23. Отечествен пресса полит орг накануне Февральск

Олеся Журфак
23. Отечественная пресса политических организаций накануне Февральской революции.
С первых дней Февральской революции в печати России четко обозначились три тенденции. Первую выражала буржуазная журналистика. Она считала революцию завершенной и провозглашала дальнейший конституционный путь развития страны. Но при этом обходила стороной пути решения самых насущных вопросов, волновавших массы: о войне, мире, труде, земле. Буржуазная пресса, в том числе и кадетская, выступала за продолжение войны и совместные действия с союзниками.
Вторая тенденция была связана с деятельностью печати меньшевиков, эсеров, анархистов – основной части социалистической журналистики. Она призывала к сотрудничеству с Временным правительством и за предотвращение возможных путей наступления на демократические свободы. Журналистика этих социалистических партий выражала недоверие большевикам, несогласие с их политикой, преследовавшей цель установления диктатуры пролетариата.
Третью тенденцию выражала большевистская пресса. Она отстаивала идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, критиковала социалистические партии за их несогласие с платформой большевиков, обвиняла меньшевиков и эсеров в примиренчестве, соглашательстве с Временным правительством.
Знакомство с газетной периодикой весны и лета 1917 г. не оставляет сомнений в том, что журналистика России испытывала серьезные противоречия. Все более непримиримыми они становились между изданиями большевиков и других социалистических партий. Уже в первом номере возобновившейся «Правды» содержатся категорические требования к Советам и другим демократическим силам не оказывать никакой поддержки Временному правительству, которое продолжает вести войну, не решает назревших социальных проблем, стало на путь завершения революции. Однако в марте, когда на короткое время ведущую роль в газете занял Л. Каменев, в ее позиции произошли серьезные изменения. Каменев осуществил правку и сокращение присланных Лениным из-за рубежа «Писем из далека», убрав из них места, связанные с отношением к Временному правительству, и опубликовал в «Правде» статьи «Временное правительство и революционная социал-демократия»[9] и «Без тайной дипломатии»[10]. В первой из них он заявил о необходимости условной поддержки Временного правительства постольку, поскольку оно борется с реакцией и контрреволюцией. Во второй он одобрял взгляды меньшевиков и эсеров о том, что лозунг «Долой войну!» устарел. Каменев предлагал не прекращать военных действий без согласования с союзниками. Позиция Каменева и «Правды» в мартовские дни 1917 г. была единственной попыткой поиска путей для установления блока большевиков с другими социалистическими партиями.
С возвращением Ленина в Россию в начале апреля 1917 г. «Правда» и другие большевистские издания настойчиво повели линию на непримиримость с позициями всех других социалистических партий. Расхождения были не только в отношениях к Временному правительству, но и во взглядах на мирное перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, передачу всей власти Советам, провозглашенных Лениным в «Апрельских тезисах». Бескомпромиссными оставались большевики и к кризисам Временного правительства, к созданию коалиционного правительства с участием в нем представителей всех социалистических партий.
Несовместимость взглядов социалистической журналистики в вопросах стратегии и тактики революции определила отношение большевистской прессы к буржуазной и, по выражению Ленина, «соглашательской» прессе меньшевиков и эсеров. Сближение позиций этих партий привело к созданию совместных изданий: «Искра», «Голос солдата».
Будучи непримиримым к инакомыслию, Ленин опубликовал в «Правде» несколько статей, отражавших его резко отрицательное отношение к действиям меньшевиков и эсеров и выступлениям их газет. Так, в апреле 1917 г. появились его статьи «Один из коренных вопросов»[11], «Церетели и классовая борьба»[12] и другие, в которых он заявлял о том, что политика эсеров и меньшевиков представляет собой политику прислужничества буржуазии, а Плеханова и его сторонников называл «социал-шовинистами», обвиняя в отступничестве от идей революции и смыкании с кадетами. Плеханов же, вопреки Ленину, не без оснований утверждал, что пролетариат и крестьянство не готовы к управлению государством, а поэтому не должны брать политическую власть в свои руки. Исключительный интерес в этой связи представляют плехановские публикации в газетах «Единство» и «Наше единство», объединенные затем в цикл «Год на Родине»[13].
