49. Развитие западной журналистики второй половины

Олеся Журфак
49. Развитие западной  журналистики второй половины XX века.
Глобализация как процесс в мировой журналистике второй половины XX века.
Верховный суд штата Нью-Йорк принял прецедентное решение: он признал все Интернет-сайты, независимо от их содержания и профессионального уровня, средствами массовой информации (СМИ). Отныне, в глазах американской юстиции, любой автор, публикующийся в Интернете, считается журналистом и имеет право получать и распространять информацию так же, как это делают сотрудники профессиональных СМИ. Многие эксперты считают это решение революционным - оно в корне меняет взгляд на журналистику в условиях глобализации.
Трудно назвать проблему, которая бы в последнее время вызвала столь бурные дискуссии в научных кругах, как глобализация* (Лебедева, 2003, с. 99). Открытое неприятие «пессимистами» процессов унификации, усреднения, вестернизации (по большей части американизации) мира соседствует с рассуждениями «оптимистов» о преимуществах, которыми обладает глобализация в деле решения экологических, экономических, политических проблем, стоящих сегодня перед человечеством. «Скептики», сторонники сбалансированного подхода усматривают в глобализации несомненные угрозы и положительные перспективы, поскольку любая страна не только ощущает на себе внешнее воздействие глобализации, но и участвует в данном процессе, влияя на его протекание. Интенсивность и динамизм этого влияния во многом зависят от внутреннего политико-экономического и социокультурного потенциала государства, от его готовности и способности отвечать на вызовы времени.
При всех различиях своих концептуальных воззрений представители научного сообщества (как отечественные, так и зарубежные) солидарны в том, что современный глобализационный процесс характеризуют три универсальных признака: интеграция (объединение), транспарентность (прозрачность, проницаемость), гомогенность (однородность). Несмотря на то, что признаки глобализации проявляются практически во всех сферах – экономике, культуре, политике, социальной жизни, коммуникации, в качестве сущностной характеристики глобализации выступает именно информационная составляющая. Стало аксиоматичным утверждение о том, что процессы, вызывающие потерю информации, сходны с теми, что ведут к энтропии. Именно информация, имеющая непосредственное отношение к процессам управления и развития, содействует усилению устойчивости и выживаемости различных систем.
Подчас ставится знак равенства между глобализацией и продвижением человечества в сторону информационного общества, перспективы которого по-разному оцениваются учеными и журналистами-практиками. Это естественно: сфера информационно-коммуникационных процессов породила множество проблем как политического, так и социокультурного характера. Не случайно, например, Международная федерация журналистов (МФЖ) в ходе масштабной дискуссии о мировых информационных потоках поставила вопрос о выживании журналистики в условиях глобализации.
Важной особенностью глобализации ряд авторов называет тенденцию, направленную на формирование единого информационного пространства (ЕИП) (Лебедева, 2003, с. 100). В последние десятилетия это понятие все чаще встречается в отечественной научной литературе. Во многом это связано с принятием в 1995 г. в нашей стране «Концепции формирования единого информационного пространства». В 1997 г. прошли парламентские слушания на тему «Развитие информационного пространства в России» и «О развитии информационного пространства». В 1998 и 1999 г. Комитетом по информационной политике были одобрены, соответственно, «Концепция государственной информационной политики» и «Концепция формирования информационного общества в России». Формирование единого информационного пространства (ЕИП),* как считают российские авторы, теснейшим образом связано с интеграционными процессами, характерными для постиндустриальной эпохи.