Об апостольском увещевании Familiaris consortio

Иван Лупандин
Об апостольском увещевании Папы Иоанна Павла II

 

"FAMILIARIS CONSORTIO"

 

("О задачах христианской семьи в современном мире")


Апостольское увещевание Папы Иоанна Павла II  "Familiaris consortio" вышло в свет 22 ноября 1981 года. Этот достаточно большой документ (объемом более чем в 200 страниц) тематически разбивается на две части, первая из которых посвящена христианской семье как таковой и проблеме передачи человеческой жизни, а вторая – проблеме, которую можно условно обозначить "семья и общество". Не имея достаточной квалификации в области обществоведения, мы остановимся на обзоре первой части Апостольского увещевания, тем более что она, пожалуй, более всего актуальна для католических семей в России. Вторая часть, посвященная таким проблемам, как семья и общество, семья и образование, семья и Церковь (§§ 36-85), хотя и важна сама по себе, не может быть применена к практической жизни из-за того, что Католическая Церковь в России пока не оказывает значительного влияния на общество, а католические семьи среди русских столь малочисленны, что невольно напоминают о Красной книге. Что же касается первой части Апостольского увещевания "Familiaris consortio", где говорится о том, какой должна быть христианская семья и каким должен быть порядок передачи человеческой жизни, то она важна для каждого человека, поскольку ставит проблемы, от решения которых зависит вечная участь каждого человека – его спасение или гибель.

Начнем с того, что "Familiaris consortio" – далеко не первый папский документ, посвященный проблемам семьи. Еще в 1930 году Папа Пий XI опубликовал энциклику "Casti connubii" ("О христианском браке"), где обозначил цели брака и строго осудил злоупотребления браком: разводы, супружескую неверность, убийство плода и, наконец, сознательное препятствие зачатию новой жизни. К проблемам христианской семьи обращался и II Ватиканский Собор в Пастырской конституции "Gaudium et spes" ("Радость и надежда"), а также Папа Павел VI в энциклике "Humanаe vitae" ("О передаче человеческой жизни"), опубликованной в 1968 г. Об энциклике "Humanae vitae", а также о бурной реакции на  нее во всем мире стоит сказать несколько слов, тем более что Апостольское увещевание Папы Иоанна Павла II "Familiaris consortio" является логическим продолжением и развитием главных идей "Humanae vitae".

Дело в том, что в обстановке церковного обновления, начатого Папой Иоанном XXIII вскоре после его избрания на Папский престол в 1958 г., все ожидали от преемника Иоанна XXIII – Папы Павла VI – решительного разрыва с "устаревшей" моралью Пия XI и тем "реакционным" духом, которым якобы была пронизана энциклика "Casti connubii", равно как и дособорные катехизисы и учебники моральной теологии. В частности, многие ожидали, что Папа Павел VI "разрешит" разводы или, по крайней мере, использование католиками противозачаточных средств. Однако ни того ни другого не произошло. Папа Павел VI остался верен традиционному учению Римско-Католической Церкви в том, что касается нерасторжимости христианского брака и моральных норм передачи человеческой жизни. В отношении использования противозачаточных средств Папа Павел VI повторил сказанное Пием XI в 1930 г., хотя и в значительно смягченной форме. Если и есть некоторая разница между энцикликой "Casti connubii" и энцикликой "Humanae vitae", то она касается, главным образом, общего тона и терминологии, а не сути. Можно сравнить энциклику "Casti connubii" с суровой отповедью отца, а энциклику "Humanae vitae" – с кротким увещеванием матери. Папа Пий XI угрожает ослушникам небесными и земными карами, в то время как Папа Павел VI взывает к совести и человеколюбию, но требования к христианским супругам остаются прежними: любовь, верность, открытость супружеской близости для зачатия новой жизни.

Есть, однако, в энциклике "Humanae vitae" принципиально новый момент: это одобрение Церковью т.н. "метода циклов", который во времена Пия XI был практически неизвестен и вплоть до 1962 г. рассматривался специалистами по моральной теологии как нечто не вполне дозволенное, могущее быть использованным лишь в крайних случаях; речь шла даже о возможности аннулирования браков, в которых супруги с самого начала использовали "метод циклов" для предохранения от зачатия (см., например, J. Fuchs. De castitate et ordine sexuali. Roma, 1963). "Метод циклов", который до 1962 г. считался лишь "терпимым злом", теперь (в 1968 г.) получил высокую оценку Римского первосвященника. Согласно мнению Папы Павла VI, "метод циклов" помогает супругам избежать многих зол, укрепляет супружескую любовь и верность, приносит мир и спокойствие в семью. Отметим, что эти мысли Папы Павла VI всецело разделяются Папой Иоанном Павлом II и цитируются в Апостольском увещевании "Familiaris consortio" (§ 33).

