нравственной точки зрения, сразу увидят, что только часть научных методов соответствует нравственности или безобидна, что научные работы можно разделить на нравственные и безнравственные.

Слишком многие нарушают законы жизни, которые всегда были глубже  человеческих теорий. Мы должны беречь жизнь во всех её проявлениях, помогать ей, а не эксплуатировать или бороться с нею. Борьба с природой — основной мотив учебников и очень многих научных трудов. Логику, подобную той, что в последующей цитате, часто можно встретить в среде учёных:

 "… Не будем спешить с прогнозами. Пока мы разрабатываем генератор, который позволит создавать облака с большой протяженностью. Надеюсь, что из них мы всё-таки добудем шаровую молнию. А уж там посмотрим, что она за зверь." ("Эврика-85", стр. 147 — статья "Тайна блуждающих огней".)


Когда основная масса образованных людей посмотрит с другой позиции на свою деятельность — как можно договориться с природой, как можно вписаться в её законы? —  изменится сам СТРОЙ ПОИСКА РЕШЕНИЙ на любую проблему, начнут решаться и экологические глобальные проблемы, а за ними и все остальные. "Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам." (А. И. Герцен).

Природные процессы и связи между ними станут для нас дружественными тогда, когда мы сами будем их рассматривать, как друзья, с уважением и не агрессивно, и изучать их будем не агрессивными методами. Важно — не ЧТО, важно — КАК.

Человечество часто озабочено мелкими проблемами, которые Жизнь не волнуют: её задача спасти саму жизнь и сделать людей человечными (что, пожалуй, для неё ещё более важно, чем сохранение физических тел, в которых люди проявляют себя). Образование, знание — это оружие, и это оружие становится опасным в руках нравственно низких людей, а сейчас уже становится и глобально опасным.  Посмотрите презентацию книги В. Правдивцева "Биосферное и геосферное оружие" (г. Москва) о шестом поколении войн, которые уже готовятся и уже апробируются, — это видео есть на YouTube. 

Жизнь не будет содействовать человечеству в уничтожении планеты. Нужно осознавать ответственность и понимать, что первично, а что вторично. Нужно осознавать, кем мы являемся во Вселенной, и не стараться занять незаслуженное место в ней (слишком многие рассчитывают на царские почести). 

Сейчас сетуют, что со времени перестройки основными профессиями в обществе стали "экономисты, юристы, авантюристы". Ранее престижные профессии инженеров и научных работников ушли в тень по причине низкой оплаты. Не в этом суть изменений: юристы, а за ними экономисты обучают себя и других пользоваться договорами и видеть всё через призму договора. Без усвоения человечеством мысли, что НЕ НАСИЛИЕ, А ДОГОВОР ПЕРСПЕКТИВЕН, что изощрять ум надо не на средствах уничтожения и подавления, а на методах установления договора, - без этой привычки думать иначе, чем раньше думали, интеллектуальные усилия человечества в поиске ответов на узко специализированные задачи будут ставить его лицом к лицу с этой темой до тех пор, пока эта главная задача не будет решена.

Насколько реальны войны шестого поколения быстрее почувствуют юристы и найдут выход из них, чем поймут техники, которых гораздо проще ввести в заблуждение (даже высокими словами о служении родине, её безопасности и многими другими правильными фразами, закрывающими суть процесса, в который их вовлекают), поскольку они гораздо реже задумываются о нравственной стороне своих исследований и разработок для экономических, политических и производственных потребностей.

Проблемы школы очевидны, но не они решающие. Творчество в науке и искусстве массово будет расцветать не в агрессивной среде, а там, где разум структурирует и упорядочивает, сообразуясь с нравственными законами жизни.