Во многом созвучны с утверждениями Плеханова и рассуждения М. Горького в серии статей «Несвоевременные мысли»[14]. Первая из них появилась в газете «Новая жизнь» в апреле 1917 г. Статьи-размышления Горького представляют собой своеобразную летопись революции: от Февраля к Октябрю. В «Несвоевременных мыслях» Горький утверждал, что в современных условиях России социалистическая революция преждевременна, гибельна для рабочего класса и передовой интеллигенции. Горький не соглашался с теми, кто путь к возрождению видел в перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. В этом споре главным оппонентом М. Горького был В. Ленин. Противоречия в их взглядах не уводили писателя от революции, а, наоборот, вели к более реалистическому пониманию ее задач и возможностей.
С первых дней революции противоборство двух тенденций в социалистическом движении России выражали «Правда» и «Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». «Известия» резко полемизировали с «Правдой», которая в свою очередь обвиняла редакцию «Известий» в предательстве интересов революции. В августе 1917 г. с образованием Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих и солдатских депутатов «Известия» становятся органом ЦИК и переходят в руки большевиков.
Полемика в социалистической журналистике, развернувшаяся вокруг «Апрельских тезисов» Ленина и отношения к Временному правительству, достигла своей высшей точки в период июльских событий 1917 г., когда представители меньшевиков и эсеров, вошедшие в состав коалиционного Временного правительства, выступили против организации политической демонстрации 3–4 июля. Временное правительство, видя раскол в рядах социалистических партий, расценивая как незаконный призыв большевиков и их печати лишить его власти, разгромило 5 июля редакцию «Правды». Меньшевики и эсеры одобрительно отнеслись к этой акции правительства, хотя его действия были явно антидемократическими.
Периодическая печать в годы первой русской революции. Главным событием этого времени был Манифест от 17 октября 1905 г. Он провозглашал гражданские права и политические свободы, тем самым давал развитие многопартийной прессе. Вскоре была фактически отменена цензура, но восстанавливался порядок ответственности журналистов по суду за преступления в области печати. Их можно было оштрафовать, арестовать на срок до трех месяцев, заключить в тюрьму на срок до полутора лет, сослать на поселение. За Главным управлением по делам печати МВД и полиции оставалось и право конфискации тиражей, приостановки изданий, закрытия типографий. С 1906 г. этот указ стал действовать весьма сурово. Власти стали использовать и субсидии правительственным и консервативным издания как средство их поощрения.
В это время в России появляется партийная печать. Кадеты (конституционные демократы) издают газету «Народная свобода», «Речь», «Товарищ», вечернюю газету «Дума», в Москве – «Народное дело», «Народный путь». Социал-демократы (большевики) начинают выпускать первую свою легальную газету «Новая жизнь», газету «Борьба». У меньшевиков выходят газеты «Начало» и «Московская газета». Эсеры (социал-революционеры) сначала использовали газету «Сын Отечества», а затем организовали свои издания – газеты «Голос» и «Дело народа». Анархисты выражали свои мысли в газете «Анархия». Каждая партия, даже небольшая (октябристы, Союз трудового народа, монархисты), могла иметь свои печатные органы. Ряд из них носили шовинистический и националистический характер. Революционные события вызвали к жизни и новые правительственные – монархические газеты - вечернюю «Русское государство», просуществовавшую меньше года, и пришедшую ей на смену «Россию».
Сатирические журналы – характерная особенность этого периода. Их выходило более сотни не только в столицах, но и в провинции. Они были наполнены политической сатирой, были радикальны, придерживались разных партийных взглядов, но просуществовали недолго: «Пулемет», «Жало», «Топор», «Зритель», «Жупел», «Бич» и другие. В этих журналах печатались известные фельетонисты Н.Тэффи, О.Дымов, В.Потемкин, а также выдающиеся литераторы И.Бунин, А.Куприн, К.Чуковский, М.Горький. Самый заметный из таких журналов – «Сатирикон» (1910), редактором, которого был А.Г. Аверченко.