Несмотря на этот явный сдвиг позиции Римско-Католической церкви в направлении большего понимания проблем современных христианских супругов, мир в целом встретил энциклику Папы Павла VI "Humanae vitae" и Апостольское увещевание Иоанна Павла II "Familiaris consortio" с недоумением и разочарованием. В словах Папы Павла VI, гласящих, что "ничего не упустить из спасительного учения Христа есть некий высший род любви к душам", и в совершенно логичной позиции Папы Иоанна Павла II, утверждающего, что "между божественным законом о передаче жизни и законом о поддержании подлинной супружеской любви не может быть противоречия" и что "соблюдение нравственного закона всегда послужит во благо человеку", увидели проявление негибкости и реакционности. Многие, таким образом, обличили свое собственное неверие в Бога и презрение к вере собственных отцов.

После восшествия в октябре 1978 г. на Папский престол Иоанна Павла II мир, естественно, ожидал, что скажет новый Папа по поводу тех вопросов, которые были затронуты его предшественником в энциклике "Humanae vitae". Апостольское увещевание "Familiaris consortio" от 22 ноября 1981 г., как мы сказали, разочаровало многих. В действительности оно подтвердило верность Папы Иоанна Павла II тем идеям, которые легли в основу Пастырской конституции II Ватиканского Собора "Gaudium et spes" ("Радость и надежда") и энциклики Папы Павла VI "Humanae vitae". Не произошло ни дальнейшей "либерализации", ни возврата к суровому стилю энциклики Пия XI "Casti connubii". В "Familiaris consortio" ощущается, впрочем, специфика позиции Иоанна Павла II: например, упор на персоналистское толкование цели и ценностей брака как "взаимного дара", "единства тел, душ мыслей и сердец", осуждение эгоизма и агрессивности, проявляющихся в использовании личности супруга как "объекта наслаждения". Если Папа Пий XI в энциклике "Casti connubii" цитировал св. Августина и разделял мнение последнего, что утоление похоти является одной из целей брака, то в Апостольском Призывании "Familiaris consortio" мы не найдем не только упоминания об "утолении похоти" как цели брака, но и вообще ссылок на августиновское учение о браке. Похоже, что Римско-Католическая Церковь в лице Иоанна Павла II окончательно отходит от позиции св. Августина в этом деликатном вопросе. На то существуют очевидные причины: на философские воззрения Папы Иоанна Павла II  оказала сильное влияние персоналистская школа, в то время как понятие "remedium conсupiscentiae" ("утоление похоти") привносит в цели христианского брака нечто безличное, или, как, по-видимому, считает Папа Иоанн Павел II, даже нечто враждебное личности, нечто унижающее или способное унизить ее достоинство. Хотя Папа Иоанн Павел II и не критикует открыто позицию св. Августина в этом вопросе, негативная оценка последней имплицитно вытекает из осуждения Папой использования партнера в браке в качестве "объекта наслаждения". Иоанн Павел II предпочитает ссылаться на Тертуллиана, превозносившего христианский брак по сравнению с языческим. Папа цитирует в "Familiaris consortio" следующие слова Тертуллиана из его послания "Ad uxorem" ("К супруге"): "Где найти слова для описания счастья того семейного союза, который освятила Церковь, подкрепила жертва, запечатлело благословение, провозгласили ангелы, утвердил Отец [на небесах]? [...] Сколь [прекрасно] иго двух верных христиан, объединенных одной надеждой, одним послушанием, одним служением! Оба братья, оба сослужители, никакого различия плоти и духа, но воистину двое во одной плоти. Где одна плоть, там и один дух" ("Vnde sufficiamus ad enarrandam felicitatem eius matrimonii, quod ecclesia conciliat et confirmat oblatio et obsignat benedictio, angeli renuntiant, pater rato habet? [...] Quale iugum fidelium duorum unius spei, unius uoti, unius disciplinae, eiusdem seruitutis. Ambo fratres, ambo conserui; nulla spiritus carnisue discretio, atquin uere duo in carne una.Vbi caro una, unus et spiritus").

