Первый пароход Фултона

Константин Рыжов
США была той страной, где особенно остро ощущалась нужда в самодвижущемся корабле. Хороших шоссейных или грунтовых дорог  здесь было очень мало. Единственным средством сообщения оставались реки. Раньше других оценил возможности парохода судья Ливингстон. Он не разбирался в технических деталях, но был весьма искушенным  дельцом и быстро сообразил, что при надлежащем размахе и хорошей организации дела пароходное сообщение может дать очень неплохую прибыль.   В 1798 г. Ливингстон добился права на установления регулярного пароходного сообщения по реке Гудзон. Дело оставалось за малым – у него не было парохода. Несколько лет Ливингстон пытался построить паровое судно, привлекая различных механиков. Было сделано несколько паровых кораблей, но все они развивали скорость не более 5 км/ч. Думать с такими пароходами о регулярном судоходстве было преждевременно. Разуверившись в местных механиках, Ливингстон в 1801 г. отправился во Францию. Здесь он встретился со своим соотечественником  Робертом Фултоном, который много думал над проектом парохода, а в это время работал над созданием подводной лодки. Однако на осуществление обоих проектов у него не было средств. Встреча оказалась решающей. Ливингстон наконец нашел подходящего механика, а Фултон – бизнесмена, готового финансировать его работу. Осенью 1802 г. между ними было заключено соглашение. Фултон обещал построить паровое  судно, способное перевозить 60 пассажиров со скоростью 13 км/ч, а Ливингстон – оплатить все текущие расходы. Прибыль, полученная от эксплуатации корабля должна была делиться пополам.

     Первые опыты Фултона с самодвижущимися судами относились еще к 1793 г., когда он, исследуя различные типы гребного колеса, пришел к заключению, что наилучшим будет колесо с тремя или шестью лопастями. В 1794 г., побывав в Манчестере, он убедился, что наилучшим двигателем для самодвижущегося корабля  может быть только паровая машина Уатта двойного действия. В последующие годы Фултон  много думал над формой, проекциями и очертаниями судна.  Прежде чем приступить к строительству  он уехал на воды в Пломбьер и здесь проводил опыты с метровой моделью, приводимой в движение пружиной.

   Весной 1803 г. Фултон приступил в Париже к строительству своего первого парохода. Он был плоскодонным, без выступающего киля, с обшивкой вгладь. Паровая машина Уатта была взята напрокат у одного знакомого, но схему передаточного механизма придумал сам Фултон. Построенный корабль оказался недостаточно прочным – корпус не выдержал тяжести машины. Однажды во время сильного волнения на Сене днище проломилось и взятая в долг машина вместе со всем оборудованием пошла ко дну. С большим трудом все это удалось достать на поверхность, причем Фултон жестоко простудился во время спасательных работ. Вскоре был построен новый, гораздо более прочный, корпус судна, имевший 23 м в длину и 2,5 метра в ширину. В августе 1803 г. было проведено пробное испытание. В течение полутора часов пароход двигался со скоростью 5 км/ч и показал хорошую маневренность.

   Первым делом Фултон предложил свой пароход Наполеону, но тот не заинтересовался этим изобретением. Весной 1804 г. Фултон уехал в Англию. Здесь он безуспешно старался увлечь английское правительство проектом своей подводной лодки и одновременно следил за изготовлением паровой машины фирмой Боултона и Уатта.

Великие изобретения  http://proza.ru/2011/03/26/354