Поражение первой русской революции привело к ужесточению условий выпуска газет и журналов. Часть из них закрылась, многие партийные газеты стали вновь издаваться за границей или нелегально. Многие литераторы и журналисты вновь перешли от острых политических тем к религиозно-нравственным и философским размышлениям и поискам. Ярким примером такого типа публицистики были статьи известного сборника «Вехи». Укрепились буржуазные издания и пополнились новыми названиями. Ряд газет стали издавать известные промышленники и финансисты: например, Рябушинские – ежедневную газету «Раннее утро» (1907-1918) и «Утро России» (1907, 1909-1918). Создаются и массовые буржуазные газеты для городского населения: «Газета-копейка» (1908-1918) в Петербурге, «Газета-копейка» (1909-1918) в Москве. Они были очень дешевы (стоили копейку, в отличие от 5 копеек за другие газеты) и давали подписчикам несколько приложений, содержали рекламу, объявления, развлекательный материал. Издания хорошо раскупались. Тиражи исчислялись несколькими сотнями тысяч экземпляров. Эти газеты приобрели собственную типографию с новейшим полиграфическим оборудованием, которое позволяло оперативно печатать необходимое количество экземпляров.
Легальные большевистские газеты. Развитие массовой печати для народа и появившаяся у людей привычка читать газеты позволили политическим партиям, в том числе и большевистской. Более активно использовать печатное слово в своей работе. Они создают собственные легальные издания. Большевики в 1911 г. начинают издавать газету «Звезда» (1910-1912), а в 1912 г. – «Правда», которая с перерывами выходила вплоть до 1917 г. Идейным вдохновителем и руководителем газеты был В.И.Ленин. Она была адресована рабочим и обсуждала важнейшие проблемы жизни рабочих, ход выборов в Думу. Газета поддерживала и вдохновляла стачечную борьбу рабочих, активизировала их выступления за экономические и политические перемены. Здесь обсуждалась руководящая роль пролетариата в грядущей борьбе за переустройство общества, писалось о классах и их неравнозначной роли в современном обществе. Газета издавалась на деньги, поступавшие от рабочих в виде пожертвований. По цензурным соображениям ее издание не раз прекращалось. Но ее начинали выпускать вновь под похожими названиями: «Рабочая, правда», «Правда, труда», «За правду», «Путь правды», «Трудовая правда». Но накануне Первой мировой войны она все-таки была закрыта цензурой. В 1913 г., последнем мирном году для журналистики, в стране выходило в свет более 3000 изданий периодической печати.
В начале 900-х гг. довольно многочисленной в социал-демократическом движении России была партия социалистов-революционеров. Она, как и РСДРП, была нелегальной. Возникла в конце 1901 – начале 1902 г. в результате объединения разрозненных народнических групп и кружков, приняв главное в программе и методах борьбы народников. Название партии не было случайным. Эсеры, являясь главной партией, выражавшей интересы крестьянской демократии, видели свою основную задачу в преобразовании общества на социалистических началах. Выразителем политических взглядов эсеров стала издаваемая с января 1901 г. «Союзом социалистов-революционеров» газета «Революционная Россия». В январе 1902 г. «Революционная Россия» опубликовала «Извещение» о создании партии социалистов-революционеров. С той поры газета становится центральным органом партии.
В своих выступлениях газета, ведущим автором которой был В. Чернов, выдвинувшийся в конце XIX в. в качестве наиболее крупного теоретика неонародничества, неоднократно подчеркивала, что партия эсеров считает себя выразительницей крестьянских интересов и борется за их осуществление. Партия эсеров, заявляла газета, выдвигает задачу бесплатного наделения крестьян землей за счет национализации не только государственных и монастырских, но и помещичьих земель. Эсеры выступали за демократическую республику, всеобщее избирательное право, свободу слова и печати, бесплатное обучение, восьмичасовой рабочий день. Это была программа партии, и о ней «Революционная Россия» постоянно напоминала читателям.