Тем более чуждо Папе Иоанну Павлу II средневеково-но-воевропейское понимание брака как "контракта" или юридического действия, посредством которого супруги предоставляют друг другу право пользоваться своим телом для получения полового наслаждения. Мы не найдем в "Familiaris consortio" упоминания о таких некогда общепринятых понятиях, как "супружеские права", "использование супружеского права" и т.п. Любовь и только любовь определяет "права" супругов.

Что же касается "трудного" вопроса о необходимости периодического воздержания для осуществления "ответственного отцовства/материнства", то Папа Иоанн Павел II не пытается сгладить остроту проблемы. Развивая мысль, высказанную отцами II Ватиканского Собора в Пастырской конституции "Gaudium et spes" ("Радость и надежда"), Папа пишет, что все трудности супругов, связанные с необходимостью прибегать к периодическому воздержанию, должны разрешаться таким образом, чтобы "сама истина никогда не искажалась и не умалялась, ибо Церковь убеждена, что не может быть подлинного противоречия между божественным законом о передаче жизни и законом о поддержании настоящей супружеской любви". В связи с этим Папа Иоанн Павел II цитирует слова своего предшественника Павла VI из энциклики "Humanae vitae": "Ничего не упустить из спасительного учения Христа есть некий высший род любви к душам". Завершая разговор на эту "трудную" тему, Папа Иоанн Павел II обращается к христианским супругам со словами утешения и поддержки, в которых звучит одновременно и строгость отца и нежность матери: "Чтобы супруги уразумели моральное благо и норму и научились жить согласно с ними... им необходимы постоянство и терпение, смирение и сила духа, сыновнее упование на Бога и Его благодать, частое прибегание к молитве и таинствам примирения с Богом в Евхаристии. Таким образом укрепленные, христианские супруги смогут сохранить живое сознание той удивительной эффективности, которая, проистекая из благодати таинства брака, пронизывает все стороны жизни супругов, а потому также и сексуальную их жизнь: дар Духа, принятый супругами и сохраняемый ими, поможет им использовать человеческую сексуальность согласно плану Божиему и как знак соединяющей и плодоносящей любви, которой Христос любит Церковь".

Кто-то, наверное, задаст вопрос, почему Папа Иоанн Павел II рекомендует супругам в трудной ситуации прибегать в молитве, исповеди и причастию, а не к помощи современной науки. Один из возможных ответов на этот вопрос мы находим в "Familiaris consortio". Дело в том, что Папа весьма пессимистически оценивает возможности науки в современном мире, поскольку наука, часто вопреки своей первоначальной цели, т.е. вопреки способствованию развитию человеческой личности, часто узурпируется политическими партиями, которыми "в ее теоретических и прикладных исследованиях управляется диктаторским образом" (§ 8).

Наконец, следует сказать о том, что Папа Иоанн Павел II видит в современном мире действие многих сил, прямо враждебных семье: "Исторические условия, в которых пребывает институт семьи, таковы, что в них смешались вместе свет и тьма. Это показывает, что история не представляет собой просто и с необходимостью прогрессивное развитие, но результат свободы, более того, борьбы между свободными волеизъявлениями, которые друг другу противостоят, т.е., согласно известному изречению св. Августина, имеет место конфликт между двумя разновидностями любви: любовью к Богу, которая доходит до презрения к себе, и любовью к себе, которая доходит до презрения к Богу" (§ 6). Источником зол в современном мире Папа Иоанн Павел II считает "искаженное понятие и опыт свободы, которая воспринимается не как способность исполнить истинную волю Божию... но как некая сила, никому не подвластная и нередко используемая против других для своих собственных выгод..." (§ 6).

В заключение хотелось бы составить следующий простой силлогизм: если, по словам св. Игнатия Лойолы, дьявол является "врагом человеческой природы", а семья есть институт, в высшей степени соответствующий человеческой природе, то мы приходим к выводу, что дьявол есть враг семьи. Таким образом, вокруг каждой христианской семьи происходит борьба не только в видимом, но и в невидимом мире, та борьба, которую Лоренцо Скуполи справедливо назвал "невидимой бранью". Будем надеяться, что Апостольское увещевание Иоанна Павла II поможет современному человеку одержать победу в этой борьбе.